22.06.1941 г. первый воздушный таран старшего лейтенанта Иванова

Jun 22, 2024 16:55

«В истории авиации таран - совсем
новый и никем и никогда, ни в одной стране
никакими летчиками, кроме русских
не испробованный прием боя… Советских летчиков
толкает на это сама природа, психология русского
крылатого воина, упорство,
ненависть к врагу, смелость, соколиная
удаль и пламенный патриотизм…»

А. Толстой. «Таран»,
/Газета «Красная звезда» от 16 августа 1941 г./

Первый воздушный таран Великой Отечественной войны был совершен в Ровенской области старшим лейтенантом Иваном Ивановичем Ивановым.




Существуют разные мнения о том, что толкало военных летчиков идти на таран вражеского самолета. Что заставляло пилотов жертвовать не только крылатой машиной, но, во многих случаях, и собственной жизнью? На первый взгляд может показаться, что воздушный таран - акт отчаяния и безысходности. Что летчик совершает этот поступок под влиянием эмоций, в тот момент, когда он в силу обстоятельств не может предпринять обдуманных действий. Однако, на самом деле, идя на таран, человек за доли секунды принимал взвешенное решение. Пилот совершал такой поступок только тогда, когда его бездействие в сложившееся ситуации могло привести к весьма тяжелым последствиям.

Не случайно таран, как форма русского воздушного боя, был зафиксирован уже в первые часы Войны. Еще не гремела слава Талалихина и Гастелло - свои бессмертные подвиги они совершили чуть позже - а советские летчики, зачастую жертвуя собственной жизнью, защищали родное небо от вероломно напавшего врага и шли на таран.

Ранним утром 22 июня 1941 года по тревоге тройка наших «И-16» под командованием заместителя командира эскадрильи 46-го истребительного авиаполка старшего лейтенанта Иванова взмыла в небо, чтобы уничтожить группу бомбардировщиков противника «Хе-111», вторгшуюся в воздушное пространство Советского Союза. Враг летел бомбить наши города. Советские самолеты пикировали на врага, атака следовала за атакой. Одна из машин неприятеля была подбита, другие - беспорядочно сбросили свой смертоносный груз, так и не достигнув намеченной цели. Когда советские летчики выполнили поставленную перед ними задачу, ведущий группы Иванов направил свое звено к аэродрому, продолжая наблюдение за воздушным пространством. В бою экипажи расстреляли почти весь запас снарядов, да и горючего осталось немного. Два самолета из группы успешно приземлились, уже и старший лейтенант Иванов развернул свой самолет на посадку, когда заметил вражеский бомбардировщик, приближающийся к аэродрому. Решение пришло мгновенно: Иванов резко взмыл вверх и атаковал неприятеля. Последние патроны он выпустил по неприятельскому самолету. К тому времени горючее было почти израсходовано, а враг все еще не повержен. Тогда летчик принял решение - идти на таран. От столкновения самолет противника потерял управление, врезался в землю на окраине аэродрома и взорвался, а его экипаж погиб. Но и самолет Иванова был сильно поврежден, а из-за малой высоты пилот не смог выпрыгнуть с парашютом и погиб.

2 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета старшему лейтенанту Иванову Ивану Ивановичу было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

image Click to view



Великой Победе

Previous post Next post
Up