Оригинал взят у
dneprovskij в
VIVA, ESTONNIA!Сегодня - День Рождения моей любимой Эстонии: 97 лет назад в Таллинне был обнародован "Манифест всех народов Эстонии", провозгласивший бывшую Эстлянскую губернию Российской Империи суверенным демократическим государством - Эстонской Республикой. Кстати, независимость нового государства была провозглашена на следующий день после того, как войска Его Величества Кайзера надавали под Нарвой крепких пенделей некоему вооружённому формированию под названием "красная гвардия" - у ватников эта дата почему-то считается "днём рождения красной армии", и ежегодно в этот день они нажираются своим национальным напитком до поросячьего визга... Ну, а мы не будем следовать их примеру - мы просто поднимем стаканчик виски за суверенную и демократическую Эстонию - и поздравим всех наших френдов, живущих в Эстонии, с Днём Независимости их замечательной страны! Ea vabas Eestis!
Как неисправимый и последовательный монархист, я, наверное, предпочёл бы, чтобы в новообразованном государстве был провозглашён конституционно-монархический строй (кстати, проект создания на землях Эстонии и Латвии Балтийского Герцогства, во главе которого встанет принц Адольф Фридрих Мекленбург-Шверинский, осенью 1918 года вполне серьёзно рассматривался в Берлине) - но, в конце концов, суверенная республика - это тоже не самый худший вариант. Во всяком случае, куда, как лучше, чем марионеточная "союзная республика" в составе совецкой Империи Зла...
Вряд ли найдётся среди нас столь древний юзер, который был очевидцем тез событий 1918 года - но очевидцев того, как маленькая Эстония "детонировала" крушение Совка на излёте восьмидесятых годов прошлого века, среди нас ещё предостаточно.
Поэтому давайте вспомним сегодня те события, которые происходили уже на нашем веку.
Собственно, Эстония была не только самой небольшой - как по площади, так и по численности населения - "союзной республикой", но и наименее "союзной" и "совецкой" из всех этих полутора десятков квази-государственных образований, порождённых сталинской конституцией. Сейчас, на этом месте, какой-нибудь особо дотошный (вернее, считающий себя таковым) ватник из числа тех, кто после вчерашнего уже проспался, но ещё не окончательно протрезвел, обязательно взовьётся и начнёт голосить: "Ага! Вот ты и проговорился! - все так называемые "суверенные государства" обязаны своими границами именно мудрой сталинской политике и сталинской конституции - и чухна, и лабусы, и хохлы с бульбашами, и чурки, и косорылые - все!!!" Я спешу нейтрализовать истеричного ватника: никто никому ничем не "обязан" - все народы, входившие прежде в состав Российской Империи, а затем и Империи Зла, проживали на своих территориях веками и даже тысячелетиями, и все они, так или иначе, входили в Российскую Империю на правах личной унии - то есть, личного договора, напрямую заключённого представителями национальных элит с Императором. В марте 1917 года Российская Империя была упразднена, и исчезло единственное легитимное на тот момент звено, связывавшее вместе все эти народы и территории - Император Всероссийский. Не стало Императора - не стало и юридического обоснования какого-то "единства"; предоставленные сами себе народы предпочли создать собственные национальные государства на территории своих стран, на что имели полное право. А уж то, что потом эти национальные государства были так или иначе оккупированы кремлёвскими большевиками - это уже другое дело. И так называемые "союзные республики" - это не столько "созданные для этих народов прообразы будущих государств", сколько... обычные смирительные рубашки, удерживавшие эти народы от реальной независимости. И не говорите мне ничего про то, что "Украинская и Белорусская ССР имели места в ООН" - известно, кем и для чего были созданы - как известно и то, как именно и по чьей указке всегда голосовали сидевшие в ООН марионеточные "представители" этих "союзных республик" и кого они на самом деле "представляли".
Но мы отвлеклись. Эстония, как было сказано в предыдущем абзаце, была не только самой малочисленной, но и наименее советизированной из числа "совецких республик". И это - не случайно: кремлёвские коммунисты были известными лицемерами, и постоянно норовили сделать "хорошую мину при плохой игре" - вот и определили трём "прибалтийским союзным республикам" роль этакой "парадной витрины совецкого союза", обращённой в Европу. Кремлёвским коммунистам нужно было показать мiровому сообществу, что их режим - вовсе не людоедский, что в Совке - "почти такая же свобода, как и в Европе"... Повторюсь: "парадная витрина", на роль которой назначили литовцев, эстонцев и латышей, была нужна именно Кремлю - но вот нужна ли была эта роль тем же латышам, литовцам и эстонцам?... Впрочем, их особо-то и не спрашивали: Партия сказала "изображать Европу" - значит, изображай! А не хочешь "изображать Европу" - значит, будешь изображать ударный труд где-нибудь в Сибири, за Полярным кругом! У совецкой власти не было в заводе церемониться с теми, кто имел щщастье оказаться в её объятиях...
А в конце 1980-х годов в Кремле решили превратить Эстонию в одну большую-пребольшую яму: дело в том, что недра этой страны буквально напичканы фосфоритами и сланцами - вот и решено было превратить "пятнадцатую союзную республику" в один большой-пребольшой карьер по добыче этих самых фосфоритов и сланцев. Что делать с местным населением, в Кремле особо и не заморачивались: переселить. Частично - в города "Эстонской ССР", частично - в Псковскую область... Делов-то!... И, казалось бы, планам Кремля ничего не должно было помешать: ведь эаааадуууумчифффыыые эээстооонцыыы - это не горячие чечено-ингуши, и ждать от них каких-то проблем не приходилось: переедут, как миленькие! - а если не захотят, то мы им напомним сталинские депортации!... Но... Но "эаааадуууумчифффыыые эээстооонцыыы" не захотели...
"Задумчивые" эстонцы вышли на улицы своих городов, и... запели песни. Они просто стали петь хором старинные песни своего народа - в знак протеста против того, что их хотят согнать с земли, на которой столетиями жили их предки. Традиции хорового пения в Эстонии - это часть эстонской национальной культуры, поэтому эстонский хор сразу же зазвучал очень, очень мощно. Настолько мощно, что эстонский хор протеста услышала вся Европа; настолько мощно, что резонанс от этого пения заставил задрожать проржавевшие конструкции "союза нерушимого" - и начали от него вылетать заклёпки, лопаться стальные балки и чугунные стяжки, сдерживавшие воедино сталинскую Империю Зла...
На фото: "Поющая Революция", Таллинн, 1989 год...
"Живая Цепь", организованная Народными Фронтами Эстонии и Латвии и литовским "Саюдисом" в знак солидарности трёх народов Балтии и их стремления к независимости от совецкой Империи Зла:
...газеты, издававшиеся Народным Фронтом Эстонии, распространялись на всей территории сы-сы-сэра:
...Вообще, господа, это и в самом деле удивительно: решающий толчок для распада Совка дали не темпераментные жители Юга - а самый малочисленный и самый спокойный из народов, в этот Совок загнанный. Парадокс? Загадка?...
А вот я сейчас вам, господа, ещё одну загадку подкину. Считается - и совецкая "историческая наука" весьма поспособствовала созданию именно такого стереотипа - что "...русские люди генетически не способны воспринимать свободу в силу того, что их на протяжении сотен лет угнетало царское крепостное право". Знакома вам такая точка зрения? Разумеется... А теперь давайте обратим внимание вот на что: "столетия" т. наз. "крепостного права" в России - это всего-то чуть меньше полутора веков, прошедших с царствования Императора Петра I до отмены этого самого "крепостного права" Императором Александром II - да и существовало оно далеко не на всей территории бывшей Империи, и в разное время количество крепостных от общего числа крестьян было разным, но нигде никогда в среднем не превышало 32-33%. Исключение составляют лишь Эстляндская, Лифляндская и Курляндская губернии - современные Республика Эстония и Республика Латвия - на территории которых в крепостной зависимости находилось всё крестьянское сословие поголовно. Смотрим дальше: среднестатистический русский помещик, владевший "крещёной скотиной" - кто он? Гоголевских персонажей помните - Ноздрёва, Коробочку, Манилова, Собакевича?... Плюшкина того же?... Вот вам и типичные портреты "крепостников": мягко говоря, на роль садистов и тиранов они не слишком-то дотягивают...
Другое дело - Эстляндия, Курляндия и Лифляндия: здесь крепостными крестьянами распоряжались совсем иные хозяева - ост-зейские бароны, смотревшие на своих холопов именно как на скот, как на недо-человеков (а вы, наверное, думали, что понятие "унтерменш" придумал Адольф Алоизович Гитлер только в начале двадцатого века, да?). То есть, на территории Центральной и Северной Балтии сохранялись именно феодальные отношения со всеми их "прелестями" в виде "права первой ночи", или сжеганием какого-нибудь Яниса на Масленицу вместо чучела - а разница в социальном статусе усиливалась ещё и межнациональными различиями... А теперь - вопрос: если именно крепостное право настолько сворачивает набекрень мозги, что тот или иной народ, прошедший через него, на генетическом уровне превращается в народа-раба, не воспринимающего свободу (именно это и пытался исподволь внушить всем совковый Агитпроп), то, следуя этой логике, именно эстонцы и латыши в массе своей должны быть самыми косными народностями бывшей Империи, желающими для себя только одного: нового сталина, нового сталина, нового сталина - и ничего и никого, кроме нового сталина... Но эта агитпроповская теория о "крепостном праве" рушится, едва мы обратим взгляд в сторону балтийских государств: именно их жители - почти поголовно потомки крепостных - на всём пост-совецком пространстве раньше других и значительно успешнее других сделали выбор между свободой и не-свободой, между европейскими демократическими ценностями и тоталитарным совковым ордынством - и выбор этот был однозначен. Значит, дело-то - не в "последствиях крепостного права", а кое в чём другом...
А сейчас я раскрою небольшую и не слишком-то приятную тайну: дело в том... дело в том, что вплоть до начала ХХ века на эстонских хуторах далеко не везде были - извините уж! - сортиры. Вот так. Просто, крестьяне не считали зазорным справлять нужду - что большую, что малую - где-нибудь за сараем, за амбаром, за овином... И в первые годы независимости Правительство новообразованной Эстонской Республики на государственном уровне проводило специальную программу - приучало сельских жителей рыть на заднем дворе выгребную яму, строить над ней аккуратную будочку, и в этой будочке - только в ней! - справлять свои естественные потребности. Я, к сожалению, не встречал нигде в литературе рассказов об этом - но дело в том, что мне об этом поведали именно мои друзья-эстонцы, которым я вполне доверяю, и которых я никак не могу заподозрить в отсутствии патриотизма.
А теперь - позвольте немного личных воспоминаний: впервые в Эстонии я побывал в 1989 году, в последний раз - в 1992-м, и за время своих посещений этой маленькой, но какой-то сказочно-уютной страны я был не только в Таллинне, но и в достаточно отдалённых её уголках, и даже две неполных недели прожил на самом настоящем эстонском хуторе у самого настоящего бывшего эстонского добровольца, сражавшегося в Национальном легионе, а потом отсидевшего двадцать лет в ГУЛАГе - и ни у него на хуторе, ни на других хуторах я не видел щелястых будочек над выгребной ямой: на протяжении одного-двух поколений эстонские крестьяне оценили все преимущества тёплого ватер-клозета - а надобность в щелястых будочках над выгребными ямами сама собой отпала где-то на рубеже 1960-х - 70-х годов. И я вспоминаю об этом всякий раз, не только когда попадаю в среднестатистическую русско-сибирскую деревню, но и когда иду по центру своего родного города - того самого, что Антон наш Палыч назвал "совсем интеллигентным, почти Петербургом" - и вижу эти зловонные "будочки" на задних дворах...
Так что, не в "рудиментах крепостного права" дело, господа - а в элементарном уважении к самим себе. В том самом уважении, с которого начинается уважение к тем, кто рядом, к своей земле, своему городу, к своей стране. В уважении, с которого начинается подлинный - а не истерично-полупьяный ватно-колорадлский - патриотизм.
Эстонцы уважают себя, своих соседей, свою страну... Когда-то они уважали и нас, жителей тогда ещё "российской совецкой федеративной социалистической республики" в составе Сы-Сы-СэРии. И зримое свидетельство этого уважение было запечатлено в качестве девиза на "шапках" издававшихся на русском языке газет Народного Фронта Эстонии, Народного Фронта Латвии и литовского "Саюдиса": "ЗА НАШУ И ВАШУ СВОБОДУ!" Эти газеты мы, помню, привозили сюда и распространяли среди дорогих соотечественников - да только время показало, что "дорогим зоотечественникам", в их массе, куда милее
...бушлаты, тельники, водяра, самокрутки,
Лесоповал зимой, отбои и побудки,
Как упоительны в Совдепе вечера!
Чифирь, баланда, вертухаи, фраера,
Блатная музыка и лузг савецкой сёмки,
Этапы, шмоны, кирзы, бирки, нары, шконки...
- и прочие ленточки, продетые в ноздрю или пупок в честь "великого товарища" сталина. Ну что ж, каждому - своё: те, кто уважает себя и окружающих - живут в цивилизованной Европе, а кто не способен уважать ни себя, ни других - те оказываются в грязной... ну, вы поняли.
А эстонцев я искренне поздравляю с Днём Независимости! И - в честь их государственного праздника наливаю себе стаканчик виски и поднимаю тост -
EA VABAS EESTIS! ЗА НАШУ И ВАШУ СВОБОДУ! VIVA, ESSTONIA!