Александровское подворье. Что там - за закрытыми дверями?

Jun 07, 2005 21:55



Михаил Хейфец
"Вести-2"  2 июня 2005 г.

Те, кто бывал в Храме Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме, не могли не увидеть на подходе к нему большое здание, на  внушительном входе которого есть надпись на русском языке: «Александровское подворье».  Думаю, однако, что никто из читателей за эту дверь не заходил и что скрывается там не видел. Во всяком случае, я, уже два десятка лет живущий в Иерусалиме и почти сотню раз бывавший в Старом городе, никогда не видел эту дверь открытой…
И вдруг - открылась. Пока для меня лично. Хорошо все-таки быть журналистом! Но надеюсь,  следом за мной придут и новые посетители, любящие древности, и старую Россию тоже, а кто-то -  православную церковь (среди гостей города есть такие, их очень и очень немало). Что они там увидят?
И почему в эту дверь так долго не было доступа?
Последние годы подворье служило резиденцией начальника русской (зарубежной) Духовной Миссии архимандрита Антония (Граббе). А когда он отошел от дел, выяснилось, что здание запущено до предела: камни на древних стенах отсырели так - сам видел! - что отколупываются движением пальца, и крыша обваливается (на потолке - прорехи в штукатурке).  Муниципалитет Иерусалима, как положено, запретил посещения туристов...
- Ничего не поделаешь, крышу, действительно, нужно ремонтировать, - говорит сотрудница подворья Виктория Чайко. - Но на это уйдет определенное время...
Меня привел в подворье взять интервью у председателя Императорского Православного Палестинского Общества Николая  Воронцова мой друг, публицист Антеро Киуру. Когда мы встретились, «объект интервью» сразу начал со встречного вопроса: «Вы вообще-то здесь бывали? Что-то видели? Если нет, то для начала - пройдитесь, поглядите, что у нас тут есть...»
«Что у нас тут есть» - меня потрясло. Даже в Иерусалиме потрясло, городе, уж не бедном историческими раритетами! Но  остановлю себя и начну - по порядку.
…Настоящее, организованное правительством проникновение России в Палестину началось только после Крымской войны. Мало кто, наверно, помнит, что эта, на свой лад  все-таки мировая война XIX века началась из-за спора о святых местах - между Францией и Россией за владение ключами от храма Рождества в Вифлееме. Россию  «наказали за отсталость в войне»,  и ее новые министры-реформаторы  придумали, как проникнуть империи в заповедную зону, не вызывая опасного внимания западных конкурентов. Для начала решили открыть в Иерусалиме хотя бы свое консульство. Купили обширный и прекрасный участок земли возле самого Храма Воскресения, приступили к строительству здания для этой миссии. Но встрепенулись неожиданные, церковные конкуренты - эллинская Вселенская православная церковь. Она закупила вокруг будущей миссии всю землю, причем таким способом, что греки могли в любую минуту преградить в миссию доступ. Пришлось устраивать представительство в другом месте (это - здание возле нынешней мэрии), а на купленном участке построили  подворье, первое из многих, - нынешнее Александровское подворье.
Во время раскопок здесь обнаружили находку мирового значения - древнюю стену Иерусалима, сложенную при царе Гордусе (Ироде). Более того - в стене нашли ворота. Это оказался известный из старинных преданий Порог Судных Врат, через которые охранники Ирода (а потом стражники римлян) выводили смертников  на место казни - на «Лысую гору» (Голгофу). Когда-то через эти ворота вывели с крестом на плечах Йешуа Ха-Ноцри - Иисуса Христа.
- Взгляните, Михаил, это камни первого века до нашей эры! Рядом с воротами, в стене, отверстие в форме игольного ушка, - поясняет мне сопровождающий Антеро Киуру, большой знаток и любитель иерусалимских древностей. - То самое, про которое написано, что "легче верблюду пройти в угольное ушко, чем богатому в рай"...
Другая грандиозная археологическая находка при строительстве подворья, -  ворота II века нашей эры, оставшиеся нам от крепости Элиа Капитолина, города, заложенного императором Адрианом на месте разрушенной до основания еврейской столицы.
...Итак, полюбовался я на найденные древности, а потом меня завели в церковь Александра Невского, расположенную внутри подворья. Она построена с удивительным вкусом, с каким-то ненавязчивым, тонким тактом и чутьем.
В сущности, конец 19-го века отмечен стремлением царской семьи в Святую землю.  Еще до постройки Александровского подворья был возведен в Гефсимании храм Марии Магдалины. Храм задумывался как некое памятное место для членов императорской семьи. Дети Александра II посвятили церковь покойной матери, несчастной императрице, рано умершей и много сделавшей для своей новой родины (императрица помогала мужу в его «великих реформах»). Александр III, подписывая первый бюджет на строительство в Иерусалиме, выразился так: «Это  - для моего сердца». 
Сердечность тогдашних жертвователей ощущается и здесь, в церкви Александра Невского (в память об императоре Александре III), в этом красивом, изящном, дорогом, но вовсе не пышном храме...
Здесь меня снова встретила Виктория Чайко и показала на странное кубическое возвышение, воздвигнутое посреди церкви:
- Престол остался от Константиновской базилики...
- Того Храма Воскресения, что был построен матерью Константина Великого?!
- Вы про это знаете? - она, кажется, немного удивлена. - Царица Елена приехала в Иерусалим, разыскала через хранивших предание верующих святые места христианства, построила храм на Голгофе. Тут вот он и стоял,  и на месте нашего подворья был вход в базилику.
Виктория рассказывает мне некие сведения об Императорском Православном Палестинском Обществе (я практически ничего о нем не знал). Обществу был придан особый статус: не церковное учреждение, не правительственное, но скорее то, что в Израиле называют ивритским словом - «амута». Некоммерческая благотворительная и просветительская организация! Общество носило не церковный характер, в чем я прежде был убежден, а светский, его возглавляли светские люди - брат Александра  III - Великий князь Сергий, невестка Николая II - Великая княгиня Елисавета Федоровна, князь А. Ширинский-Шихматов... Под опекой общества состояло свыше сотни школ, открытых на деньги русских «спонсоров» в Палестине. Православных арабов учили здесь на арабском и русском языках. Имелась своя больница, имелось множество гостиниц-«подворий» для паломников. Впервые оказалось возможным посещать Святую Землю не богатым любителям церковной экзотики, как прежде, а тысячам верующим, крестьянам и бедным горожанам. Конечно, тут никто не «шиковал», подворья служили массовыми общежитиями, и паломников кормили всего на 13 копеек в сутки - но все дотировалось за счет спонсора, Палестинского общества. Все это делало оно...
Общество вело и большую научную и просветительскую работу - оно издавало книги, альбомы, брошюры и научные труды по «иерусалимской теме», а также и связанные вообще со Святой Землей, включая Ливан и Сирию.
Разграблено было ИППО в самом начале Первой мировой войны - турками. Об этом рассказывал уже нынешний его председатель, Николай Воронцов, показывая так называемую «царскую комнату» (великие князья и княгини бывали в Иерусалиме частенько, и в этой комнате сохранились многие следы их пребывания…). Рассказал, вовсе не жалуясь, но объясняя, почему, например, не сохранилась подлинная мебель того времени. Все было украдено и потом продавалось на местных базарах!
- Но чудом уцелели портреты Государя Николая Александровича и Александры Федоровны, - подвел меня к стене Николай Воронцов. - И если вы обратили внимание (я - обратил! - М. Х,), то портреты членов царской семьи, которые у нас на стенах, тоже очень редкие: это - прижизненные оригиналы. Августейшие лица запечатлены в молодости, и это был Их личный дар Александровскому подворью
- А как получилось, что в таком «светском месте» была резиденция начальника Миссии РПЦЗ?
- Ну, это превратности исторической судьбы, - чуть заметно улыбнулся Николай. - Этот период уже позади.
Я обратил внимание на фотографии Иорданского короля Хусейна и президента Рейгана и поинтересовался.
-  Да, они нам очень помогли своей поддержкой, моральной и общественной. Оба - кавалеры ордена нашего Общества. На фотографиях - моменты награждения...
Я заметил, что разговор о правовых аспектах жизни Общества не слишком приятен собеседнику и остановился. У каждого, видимо, свои «скелеты в шкафу»…
- Понимаете, - объясняет Воронцов, - мы хотим не только реставрировать Подворье, а оно нуждается в срочном капитальном ремонте, но восстановить и традиционную научную и благотворительную работу Общества, какой она была и прежде. И  нужны благодетели (именно так он и выразился! - М. Х.), которые будут помогать, а не искать в своих пожертвованиях выгод. Нужны верующие и благородные люди, а не коммерсанты, использующие нашу собственность.
- Как стать членом вашего Общества? - спрашиваю его напоследок.
- Написать прошение о приеме. Адрес - P.О.Box 991, Jerusalem, 91009, Israel. Раз в полгода собирается Правление, и мы, обещаю, рассмотрим любое заявление.
Я оставил его разбираться с делами...

Статьи, Иерусалим

Up