Старый Воронеж. Введенский храм.

Dec 04, 2017 17:30

История храма восходит к 1700 г., когда из прихода Успенской церкви, где началось кораблестроение, в Акатовское предместье переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре того же года они обратились к находившемуся в Воронеже Императору Петру I за разрешением на вырубку леса для строительства церкви, которую они хотели по-прежнему посвятить Успению Божией Матери. Храм вскоре был построен и освящен Святителем Митрофаном, первым епископом Воронежским. Видимо, Святитель счел неудобным появление в городе одноименных церквей, и новый храм нарекли Введенским.




В 1780 г. деревянная церковь была заменена каменной, двухпрестольной. Кроме главного, в храме был устроен придел во имя мученика Иоанна Воина, а в XIX в. появился еще один придел - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.С 1887 г. при храме существовало попечительство о малосостоятельных прихожанах, а с 1891 г.-первая в епархии приходская школа с «рукодельными классами».

В этом храме был крещен известный русский писатель Иван Бунин. Храм издавна считался одним из красивейших в Воронеже. Архитектурный облик храма несет на себе явные черты школы знаменитого зодчего XVIII в. Б. Растрелли.

[Spoiler (click to open)]Вот что писал в 1922 году известный историк местной архитектуры Юрий Успенский: «Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа, покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие люкарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой. Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде зубчатого колеса. Наличники окон сложного рисунка.

Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Ее второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящие колонны, поддерживающие четырехугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки».

В этом сооружении Ю.И. Успенский чувствовал несомненное знакомство строителя с проектом Андреевского собора в Киеве, возведенного по чертежам Бартоломео Растрелли в 1747-1767 годах. Такое проникновение идей знаменитого зодчего он считал вполне возможным при тесной связи воронежского и киевского духовенства, существовавшей во второй половине XVIII века.

В середине 30-х годов Введенский храм был закрыт. На протяжении нескольких десятилетий здание его использовалось различными организациями и постепенно разрушалось.

В 1990 году Введенскую церковь возвратили епархии в весьма плачевном состоянии. В 1994 году завершилось воссоздание внешнего облика здания, работу по-прежнему проекту вели каменщики-реставраторы во главе с Игорем Буровым. Благоустроена и вся прилегающая территория, церковный двор вновь обрел ограду.Внутренняя отделка храма длилась еще пять лет. После длительной реставрации Введенская церковь освящена 4 декабря 1999 года, и приписана к Алексеевскому Акатову монастырю.


Старый Воронеж

Previous post Next post
Up