Тонино Бенаквиста "Малавита 2"

Jun 16, 2009 00:06

Друзья, я не буду стесняться и стану выкладывать в нашем сообществе некоторые свои рецензии на книжки - кросс-постом с ru_books. Призываю Вас делать то же самое, если Вам есть, чем поделиться.



Для тех, кто читал первую «Малавиту», могу сказать, что множество сюжетных линий по-прежнему трутся спиной о главную метаморфозу крестного отца мафии в раскаявшегося деревенского жителя. Для тех, кто не читал, вкратце фабула обеих книг: мафиозо высокой пробы много лет назад оказался перед выбором - либо ответить перед законом за все чудовищные грехи и навсегда сесть в тюрьму, либо сдать своих коллег, попасть под программу защиты свидетелей и уехать на другой континент тихо жить с семьей под другой фамилией на деньги налогоплательщиков и под бессонным присмотром ФБР. Мафиозо выбирает второе и начинает новую жизнь, пытаясь утаить в мешке шило - не свое прошлое, а свой характер. Ради бога не подумайте, что это детектив. Ничего подобного. Ради бога не подумайте, что это книга о раскаянии. Ничего подобного. Книга начитается с бытописания и быстро набирает темп, превращаясь в роман во всех жанрах сразу.

У всех членов семьи Манцони свои проблемы: у детей - с любовью, у мамы - с бизнесом, у папы - с самореализацией. Все четверо, как и в прошлой книге, берут разное время на разгон, но в конечном счете приходят к одним и тем же выводам: они вправе не скрывать свою силу, если уверены в своей правоте. Правота, по счастью для читателя, почти всегда очевидная - герои
леденеют взглядом не от жадности или злости, а от спокойной уверенности в том, что за правду умереть не жалко. Только не им умереть. А тем, другим. Герои не совершают лишних движений, не размахивают битами, брызжа чужой кровью как в гангстерских боевиках - в большинстве случаев они и вовсе спокойно разговаривают. Потому что в чем сила? Правильно: сила в правде, брат.

Бенаквиста гениальный портретист - он умеет описывать характеры такими, какими они бывают в жизни, а не такими, какими их принято рисовать в книгах: его герои совершают ошибки, через слово ляпают не то, совершают победы случайно и краснеют на пустом месте. Так, бывает, узнаешь со временем близкого человека - вылезают порой такие тараканы, с которыми ты в жизни никогда не сталкивался и как оценивать их - не знаешь, остается только привыкать и получать от них удовольствие. В своих психологических вскрытиях Бенаквиста ни секунды не красуется - все его открытия делаются походя, скользят в небрежных диалогах, догоняют «более важные» сюжетные мысли.

Правые и неправые в книге постоянно меняются местами так, что не успеваешь занять чью-то позицию: только проникся симпатией к одному герою, а он возьми да накосячь так, что становится стыдно за свою к нему приязнь; только наглотаешься гадостей про другого, как он расцветает на пять минут прекрасным принцем, и тебе снова делается за себя стыдно.

Сюжет, как и обычно у Бенаквисты, настолько непредсказуем, насколько непредсказуемо ведет себя жизнь - строить догадки относительно исходов бесполезно, ситуация все равно повернется к читателю тем местом, которым захочет. Стреляют в последнем акте ровно те ружья, о которых не догадываешься, самые заметные же так и остаются висеть на стенах холостой бутафорией. Герои творят что хотят, постоянно ловишь себя на мысли, что хочется кого-нибудь из них заткнуть и дать наговориться другому, но нет - тут все будет так, как захочет чья-то левая пятка, а не так, как должно быть.

Это больше, чем правда: так оно и было на самом деле.

книги, рецензии

Previous post Next post
Up