Оригинал взят у
vborgman в
Польский историк: Хатынь сожгли советские солдаты и вообще это отвод глаз от КатыниВсем сочувствующим трагедии польского народа посвящается. Обратите внимание на дату.
Хатынь - пропаганда в огне
wp.pl | добавлено 2010-04-09 (18:59)
Расположенная близ Минска белорусская деревня Хатынь была одной из нескольких тысяч деревень, сожженных дотла гитлеровцами, вторгшимся в 1941 году на территорию СССР по плану «Барбаросса». Быть может, никого бы особенно не заинтересовала Хатынь, если бы не фонетическое подобие к названию «Катынь».
Второй день календарной весны 1943 года был в прямом смысле последним днем для жителей Хатыни. На насчитывавшее 26 хат и 150 жителей поселение - в отместку за помощь партизанам - напал немецкий полицейский батальон (Schutzpolizei), руководимый бывшим лейтенантом Красной Армии Григорием Васюрой. В состав батальона входили бывшие советские солдаты, которые, будучи захваченными в немецкий плен, перешли на сторону гитлеровцев. Они вошли в Хатынь, запугали жителей и затолкали их в деревянную стодолу, которую обложили соломой, облили бензином и подожгли. Внутри стодолы было 149 человек, в том числе 75 детей - все они начали гореть заживо. Обезумевшие хатынцы в панике напирали на двери, которые не выдержали и горящие люди вырвались наружу … прямо под пули немецких карабинов. Деревня сгорела дотла.
В течение многих лет никто не слышал о Хатыни. Она была одной из многих деревень, сровненных с землей гитлеровцами. Когда после Второй мировой войны советские власти старались уничтожить память о катынском преступлении, оказалось, что история белорусской деревни может помочь этому делу. История Хатыни подавалась в версии, соответствующей советской пропаганде - не упоминалось ни о партизанах, ни о том, что за преступлением стояли бывшие советские солдаты. И вот таким образом деревня стала символом гитлеровских преступлений. Хатынь (в противовес Катыни) попала в СССР во все школьные и университетские учебники, на страницы печати, на радио и телевидение, в карты и атласы. О Катыни же ничего - даже в современных российских учебниках вообще не пишут, либо ограничиваются одной фразой - результатом является то, что русские, звучащее «Катынь», часто ошибочно принимают за «Хатынь».
Хатынь (польск. Chatyń), которая по-английски пишется, как "Khatyn" (здесь автор намекает на схожесть написания. По-польски Катынь - «Katyń» - vborgman) , точно так же и на Западе должна была «замутить воду» и затушевать память о преступлении в отношении польских офицеров.
В 1969 году власти СССР с большой помпой открыли в Хатыни огромный мемориальный комплекс, посвященный трагической судьбе жителей всех деревень, уничтоженных гитлеровцами во время Второй мировой войны. Мемориал занимает 32 гектара, а в его центре стоит монументальная шестиметровая фигура мужчины, который держит на руках мертвое тело сына. Этот мужчина - Юзеф Каминьский (Иосиф Каминский) (в оригинале - Józef Kamiński (Josif Kaminski) - vborgman), которого во время массового убийства не было в деревне, и который по возвращении нашел мертвого сына. В мемориальной композиции есть 26 - именно столько сожженных домов - символических печных труб с колоколами и кладбище 186 других деревень, разделивших судьбу Хатыни.
В 70-х годах посещение Хатыни было в программе всех приездов польских делегаций в Белоруссию (помимо прочего, и приснопамятных турпоездок через Orbis). Мемориал посещали во множестве и иностранные представители - такие, как, например, премьер-министр Индии Раджив Ганди, президент Финляндии Урхо Кекконен, руководитель Кубы Фидель Кастро, а в 1974 году президент США Ричард Никсон. В это время "New York Times" написала: "Никсон увидел Хатынь, советский мемориал, но не катыньский лес", а британская "Daily Telegraph" прокомментировала этот визит так:: "Посещение президентом Никсоном белорусского мемориала «Хатынь» оставило у многих ошибочное впечатление, что Россия поставила памятник польским офицерам, убитым в катынском лесу. Однако следует отметить, что «Khatyń» и «Katyń» это два абсолютно разных места. (.) В то время, когда президент Никсон был приглашен Советами в Хатынь, в Лондоне Фонд Катынского мемориала пытался получить от англиканской церкви согласие на возведение катынского памятника в Лондоне. Визит президента Никсона широко освещался в прессе и множество комментаторов недоумевало: зачем столько шума, связанного с памятником, увековечивающим жертвы в Катыни, если уже в России есть один мемориал (памятник в Лондоне был воздвигнут, наконец, в 1976 году - на окраине города - комментарий автора). Кампания по дезинформации, базировавшаяся на названии «Хатынь», можно сказать с уверенностью, увенчалась успехом.
Хотя прошли годы, интернет-страница музея в Хатыни до сих пор поддерживает официальную версию событий, не вспоминая о Катыни. Более того, еще в прошлом году главный архитектор «мавзолея» Леанид Левин во время пресс-конференции в Минске, будучи спрошенным на тему «Хатынь-Катынь», утверждал, что мемориал был возведен в Хатыни, исходя из ее близости к столице. И схожесть с названием «Катынь» не имела никакого значения. Однако есть и такие белорусы, которые пытаются выяснять факты: в 2008 году была премьера фильма «Правда о Хатыни» режиссера Вольги Никалайчик, рассказывающий о роли партизанов и Schutzpolizei в трагедии.
Хатынь - это пример дезинформационных действий советской пропаганды - коварной войны за память, полной вранья, затушевывающего преступление, совершенное сталинскими функционерами. Встреча премьеров Польши и России - Туска и Путина - в 70-ю годовщину катынского преступления дает, однако, надежду на то, что наши национальные раны перестанут кровоточить, а в отношениях польско-российских появится общая воля к открытию правды. Эти надежды подкрепляют слова Путина, произнесенные в Катынском Лесу: "Нам не дано изменить прошлого, но в наших силах сохранить или восстанавливать правду е, но в наших силах , а значит, и историческую справедливость"
Marta Tychmanowicz для Wirtualnej Polski
http://wiadomosci.wp.pl/kat,1342,title,Chatyn---propaganda-w-plomieniach,wid,12157885,wiadomosc.html?ticaid=1a064 Марта Тыхманович (Marta Tychmanowicz) - редактор ежемесячника "Focus Historia", историк искусства, докторант отделения социологии SWPS в Варшаве.