«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе?» - все мы прекрасно помним эту фразу лектора Никодилова, из замечательного новогоднего кинофильма «Карнавальная ночь». Но, если сам по себе вопрос, это как само собою разумеющееся в поиске истины с научными доводами, то непосредственная, слепая вера - это, скорее самовнушение, или же внушение третьей другой стороны.
Тема НЛО и пульсирующие вокруг неё информационные потоки относительно молода. Рождением УФОмания обязана не кому то, а Орсону Уэлсу, который в 1938 году запустил настолько сильный маховик обмана, что он до сих пор продолжает свою работы и набирает все большие обороты от года в год, пополняя армию «желающих верить».
Что же произошло в 1938 году? Не больше не меньше, а лишь радиопостановка, которую я не могу назвать с полной ответственностью таковой. Подобному явлению следовало бы придумать отдельный термин, громкий и многозначительный, что-то вроде - информационный выстрел.
Первым информационным выстрелом, как уже говорил, я считаю радиопостановку романа Герберта Уэлса «Война миров», запущенную в эфир 30 октября 1938 года радиостанцией CВS. Именно этот радио спектакль, поставленный Mercury Theatre on the Air под руководством Орсона Уэллса, создал эффект разорвавшейся бомбы в обществе, повергнув в панику миллионы жителей. По моему мнению постановка была не просто хорошо подготовлена, а даже запущена как один из первых экспериментов, изучающих влияние информационных потоков на сознание людей. И вот почему я так думаю...
Прежде всего, постановка была пущена в эфир в период социально - общественного волнения. Экономическая ситуация на тот момент в США была весьма шаткой, учитывая длительные последствия кризиса - Великой депрессии. Напомню, что Великая депрессия в США длилась с 1929 по 1939 годы, отбросившая экономику к началу ХХ века. Одним из последствий депрессии был рост коммунистических идеологов на территории капиталистических стран, в том числе и США. Это вызывало немалое напряжение в обществе, подводя некоторые слои к идеям революционных действий.
Немалый эмоциональный накал добавляло Мюнхенское соглашение, подписанное 30 сентября 1938 года, фактически подводя Европу ближе к военному кризису. Ожидание войны и осознание неминуемого участия в ней США, обсуждение этой темы в СМИ, оказывали серьезное воздействие на психо - эмоциональное состояние общества.
На фоне эмоциональной нестабильности в обществе в прямой эфир радиостанции выпускается радиопостановка изначально созданная для тестирования новой формы воздействия на разум. Посудите сами, в США довольно распространенным было явление радиопостановок, и носили они совершенно разный жанровый характер: детективы, мелодрамы, фантастика и даже ужасы. Но, роман Герберта Уэллса был основательно переделан под шаблон экстренного выпуска новостей.
Не смотря на тот факт, что предварительно перед началом трансляции спектакля было оповещено о начале радиопостановки, мало кто из слушателей уделил внимание объявлению. Почему? Почему люди, которым прямо было сказано, что сейчас им будет зачитан фантастический роман, поддались массовой панике?
Все дело в том, как была осуществлена подача материала.
Передача началась с вполне заурядного дикторского текста: «Дамы и господа! Радиовещательная корпорация «Коламбиа» рада представить вам Орсона Уэллса и труппу «Mercury Theatre on the Air» в инсценировке романа Герберта Джорджа Уэллса «Война миров». После чего радиослушателям был зачитан прогноз погоды на следующий день, затем начался концерт некоего коллектива «Рамона Ракелло и его оркестра», хотя в действительности руководителем был Бернард Херрман. Эти два эмоционально - расслабляющих фактора и стали основным запалом к бомбе, которая разорвалась чуть позже.
Орсон Уэллс во время радиоэфира
Неожиданно концерт был прерван и диктор объявил, что из обсерватории в Принстоне профессор-астроном только что сообщил о чрезвычайно странных ярких вспышках на поверхности Марса. К этому сообщению был добавлен комментарий другого профессора-астронома Ричарда Пирсона (которого озвучивал Орсон Уэллс) который опровергал предположения существования жизни на Марсе. После столь неожиданного перерыва концерт возобновился. Спустя некоторое время концерт вновь прерывается сообщением астронома, что от Марса в сторону земли движется какое-то необычно крупное тело. Вскоре концерт стал прерываться все чаще и чаще, снабжая слушателей сенсационной информацией. В результате концерт уже никого не интересовал, радиослушатели были прикованы к приемникам, впитывая передаваемые новости.
Накалом страстей стало известие от собственного корреспондента CBS, Карла Филипса, о том, что в городке Гроверс - Милл было зафиксировано падение метеорита с Марса, приведшее к многочисленным жертвам и разрушениям. После чего корреспондент уже вел свой репортаж с места событий, описывая кратер, жертв и скопление зевак, которых разгоняла полиция. Для пущей правдоподобности Карл Филипс даже взял интервью у фермера, на поле которого упал метеорит и уничтожил урожай, скот и соседей.
Не успев прослушать слезный и трагический рассказ фермера об произошедшем, слушатели, тут оказались под следующей волной дезинформации. Корреспондент сообщал о том, что метеорит на самом деле это космический корабль, из которого вышли инопланетяне и открыли огонь из оружия ужасающей разрушительной силы.
Сразу за этим последовала информация о том, что к Гроверс-Милл стягиваются регулярные войска. Карл Филипс стал брать интервью у солдат, на фоне которого вел рассказ профессор Филипс. В результате трансляция с места событий была прервана главою национальной гвардии Нью-Джерси, потребовавшим освободить территорию, в связи с началом боевых действий против инопланетных захватчиков.
Масла в огонь добавило выступление министра внутренних дел, который призывал к сохранению спокойствия. Министр уверял, что ситуация находится под полным контролем армии и полиции.
Когда же в эфир вновь вышел Карл Филипс, он уже сообщал о полном уничтожении подразделений национальной гвардии и полицейского оцепления. По его словам Гроверс-Милл полыхал, тысячи жителей спасались бегством, а вдоль дорог лежат трупы людей. Сообщения сопровождались соответствующими звуковыми эффектами, имитирующими взрывы, выстрелы, треск и скрежет, крики людей.
Шокирующий репортаж прервал грохот взрыва и, после томящей паузы, раздался голос диктора, и вновь наступила эфирная тишина. Спустя некоторое время раздался голос профессора Пирсона, сообщавшего о том, что иммунитет инопланетян оказался неспособным противостоять земным бактериям и агрессоры были повержены. После чего Орсон Уэллс поздравил всех с Хэллоуином.
А в это время страну охватила массовая истерия. Слушатели метались в панике, собирали самое ценное и бежали прочь из домов, выбрасывались из окон. Трассы были перегружены наплывом автомобилей беженцев… В госучреждениях, полицейских участках, больницах не переставая, звонили телефоны, люди умоляли спасти их, требовали открыть арсеналы и раздать народу оружие, срочно минировать дороги на пути следования марсиан и даже направить на них летчиков-смертников на наполненных взрывчаткой самолетах. Впоследствии телефонные компании отметят, что линии в эту ночь были нагружены впятеро больше обычного. Фиксировались массовые свидетельства наблюдения марсиан, летающих тарелок и сцен жестоких расправ над людьми пришельцами.
Страсти улеглись к утру. Однако история на этом не закончилась. Прежде всего, заказчики данной операции получили возможность реально испытать доселе теоретическую базу психологического воздействия на массы через СМИ. А саму схему несколько раз даже повторяли в странах Латинской Америки Чили и Эквадоре.
Результатом данной операции стало не только то, что в течении 40 минут (именно столько длилась радиопостановка) 6 миллионов жителей США поддались панике, а 5-я часть настоящей истерии, пустившись в бегство, но и то, что эмоциональный накал был настолько велик, что не все слушатели осознавали в определенный момент, кто же на них напал. Немалая часть паникеров считала, что война идет не с марсианами, а с немцами!
В момент трансляции постановки в штате Вашингтон в городке Конкрет и вправду вышла из строя радиостанция, что вызвало настоящую истерию среди местного населения. Телефоны полицейских участков разрывались от звонков. Местные жители были уверены, что линии электропередачи были разрушены марсианами.
Радиопостановка «Война миров» была ничем иным, как спланированной акцией спецслужб США, по испытанию методов психологического воздействия на общество. Это был первый информационный выстрел. Кратковременный, максимальный по накалу страстей, эффект массового побуждения к определенному роду действий. В данном случае к панике.
Этот радио спектакль соответствует всем основным трем критериям информационного выстрела. Разберем их последовательно:
1) Соответствующая социально - общественная обстановка.
Великая депрессия, уже десятый год лихорадящая экономику США, не дающая среднестатистическому гражданину уверенности в будущем и обогащающая, и без того, зажиточные слои монополистов. Нарастающие коммунистические взгляды в обществе. Мюнхенское соглашение, подводящее мир к Второй мировой войне.
2)Технические возможности:
В данном случае это радиостанция CBS охватившая в ночь трансляции шесть миллионов слушателей, для тех лет внушительная аудитория. В большинстве своем, американцы тех лет проводили вечер, у радиоприемников прослушивая постановки в прямом эфире. Радио имело весьма серьезное положение в общественной жизни, ничуть не уступающее в те годы тому же телевидению последних десятилетий.
3)Человеческими ресурсами:
Это высокопрофессиональные сотрудники, которые являются взрывной массой для выстрела. В случае с данной радиопостановкой мы имеем не только хорошо подготовленных актеров и правильно, с психологической точки зрения, оформленный сценарий действий. Это говорит о том, что группа имела в своем составе помимо актеров, еще и квалифицированных психологов.
Итогом данного выстрела стали не только многочисленные работы по психологии, но и единая концепция воздействия на подсознание человека через средства массовой информации. А так же успешное повторение эксперимента в Эквадоре в 1949.
Дело в том, что успешность радиопостановки в США обуславливалась так же спецификой менталитета и доверчивостью американцев местным СМИ. Поэтому, для закрепления результатов было решено повторить эксперимент в стране с иными устоями и менталитетом.
Результат оказался ничуть не менее потрясающий по успешности. Затравкой к основному выстрелу были публикации в газете El Comercio об участившихся над городом Кито полетах НЛО. А после в ход пошла тяжелая артиллерия - радио ведущие Леонардо Паэс и Эдуардо Алькарес провели радио постановку на местной станции, аналогично той, что взбудоражила в 1938 слушателей CВS.
Реакция на происходящее в радиоэфире была молниеносной. К месту предполагаемого крушения НЛО выехали полиция и пожарные. В городе началась паника. Когда розыгрыш был раскрыт, здание радиостанции атаковали тысячи разгневанных горожан. В результате погромов погибло 6 человек, а Леонардо Паэс бежал в Венесуэлу где и скрывался долгое время.
Благодаря Эквадорскому эксперименту стало ясно, что любая национальная общность, вне зависимости от менталитета, вероисповедания, идеологии и прочих социальных и общественных факторов различия, подвержена массовой истерии при соответствующей обработке сознания, через влияние на рациональное мышление и эмоциональную устойчивость.
Однако, тема с инопланетянами еще ни раз использовалась правительством США, дабы отвлекать общественность от насущных проблем. Как я уже говорил, информационный выстрел не совершает каких либо существенных изменений в климате государства, он возбуждает общественность и дает возможность выстраивать новую информационную модель для влияния на социум. Радиопостановка Орсона Уэллса заложила фундамент для информационной модели теории инопланетного присутствия на Земле.