Спустя год после совершеннолетия Людовика, Мария наконец-то совершает попытку реально полезного политического шага и укрепляет кровные связи между королевскими домами Франции и Испании, поменяв шиловидную Изабеллу на мЫловидную Анну. Таким образом, переженив принцесс с будущими королями, Медичи планировала положить конец бесконечным франко-испанским войнам.
Испанский наследник десятилетний Филиппок был равнодушен к происходящему, а молодого французского короля, с подозрительными наклонностями проводить время среди своих миньонов, никто не спрашивал каких именно связей хочет Его Высочество, уже ставшее Величеством. Да и в то время во Франции были разрешены только однополые Драки. Поэтому, с благословения богов, смертные парами зашагали под еще ненаписанный марш Мендельсона: мужчины, как венцы творения, а женщины - как стремящиеся под венец.
По Рубенсу это было предрешено свыше еще на полотне «совет богов», висящем в соседнем зале. И хотя весь цикл картин подчеркивает превосходство добродетели над войной, реальное примирение этих государств так и не состоялось при жизни упомянутых монархов. Что лишний раз подчеркивает обреченность любого перспективного проекта, за который бралась Мария Медичи.
Но перед художником стояла конкретная задача обессмертить историческое событие, восхваляющее мудрость королевы и подчеркивающее ее проницательность. Собрав волю в один кулак, а кисти - в другой, Питер Пауль насыщает картину помпезностью и маньеризмом с цветуечками и ангелочками на бабаечных крылышках, наслаждающихся золотым дождем (не в смысле уролагнии). Хотелось еще добавить голограмму радуги в стиле «хай-тек», но, видимо, она не получилась, и стиль сменился на «хай-так»*.
В центре полотна размещены укорсаженные принцессы, каждая из которых заслуживает отдельного внимания, поэтому опять чуть отвлекусь. Справа представлена Анна Австрийская, которую левая Испания уже спровадила в руки Франции, повернувшейся ко всему миру задом. Анна, известная большинству по сюжетной линии «трех мушкетеров» Дюма, была скромной девушкой без завышенных амбиций, ярковыраженных причуд и комплекса по поводу груди. Ну, нет груди - нет комплексов, хотя иронично, что умерла она как раз от рака этой слабовыраженной части тела. Однако даже этакая схожесть с мужским телом не привлекала Людовика, поэтому не удивительно, что ее внезапно осеМЕнило, лишь спустя более двадцати лет после свадьбы. Видимо, наконец-то у Людовика на нее поднялось что-то помимо руки.
Изабелла Бурбонская напротив, сразу спелась со своим супругом, играя первую скрипку в унисон с его «по барабану», и была на редкость плодовита, в своей хронической беременности. Однако до совершеннолетия дожила лишь младшая - восьмая дочь Мария Тереза (какое живучее имя во франко-испанском сериале), поэтому серьезному воспитанию с ее стороны подвергалось только одно дитятко - ребенок ее свекрови. Также, в отличие от своей родственницы-золовки, Французская королева Испании сразу возложила на себя обязанности жены, став хранительницей домашнего общака, что собственно ее и погубило. Нет чтобы жить тихо-спокойно, как Анна, кардинально наезжая лишь на своего кардинала**. Но тетрис еще не изобрели, и не каждый мог наглядно убедиться в простой истине, что ошибки накапливаются, а достижения исчезают (я имею ввиду политические просчеты и умирающих детей). Поэтому о Изабелле не вышло романа «три тореадора», и вообще ее мало кто сейчас вспомнит.
Но вернемся к нашим бурбонам в другой раз, и поищем на картине главную героиню, так сказать, организатора и гвоздь программы - саму Марию Медичи. Где же эта потрясающая женщина, от которой трясло не только мужа, но и всю Францию? Самое место отобразить передачу накопленного опыта молодым барышням - пусть и они с ним мучаются. Но Рубенсу не впервой забывать дорисовать важных личностей голубых кровей***, поэтому отсутствие этого действующего лица рассчитано на фантазию зрителя.
Я лично предпочитаю думать, что Мария, оглядевшись, взмахнула руками, и с криками «Азохен вей, товарищи бояре, не вижу женихов я! Ни между здесь, ни даже среди тут!» (вы уж простите выражовывания на моем слабом французском), помчалась на поиски где-то уединившихся принцев.
* Радугу сменили массивные красные шторы
** Анна была в жестких трениях с кардиналом Ришелье
*** На картине «коронация Марии Медичи» король был дорисован позже