Архимандрит-орденоносец.

Apr 03, 2015 13:25






Иван Михайлович Воронов (1914-1975), будущий архимандрит Алипий , иконописец и проповедник, родился в бедной крестьянской семье в деревне Торчиха Московской губернии. Родители его были верующими людьми и сумели передать сыну свою веру в годы всеобщей и беспощадной борьбы с религией. Уже в детском возрасте у Ивана проявился незаурядный художественный талант, склонность к рисованию.
В 1936 году Воронов поступил в изостудию, организованную ВЦСПС, которая в те годы приравнивалась к Академии художеств.

На фронт Ивана Воронова призвали 21 февраля 1942 года - "когда враг был под Москвой, я, как и все, вышел с оружием в руках защищать Москву". На войну он уходил не только с автоматом, но и с этюдником с красками. Он хотел запечатлеть каждую мелочь, все жизненные ситуации, фронтовые будни и праздники. Редкие передышки между боями и марш-бросками посвящались творчеству. В основном Воронов писал пейзажи, на которых была запечатлена не только мирная природа, но и разрушенные немцами города и деревни - страшные свидетельства войны.

Удивительная старушка

Удивительный случай произошел на войне с архимандритом Алипием. Когда Иван в 1941 году уходил на фронт, мать дала ему на прощание иконку Божией Матери со словами: «Сынок, будет худо, помолись».
Однажды с группой солдат Иван попал в окружение. С трех сторон немцы, с четвертой - болото. В отчаянии он вспомнил совет матери. Отстал немного от отряда и, как умел, помолился. Вернулся к солдатам, а там какая-то старушка стоит: «Что, заплутали, ребятки? Ну ничего, я вам тропочку покажу». И вывела отряд к своим. «Мать, не знаю, как тебя и благодарить», - сказал ей Иван. «Ты мне еще всю свою жизнь служить будешь», - ответила спасительница. Только тут понял Иван, что за «старушка» перед ним.

Кровавыми дорогами с боями шагал молодой художник Иван Михайлович Воронов. На правом плече - винтовка, на левом - этюдник с красками. И так - от Москвы до Берлина.

На фронте Иван Воронов создал несколько этюдов и картин ("Вручение гвардейского знамени" и др.), несколько альбомов "боевых эпизодов". Командование поощряло "культурно-просветительскую работу среди личного состава части", которую проводил художник, и отмечало умелое выполнение заданий "по обобщению боевого опыта и партийно-политической работы". "Все выполнявшиеся работы товарищем Вороновым носят характер творчества и новизны. В боевой обстановке держал себя смело и мужественно".

Иван Воронов прошел путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой армии. Он принимал участие во многих боевых операциях на Центральном, Западном, Брянском и Первом Украинском фронтах. Бог хранил будущего архимандрита, он не получил ни одного ранения или контузии. За участие в боях Воронов был награжден медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За победу над Германией", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги", орденом Красной Звезды и знаком "Гвардия". Всего же художник-солдат получил 76 боевых наград и поощрений.

Война оставила неизгладимый след в душе Ивана Воронова: "Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь". Став монахом Алипием, архимандритом Псково-Печорской обители, он в своих проповедях неоднократно обращался к военной тематике, часто вспоминал о войне: "Я часто бывал в ночных дозорах и молил Бога, чтобы не встретились вражеские разведчики, чтобы никого не зарезать".

С войны Иван Михайлович вернулся знаменитым художником - в Колонном зале Дома союзов была организована его персональная выставка. А в 1947 году Воронова приняли в Московское товарищество художников. Но карьера светского живописца не привлекала его.

В 1950 году Воронов поступил послушником в Троице-Сергиеву лавру и в том же году был пострижен в монашество с именем Алипий, в память о первом древнерусском иконописце Алипии, иноке Киево-Печерской обители. Вскоре он был удостоен священнического сана, а в 1959 году назначен наместником Псково-Печорского монастыря. В 1960 году Алипий был возведен в сан архимандрита. Во многом благодаря его боевым заслугам, помноженным на его личный авторитет, Печорская обитель не была закрыта в годы хрущевских гонений на Церковь.

Все эти годы он не оставлял занятий живописью, не выпускал кисти из рук. Алипий работал художником по восстановлению росписи на патриаршем подворье в Переделкино и в храмах Троице-Сергиевой лавры. За это он был награжден церковными орденами и патриаршими грамотами. Патриарх Антиохийский Феодосий VI наградил Алипия орденом Христа Спасителя, а Митрополит Гор Леванских Илия - орденом Константина Великого.

Но за смиренной иконописной работой в тихих монастырских стенах Алипий не забывал ужасов войны. В Печорской обители он написал стихи, полные боли и страдания.

Под окном моим маки ты
вырвала;
Вероятно, тебе они не любы,
родная.
Это же капли крови
друзей-воинов
На полях моей Родины
пролиты.
Погляжу я на них,
ярко-красные,
Вспомню дни юности
прошлые,
И слеза из очей моих катится
За могилы забытые,
в поле брошенные...

Великой Победе

Previous post Next post
Up