Дырка от «Опеля»

Sep 24, 2009 21:06

Покупка Opel российским Сбербанком и канадской Magna у General Motors (GM), одобренная канцлером Германии Ангелой Меркель и премьером Владимиром Путиным, должна была дать России доступ к западным технологиям автомобилестроения. Однако это не произойдет, поскольку GM не готов расставаться с контролем над Opel и тем более делиться интеллектуальной собственностью.

Неделю назад совет директоров GM одобрил продажу 55% акций немецкого Opel канадской Magna (разработчик автокомпонентов) и российскому Сбербанку... Владимир Путин называл ее "частью стратегии по развитию отечественной автоиндустрии".

Столь громкое название сделки связано с тем, что в ней участвует российский госбанк, и поэтому она преподносится как перенос западных технологий автомобилестроения в Россию. Технологии - это вещь, которая не то что стоит дорого, а не продается вовсе; российские автопромышленники уже не раз пытались их получить. Например, АвтоВАЗ, продавший 25% акций французскому концерну Renault, не смог договориться о копировании его решений или покупке брендов концерна. Renault сразу заявил, что технологиями не торгует, а АвтоВАЗу предложил довольствоваться лицензионной сборкой своих автомобилей Logan. Вносить изменения в их конструкцию или копировать их технологические решения АвтоВАЗ не имеет права.

GM заявил, что готов работать с Magna только на условиях лицензионных платежей, когда канадская компания платит ему 3-5% с оборота от продажи автомобилей.

Сам факт отказа от права полного использования ноу-хау Opel превратил его покупку "в бессмысленное мероприятие", говорит Михаил Пак из ИК "Атон". Действительно, для работы с иностранным автопроизводителем по лицензии совершенно не обязательно покупать не только его контрольный, но даже блокирующий пакет. Например, российское ОАО "Соллерс" собирает по лицензии SsangYong только новые модели внедорожников (таково жесткое условие российской стороны), и для этого не потребовалось акционерное участие в корейском концерне. В случае же с Opel речь будет идти о том, что Magna и Сбербанк не только не смогут использовать его разработки, но и будут платить GM лицензионные платежи, хотя и станут контролирующим собственником Opel. Почему Magna согласилась на такие условия, аналитики и собеседники "Денег" не понимают. Один из них сказал только, что "договориться на других условиях было нереально".

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1235839
Previous post Next post
Up