"Животные не пользуются понятиями бабушек и дедушек, это привилегия человека, память о своем прошлом есть отличие человека.
Советские люди на протяжении жизни уже двух, а то и трех поколений старались не вспоминать свое реальное прошлое. ... Лучше было происходить из массовидно-безликого, утратить индивидуальность. Семейные архивы уничтожались. В анкетах врали, прятали свое прошлое. "
Д.Гранинъ , изъ статьи 1992 года "Возвращение старой науки"
Скончался одинъ изъ послѣднихъ видныхъ совѣтскихъ пропагандистовъ, одинъ изъ послѣднихъ кандидатовъ на роль ходячей совѣсти совѣтскихъ людей.
Скончался человѣкъ,
который самъ не могъ сказать про сѣбя правду. Про своё , такъ сказать реальное прошлое. Сложно сказать, гдѣ и отъ кого родился.
Сложно сказать, откуда происходилъ; выходецъ изъ евреевъ, былъ записанъ въ "украинцы". Сложно сказать, какъ служилъ въ войскахъ (впрочемъ точно навралъ про то что долго былъ въ окопахъ ) и даже на производствѣ . Сложно сказать, какъ сдѣлалъ карьеру (даже партiйную). Сложно сказать, что былъ выдающимся писателемъ, большинство его произвѣденiй при его жизни , парой пятилѣтокъ спустя воспринималось какъ плюсквамперфектъ, какъ что-то утратившее актуальность.
Но русская нацiя помнитъ: недаромъ первая открытая нацiоналистическая организацiя русскихъ , бичуемая нѣкогда покойнымъ, называлась "Память"!
Мы никогда не забудемъ его хвалебной книги про врага русскаго народа предателя Яр.Домбровскаго.
Мы никогда не забудемъ его тягомотной пресной прозы переполненной актуальными банальностями , и явно не составляющей шедевра.
Мы никогда не забудемъ, что долгая карьера его началась во времена Большого Террора, а далее каждый горестный эпизодъ исторiи русской нацiи сопровождался обогащенiемъ этой самой карьеры: писатель съ 1937 года, къ 1941 зам.секретаря комитета комсомола завода, политрукъ-комиссаръ тыловыхъ частей РККА, нерядовой работникъ престижнаго предпрiятiя ворочавшаго миллiонами во время массовой нищеты & разрухи, профессiональный писатель со временъ "ленинградскаго дѣла" и другихъ послевоенныхъ репрессiй, секретарь ЛО СП РСФСР временъ застоя, нардепъ СССР временъ развала, воротила благотворительности и членъ Президентскаго Совѣта РФ временъ обнищанiя.
Мы никогда не забудемъ его причастности къ политическому убiйству граждански сознательныхъ русскихъ людей
въ видѣ письма 42хъ (1993).
Мы никогда не забудемъ его причастности къ убiйству И сербскихъ людей : его призывы оставить балканскiе народы въ покоѣ и не вмѣшиваться, въ частности въ 1999 (статья
"Трагедiя непрочитанной книги") являлись ничѣмъ инымъ какъ приглашенiемъ къ геноциду Сербовъ .
Мы никогда не забудемъ
его позорной роли на процессѣ Бродскаго въ 60-хъ, когда , какъ маститый литераторъ, онъ искренне желалъ литератору менѣе маститому, не экономическаго, а политическаго обвиненiя.
Мы никогда не забудемъ его кипучей работы въ области благотворительности, которая могла бы имѣть минимумъ регiональный характеръ, но кончилась какъ-то странно: нѣсколько призывовъ къ милосердiю, общественная организацiя
высокаго статуса общество "Милосердiе", которая поначалу просто не смогла начать действовать согласно декларации... и вопросы къ ней со стороны и участниковъ и правоохранительныхъ органовъ.
Мы также не забудемъ его знакомствъ съ массой интересныхъ въ полицейскомъ отношенiи личностей, вплоть до товарища Ходорковского , заступничество за нихъ , именно въ связи съ "общественной работой" . . .
Какъ и полагается совѣтскому дѣлягѣ , его правда была постоянно актуальной. На каждый политическiй заказъ или хотя бы фантикъ отъ онаго -- своя, актуальная правда.
Если такiе люди оказываются какимъ-то олицетворѣнiемъ чьей-то совѣсти, -- тѣмъ хуже для всѣхъ !
Как-то вотъ такъ.