(no subject)

Apr 20, 2007 10:11



##################################################################

########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##

#######**** ****************************************************##

#### Сообщение ECO-HR.2447, 17 апреля 2007 г. ****************##

##################################################################

Право на мирный атом

ГРИНПИС: АТОМ НЕ ТАКОЙ УЖ И МИРНЫЙ

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Строительство плавучей атомной станции - начало новой эры ядерных аварий на море.

13 апреля 2007г. Москва-Северодвинск. Сегодня, накануне официального начала строительства плавучей АЭС, которое должно состояться 15 апреля в Северодвинске, Гринпис публикует список известных аварий и инцидентов, связанных с плавучими реакторами. Об опасности <плавучих реакторов> и их невыгодности общественные организации говорили много и статистические данные - красочное и показательное подтверждение этих слов.

Почти вся история аварий и инцидентов на судовых атомных реакторах скрыта под грифом <секретно>, поэтому список составлен лишь на основе доступных общественности источников, которые не содержат исчерпывающей информации. За все время существования плавучих реакторов известно как минимум 100 произошедших на них аварий - от протечек до расплавления активных зон и взрывов.

Одна из самых значительных аварий - взрыв реактора подводной лодки в Бухте Чажма на Дальнем Востоке в 1985 году. Но о многих авариях до сих пор ничего не известно или имеются лишь отрывочные сведения. Так, до сих пор не известны детали ядерной аварии на ледоколе <Ленин>, произошедшей в конце 60-х годов. Тогда расплавился судовой реактор, погибли около 30 человек, остальные получили сильное облучение, приведшее к лучевой болезни.

Стоит отметить, что статистика аварий на атомных реакторных установках российских ледоколов наглядно свидетельствует о том, что их аварийность не падает с годами - так, только в течение 2000 года на российских ледоколах произошло 3 срабатывания аварийной защиты и 10 происшествий, что в несколько раз больше, чем в 1994 году.

<С самого начала эксплуатации судовые реакторы показали, насколько они сложны и капризны в эксплуатации, - сказал Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела Гринпис России. - Ни одна страна в мире не строит плавучих АЭС, в свое время от подобных проектов отказались и в США>.

Против строительства плавучих АЭС выступают также и жители Архангельской области и г. Северодвинска, где на машиностроительном предприятии <Звездочка> уже произошло как минимум четыре аварии с выбросом радиоактивности. Местная общественная экологическая организация ЭТАС, при поддержке Городского общественного экологического совета г.Северодвинска сегодня проводит в Северодвинске пикет против начала строительства плавучей атомной стации под лозунгами: "Мы за чистую энергию", "Мы не подопытные кролики", "Если у вас не было Чернобыля, тогда мы плывем к вам. Ваша ПАЭС".

Во время театрализованного действа экологи расскажут местным жителям о том, чем опасно строительство и функционирование плавучей атомной станции.

Гринпис полностью присоединяется к протесту коллег и требует от правительства отказаться от безумных планов строительства плавучих реакторов.

GREENPEACE ГРИНПИС, отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис", Москва, gprussia@ru.greenpeace.org

* * *

Некоторые известные аварии и инциденты, связанные с судовыми ядерными установками 1954 - 2000 гг.

16 сентября 1954 г. Во время проверки паровой системы на верфи Electric Boat, Гротон (Groton), Коннектикут, в реакторном отсеке АПЛ ВМС США Nautilus (SSN-517) взорвался небольшой паропровод, заполнив помещение горячим паром.

11 мая 1955 г. Атлантический океан. Зафиксирована утечка в трубопроводе паросиловой установки АПЛ ВМС США Nautilus (SSN-517). Корабль был вынужден вернуться в порт Гротон (Groton), Коннектикут, для ремонта.

16 ноября 1957 г. Атлантический океан. Во время проведения испытаний с полной нагрузкой экспериментального ядерного реактора с натриевым охлаждением на АПЛ ВМС США Seawolf

(SSN-517) зафиксирован сбой в паросиловой установке.

16 ноября 1957 г. Реакторный отсек АПЛ ВМС США Nautilus (SSN-517) был затоплен в результате утечки, когда лодка находилась в порту в г. Коннектикут. Утечка была вызвана неисправностью клапана и, согласно заявлению представителей ВМФ, не привела к радиоактивному заражению или повреждению энергоустановки.

25 апреля 1958 г. Атлантический океан. Вскоре после выхода из порта Гротон (Groton), на АПЛ ВМС США Nautilus (SSN-517) зафиксирована небольшая протечка забортной воды в одном из пароконденсаторов. Субмарина направлялась через Панамский канал в Тихий океан. Сразу после прохождения канала, на судне возник пожар (4 мая 1958 г.) и корабль был вынужден уйти в ремонт.

15 октября 1959 г. Во время проведения капитального ремонта на военно-морской верфи в Портсмуте (Portsmouth), на АПЛ ВМС США Nautilus (SSN-517) обнаружено "умышленное повреждение" электрических кабелей. Сообщение о поломке последовало за статьей в "Портсмут Геральд", где говорилось о нескольких инцидентах на лодке, включая "умышленные"

повреждения, такие как поджоги, обрыв кабелей, поломку трубопроводов и другие разрушения жизненно важных узлов субмарины.

28 февраля 1960 г. Атлантический океан. В конце февраля в Атлантическом океане вскоре после отплытия в подводный кругосветный поход, на АПЛ ВМС США Triton (SSN-586) обнаружена течь в главном циркуляционном насосе, в результате чего для проведения ремонтных работ пришлось заглушить реактор на пять часов.

14 июня 1960 г. На АПЛ ВМС США USS Sargo (SSN-583), стоявшей в доке Перл-Харбора (Pearl Harbor), Гавайи, произошел взрыв и возгорание. Пожар разгорелся в результате разгерметизации трубопровода высокого давления, по которому на борт подавался кислород.

Через несколько мгновений раздался взрыв. После того, как противопожарного оборудования дока и катера оказалось недостаточно, чтобы справиться с огнем, офицерский состав отвел лодку от дока и затопил ее, открыв торпедные люки.

13 октября 1960 г. Баренцево море. Радиационная авария на советской АПЛ <Ноябрь> (К-8), проект 627. Выброс радиоактивных продуктов в результате взрыва парогенератора.

Переоблучилось 13 человек.

28 ноября 1960 г. Во время выполнения штатных работ на борту АПЛ ВМС США Nautilus (SSN-571), стоящей на военно-морской верфи Портсмут (Portsmouth), шесть человек пострадали в результате разгерметизации охлаждающего контура реактора. Разгерметизация произошла в результате случайного открытия клапана. Одежда пострадавших и дозиметры были выброшены.

4 июля 1961 г. Атлантика. Ядерная авария на советской АПЛ <Отель> (К-19), проект 658.

Уровень радиации поврежденного отсека достигал пяти рентген в час. Переоблучение 138 человек. 8 человек погибли. Замена реакторного отсека.

2 ноября 1961 г. Пуэрто Рико. Реактор АПЛ ВМС США Thresher (SSN-593) был заглушен, для выполнения штатных работ и корабль получал электроэнергию от дизель-генератора. Но через семь или восемь часов работы дизельный генератор остановился. Было принято решение запустить реактор. Для запуска ядерного реактора требуется несколько часов и значительное количество электроэнергии. Батареи АПЛ сели до того, как мощность реактора достигла критического значения. Без электроэнергии прекратила работу система вентиляции, и подводная лодка начала греться. Температура в машинных отделениях поднялась до 140 градусов.

Несколько человек, пострадавших от жары и дыма, получили приказ покинуть лодку. Капитан, испугавшись того, что жара и влага выведут из строя электрооборудование, объявил общую эвакуацию. Проблема была решена на следующее утро с помощью дизельной подводной лодки Cavalla (SS-244), благодаря которой удалось запустить реактор АПЛ.

1962 г. Арктика. Радиационная авария на советской АПЛ <Ноябрь> (К-52), проект 627А.

Выброс радиоактивных продуктов в результате течи в парогенераторе. Переоблучение экипажа.

1962 г. Арктика. Радиационная авария на советской АПЛ <Ноябрь> (К-14), проект 627А.

Разрушение аварийной защиты в реакторах обоих бортов повлекло серьезные радиационные последствия. Замена реакторного отсека.

Июль 1962. Арктика. Радиационная авария на советской АПЛ <Ноябрь> (К-3), проект 627А <Ленинский Комсомол>. Разгерметизация ТВЭЛов повлекла серьезные радиационные последствия, в результате которых был вынужденно заменен реакторный отсек.

26 марта 1963 г. Во время проведения строительных работ на верфи Барроу-ин-Фернесс (Barrow-in-Furness), Великобритания, на атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС HMS Dreadnought произошло возгорание.

10 апреля 1963 г. Северная Атлантика. Авария реактора на АПЛ класса <Отель-2> (К-19), проект 658. Погибли 8 человек.

20 декабря 1963 г. Возгорание в реакторном отсеке на атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС HMS Valiant, которая стояла на верфи Vickers-Armstrong, Барроу-ин-Фернесс (Barrow-in-Furness).

1963 г. Тихий океан. Течь третьего контура на советской АПЛ К-151, проект 659.

Переоблучение экипажа.

Ноябрь 1964. Северодвинск. Радиационная авария на советской АПЛ <Ноябрь> (К-11), проект 627А. Разгерметизация ТВЭЛов.

Февраль 1965 г. Мурманск. Атомный ледокол <Ленин> Во время ремонтных работ авария реактора N 2 с повреждением большей части активной зоны. Переоблучение экипажа.

12 февраля 1965 г. Северодвинск. Ядерная авария на советской АПЛ <Ноябрь>, (К-11), проект 627. Несанкционированный выход реактора на мощность, выброс радиоактивных продуктов.

Переоблучение экипажа.

22 сентября 1965 г. Великобритания заявила о том, что HMS Dreadnought - первая атомная многоцелевая подводная лодка - будет снята с вооружения из-за проблем с качеством металла, в частности, с трещинами в переборках.

20 декабря 1965 г. Во время проведения ремонтных работ в Розит (Rosyth), Шотландия, на атомной многоцелевой подлодке королевских ВМФ HMS Dreadnought произошло возгорание в рубке управления.

1965 г. Арктика. Радиационная авария на советской АПЛ <Отель-2> (К-33), проект 658.

Разгерметизация ТВЭЛов.

1965 г. Арктика. Радиационная авария на советской АПЛ <Ноябрь>, (К-5), проект 627.

Разгерметизация ТВЭЛов повлекла серьезные радиационные последствия, в результате которых был вынужденно заменен реакторный отсек.

1966 г. Баренцево море. Радиационная авария на советской АПЛ <Ноябрь>, (К-8), проект 627.

Течь парогенераторов.

1966 г. Мурманск. Атомный ледокол <Ленин> Деформация тепловыделящих сборок при выгрузке.

10 августа 1966 г. На верфи Барроу-ин-Фернесс (Barrow-in-Furness), Великобритания, во время завершающей стадии строительства атомной многоцелевой подводной лодки королевских ВМС HMS Valiant обнаружены трещины по сварочным швам.

15 сентября 1966 г. Обнаружены трещины в стальном корпусе АПЛ HMS Resolution королевских ВМС с баллистическими ракетами на борту.

Конец 60-х годов. На атомном ледоколе "Ленин" расплавился реактор. По некоторым данным, на месте трагедии погибло около 30 человек, остальные получили сильное облучение, приведшее к лучевой болезни.

1966 г. Северный Ледовитый океан. По некоторым данным, "обнаружена утечка в защите реактора одной из советских атомных подлодок, базирующихся в Полярном, на Кольском полуострове. Часть команды была направлена в специальный медицинский центр, расположенный на острове недалеко от Мурманска, где моряки проходят лечение от лучевой

болезни: Команда, направленная на остров, на судно уже не вернулась".

1966-1968 гг. (?) Северный Ледовитый океан. По данным ЦРУ, в 1966-68 гг. близ Северного Полюса загорелась советская атомная многоцелевая подлодка класса "Ноябрь" - "Комсомолец".

"В результате аварии погибли члены команды загоревшегося кормового отсека, заблокированного от остальной лодки с двух сторон. Причиной возгорания послужил взрыв кислорода, силовая установка не затронута".

1967 г. Мурманск. Атомный ледокол <Ленин>. Выброс радиоактивных продуктов из-за течи 3- го контура.

24 ноября 1967 г. Атлантический океан. На атомном грузовом судне Savannah, США, произошла утечка в системе охлаждения реактора.

31 декабря 1967. В Средиземном море на советской атомной многоцелевой подлодке класса "Ноябрь" произошла поломка. Как полагают, повреждения возникли в энергетической установке. Субмарина была отбуксирована.

9 января 1968 г. Атлантический океан. По сообщениям Лондонской Таймс, на атомной подводной лодке королевских ВМС HMS Resolution с баллистическими ракетами на борту, обнаружена неполадка в генераторе.

27 мая 1968 г. Атлантический океан. АПЛ ВМС США Scorpion (SSN-589) затонула в 400 милях к юго-западу от Азорских остров. Погибла вся команда, состоящая из 99 человек.

15 августа 1968 г. На борту атомной многоцелевой подводной лодки королевских ВМС HMS Valiant произошли два небольших возгорания в момент, когда судно находилось в доках Чатем (Chatham), Великобритания. Лодка получила небольшие повреждения.

19 октября 1968 г. Атлантический океан. Атомная многоцелевая подводная лодка королевских ВМС HMS Warspiteis получила небольшие повреждения ходовой рубки и надстройки, в результате столкновения с ледяными торосами во время выполнения учений в северной Атлантике.

1968 г. Арктика. АПЛ <Отель-2>, (К-33), проект 658. Радиационная авария. Разгерметизация тепловыделяющих элементов.

1968 г. Тихоокеанский флот. АПЛ (К-175), проект 675. Разгерметизация тепловыделяющих элементов.

24 мая 1968 г. Баренцево море. АПЛ <Ноябрь>, (К-27), проект 645. Ядерная авария в результате выхода из строя автоматического регулятора мощности. Выброс радиоактивного газа из газовой системы. Переоблучение всего экипажа - 147 человек, из них погибли 44 человека.

27 августа 1968 г. Северодвинск. АПЛ <Янки>, (К-140), проект 667а. Ядерная авария.

Несанкционированный выход реактора на мощность. Переоблучение всего экипажа.

21 марта 1969 г. Арктика. АПЛ <Ноябрь>, (К-42) проект 627. Авария на ядерной энергетической установке вследствие засоления второго контура.

1969 г. Северный флот. АПЛ К-166, проект 675. Газовая неплотность тепловыделяющих элементов.

10 января 1970 г. На атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС Dreadnought, стоящей в доке в г. Розит (Rosyth), Шотландия, обнаружены серьезные проблемы во время перегрузки топлива в ядерном реакторе.

19 января 1970 г. г. Горький, завод <Красное Сормово>. АПЛ <Чарли>, (К-320), проект 670.

Ядерная авария. Несанкционированный пуск реактора. Гибель четырех, переоблучение нескольких сотен человек, радиационное загрязнение завода.

29 января 1970 г. Атлантический океан. АПЛ ВМС США Nathanael Green (SSBN-639), села на мель в Чарльзстонском порту, Южная Каролина.

12 апреля 1970 г. Советская атомная подводная лодка класса "Ноябрь" затонула в Атлантическом океане в 300 милях к северо-западу от Испании. Как полагают, сбой работы произошел в силовой установке.

25 июля 1970 г. Слесарь-сборщик военно-морской верфи Чатем (Chatham), Великобритания, выполняя работы на атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС HMS Valiant, получил дозу радиации в тот момент, когда он случайно вдохнул радиоактивный материал.

11 сентября 1970 г. На атомной подводной лодке королевских ВМС HMS Dreadnought обнаружена проблема с воздуховодом, из-за которой пришлось перенести сроки ее выхода в море.

3 апреля 1971 г. Во время достройки на верфи Cammel Laird, Биркенхед (Birkenhead), Великобритания, на атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС HMS Conqueror произошло затопление отсеков.

29 декабря 1971 г. АПЛ ВМС США Dace (SSN-607) сбросила в Темзу, Нью-Лондон (New London), Коонектикут, 500 галлонов воды, используемой для охлаждения атомного реактора.

24 февраля 1972 г. Атлантический океан. Патрульный самолет Р-3 ВМС США обнаружил советскую атомную подводную лодку класса "Отель II" с баллистическими ракетами на борту, всплывшую в 600 милях к северо-востоку от Ньюфаундленда. Очевидно, на подлодке возникли проблемы с атомным реактором, что вызвало потерю мощности. Полагают, что на борту произошло несколько несчастных случаев со смертельным исходом.

1 декабря 1972 г. Атлантический океан. Согласно данным ЦРУ, на советской атомной подводной лодке, принадлежащей Северному Флоту, произошла ядерная авария. В этот момент лодка патрулировала восточное побережье Северной Америки.

31 декабря 1972 г. Атлантический океан. Согласно данным ЦРУ, в декабре 1972 - январе 1973 гг. в результате несчастного случая во время выполнения морских учений в Атлантике была выведена из строя советская атомная подводная лодка. Несколько человек скончались вскоре после аварии, другие позднее. Большинство членов команды в той или иной степени пострадали от лучевой болезни.

5 сентября 1973 г. Атлантический океан. Министерство обороны США сообщило, что в Карибском море, южнее Кубы, обнаружена поврежденная советская атомная подводная лодка класса "Эхо II" с крылатыми ракетами на борту, с восьмифутовой пробоиной слева по борту.

Очевидно, эта пробоина была получена в результате столкновения с другим советским судном во время выполнения маневров.

1 сентября 1974 г. Тихий океан. На первом и единственном японском атомном торговом судне Mutsu, во время выполнения первого испытательного плавания в Тихом океане, обнаружена утечка из реактора. Очевидно, утечка возникла в результате несовершенной конструкции защитного экрана реактора, что привело к выбросу радиации. Как сообщалось, во время проведения аварийных ремонтных работ использовался клейкий вареный рис.

1975 г. Тихий океан. АПЛ (К-23), проект 675. Авария на паропроизводящей установке.

1975 г. Северная Атлантика. (К-172), проект 675. Течь первого контура

1975 г. Баренцево, Белое моря. АПЛ К-253. Радиационная авария - нарушение герметичности тепловыделяющих элементов. Облучение экипажа.

2 мая 1976 г. На атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС HMS Warspite произошло возгорание в дизельном отсеке. Трое пострадавших. В этот момент лодка находилась в доке королевских морских сил, Кросби на Мерси (Crosby on the Mersey), Великобритания.

31 декабря 1976 г. Атлантический океан. Согласно данным ЦРУ, в 1976 г. матрос, проходивший службу на борту советской атомной подводной лодки неизвестного класса с баллистическими ракетами, погиб, получив "чрезмерную дозу радиации". Он подвергся облучению на борту, в результате собственной халатности, примерно за год до смерти, и периодически направлялся на лечение, а в 1975 г. был госпитализирован.

1977 г. Тихий океан АПЛ К-56, проект 675. Авария на паропроизводящей установке.

Негерметичность реактора.

31 декабря 1977 г. Атлантический океан. Согласно данным ЦРУ, в 1977 г. около 12 советских офицеров, служивших на атомной подводной лодке, вернулись в Ленинград на борту рейса Аэрофлота, летевшего из Канады. О причине возвращения не сообщалось, однако в тот момент было известно, что советский траулер подобрал офицеров с борта подлодки и доставил их в Канаду, где они и поднялись на борт самолета. Источники ЦРУ предположили, что причиной могла послужить авария, связанная с радиоактивным выбросом.

31 декабря 1977 г. Индийский океан. Согласно данным ЦРУ, в 1977 г. на советской атомной подводной лодке, находившейся в Индийском океане, возник пожар. Субмарина поднялась на поверхность в попытке потушить пожар, который продолжался несколько дней.

31 декабря 1977 г. Атлантический океан. В 1976-77 годах на одной из атомных подводных лодок королевских ВМС HMS Repulse с баллистическими ракетами на борту возник пожар.

23 мая 1978 г. Во время ремонта трубопровода на борту АПЛ ВМС США Puffer (SSN-652) на военно-морской верфи Puget Sound, Бремертон (Bremerton), Вашингтон, радиоактивная вода вылилась на палубу. Представитель ВМС заявил, что "менее 5 галлонов" практически нерадиоактивной воды вылилось во время выполнения плановых работ. Согласно сообщениям ВМС, рабочие не пострадали. Работники верфи оспаривают высказывания военных, заявляя, что вылилось около 100 галлонов воды. Многие рабочие получили ожоги кожных покровов. Эти данные невозможно перепроверить. Зараженный участок сухого дока, размером 15х20 футов, удален, герметично запечатан, и отправлен в ядерный могильник в Ханфорде (Hanford), Вашингтон.

19 августа 1978 г. Атлантический океан. Советская атомная подводная лодка класса "Эхо II" с крылатыми ракетами на борту замечена неподвижно стоящей рядом с Рокол Бенк (Rockall Bank), в 140 милях к северо-западу от Шотландии, после возникновения проблем с атомным реактором. Точная причина аварии и количество пострадавших неизвестны.

17 января 1979 г. Атлантический океан. Выброс пара после взрыва в машинном отделении на борту атомной подводной лодки королевских ВМС HMS Revenge.

11 мая 1979 г. Атлантический океан. Утечка охлаждающей воды в одном из двух атомных реакторов на борту АПЛ ВМС США Nimitz (CVN-680). Представители ВМС заявляют, что выброса радиации не было, и ничто не угрожало активной зоне реактора и членам команды.

Лодка находилась около побережья Вирджинии.

1979 г. Северный флот. АПЛ К-90, проект 675. Течь паропроизводящей установки.

20 июня 1979 г. Тихий океан. Во время выполнения маневров в Гавайских водах, в первом контуре реактора АПЛ ВМС США Hwakbill (SSN-666) обнаружена течь. Охлаждающая жидкость вытекала со скоростью 2 галлона в час. Согласно заявлениям ВМС, "утечка была вызвана естественным износом внутренней стороны клапана. Подобные утечки происходят регулярно".

Июль 1979 г. Тихий океан. АПЛ <Эхо-1>, (К-116), проект 675. Ядерная авария. Течь теплоносителя по крышке реактора. Разгерметизация, и расплав активной зоны реактора, переоблучение 38 человек.

12 августа 1980 г. Атлантический океан. Атомная многоцелевая подводная лодка королевских ВМС HMS Sovereign вышла из строя во время выполнения плановых испытаний в Плимуте (Plymouth Sound), Великобритания. Согласно заявлениям королевских ВМС, крушение было вызвано "незначительными механическими повреждениями".

21 августа 1980 г. Тихий океан. На советской атомной субмарине класса "Эхо" в 85 милях от восточного побережья Окинавы произошел несчастный случай со смертельным исходом и потерей электроснабжения. Считается, что не менее девяти членов команды погибли во время предполагаемого пожара в отсеке реактора. Японская сторона взяла пробы воды и воздуха в районе происшествия, в которых были найдены следы радиоактивного загрязнения.

1 декабря 1980 г. Атлантический океан. В декабре на атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС HMS Dreadnought были обнаружены серьезные механические повреждения.

По некоторым сообщениям, это были трещины во втором контуре, из-за которых стало необходимым полностью заглушить реактор.

14-15 апреля 1980 г. Тихий океан. АПЛ К-45, проект 659. Течь первого контура.

30 ноября 1980 г. Северодвинск. АПЛ <Анчар>, (К-222), проект 661. Ядерная авария.

Несанкционированный выход реактора на мощность. Выброс радиоактивных веществ.

Переоблучение персонала.

15 мая 1981 г. Атлантический океан. В охлаждающей системе атомной многоцелевой подводной лодки королевских ВМС HMS Valiant, после возвращения субмарины в Девонпорт (Devonport), Великобритания, обнаружена трещина.

1981 г. Тихий океан. АПЛ К-66, проект 659. Течь первого контура.

1 сентября 1981 г. Атлантический океан. Согласно донесениям ЦРУ, в сентябре на советской атомной подлодке, патрулирующей Балтийское море, "раздалась серия внезапных сильных механических ударов. Была объявлена аварийная ситуация, и :члены команды оказались заблокированы в отсеках, в которых несли вахту. Субмарина потеряла управление и была отбуксирована". Подлодка была доставлена в Калининград и "матросы, заблокированные в отсеках, были отправлены в рижский госпиталь". Источники ЦРУ заявили, что у всех матросов наблюдались признаки лучевой болезни.

8 апреля 1982 г. Баренцево море. АПЛ <Альфа>, (К-123), проект 705. Ядерная авария. Разрыв первого контура. Выброс 2 т жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек.

19 августа 1982 г. Атлантический океан. Королевские ВМС начали расследование повреждения редуктора, установленного на атомной подводной лодке королевских ВМС HMS Revenge с баллистическими ракетами на борту, вызванного присутствием в нем небольшого, чужеродного куска металла.

28 сентября 1982 г. По заявлениям ВМС США, на АПЛС ВМС США Sam Houston (SSN-609) произошла утечка менее 50 галлонов низкорадиоактивной жидкости во время проведения плановых испытаний на военно-морской верфи Puget Sound, Бремертон (Breberton), Вашингтон.

Во время происшествия в отсеке находились два человека, один из которых получил небольшую дозу радиоации.

1 июня 1983 г. Тихий океан. В июне 1983 г. советская атомная подводная лодка класса "Чарльз"

с крылатыми ракетами на борту затонула восточнее военно-морской базы в Петропавловске, недалеко от южного побережья Камчатки. Согласно отчетам США, от 90 до 100% команды погибло. Причина несчастного случая не установлена.

11 августа 1983 г. Тихий океан. АПЛ К-94, проект 675. Течь первого контура.

18 сентября 1983 г. На атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС HMS Conqueror возник пожар. В этот момент субмарина находилась на ремонте в сухом доке Девенпорта (Devonport), Великобритания.

21 марта 1984 г. Тихий океан. АПЛ К-94, проект 675. Течь первого контура.

26 марта 1984 г. АПЛ К-184, проект 675. Авария на парпроизводящей установке.

Апрель 1984 г. Баренцево море. АПЛ <Чарли>, (К-508), проект 670М. Радиационная авария.

Течь парогенератора.

18 августа 1984 г. Пожар на АПЛ ВМС США, во время ремонта субамрины в сухом доке на военно-морской базе в Шотландии.

24 сентября 1984 г. Северный флот. (К-47), проект 675. Авария на паропроизводящей установке. Течь третьего контура.

1985 г. Баренцево море. АПЛ <Виктор>, (К-367), проект 671. Авария в системе аварийной защиты реактора.

10 августа 1985 г. На АПЛ К-431, проекта 675, находившейся у пирса ?2 судоремонтного завода ВМФ в Приморье (бухта Чажма), при перезарядке активных зон реакторов произошла неуправляемая самопроизвольная цепная реакция деления ядер урана реактора левого борта. В ходе аварии и при ликвидации ее последствий повышенному облучению подверглось 290 (по другим данным - 260) человек. В момент аварии от травм погибло 10 человек.

Острая лучевая болезнь развилась у 10 человек, у 39 человек отмечена лучевая реакция.

29 сентября 1985 г. Тихий океан. АПЛ <Эхо-2>, (К-175) проект 675. Ядерная авария. Разгерметизация активных зон. Переоблучение экипажа.

13 января 1986 г. Тихий океан. Японский патрульный самолет береговой авиации обнаружил советскую атомную подводную лодку класса "Эхо II" с крылатыми ракетами на борту, буксируемую в северном направлении советским спасательным кораблем в 280 милях к северо- западу от Окинавы в Восточно-китайском море. Очевидно, на подлодке возникли проблемы с реактором.

Ноябрь 1986 г. Бухта Камрань. АПЛ К-175, проект 675. Выброс жидких РАО и радиоактивных аэрозолей. Радиационное загрязнение прилегающей территории.

1986 г. Тихий океан. АПЛ К-59, проект 659. Радиационная авария. Течь паропроизводящей установки.

1986 г. Тихий океан. АПЛ <Отель> (К-55), проект 658. Радиационная авария. Течь паропроизводящей установки.

Ноябрь, 1986 г. База на Тихоокеанском флоте. АПЛ <Эхо-2>, (К-175), проект 675.

Радиационная авария. Выброс жидких радиоактивных отходов и аэрозолей в окружающую среду.

26 августа 1987 г. На атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС HMS Conqueror возникло возгорание, повредившее машинный отсек. В этот момент субмарина находилась на четырехмесячном капитальном ремонте в сухом доке Девенпорта (Devonport).

1 октября 1987 г. На атомной подводной лодке королевских ВМС HMS Renown с баллистическими ракетами на борту обнаружена утечка хладагента реактора во время проведения испытаний в реакторном отсеке. В этот момент субмарина находилась на ремонте на верфи военно-морской базы Розит (Rosyth), Шотландия.

26 января 1988 г. На атомной подводной лодке королевских ВМС HMS Resolution с баллистическими ракетами на борту, стоящей в доке Фаслейн (Faslane), Шотландия, произошло короткое замыкание. Журналисты "Обозревателя" ("The Observer") сообщили, что во время замыкания отключились насосы первого контура, что чуть не привело к расплавлению активной зоны реактора.

17 мая 1988 г. На атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС HMS Conqueror, стоящей в доке на Гибралтаре, возник пожар.

18 августа 1988 г. Арктика. Атомный ледокол <Россия>. Расплавление активной зоны реактора.

1 ноября 1988 г. В соответствии с заявлениями советской прессы, в ноябре на атомном ледоколе "Россия", находившемся в тот момент в Мурманске, после внезапной утечки охлаждающей жидкости практически расплавилась активная зона реактора.

7 апреля 1989 г. Северный Ледовитый океан. Советская атомная подводная лодка класса "Майк" с крылатыми ракетами на борту затонула в 270 милях к северу от побережья Норвегии, после того, как команда не смогла справиться с пожаром. Сорок два члена экипажа погибли.

15-26 июня 1989 г. Баренцево море. АПЛ <Эхо-2>, (К-192, бывш. К-172) проект 675. Течь первого контура реактора левого борта. Течь первого контура реактора правого борта. Авария на ядерной энергетической установке с оплавлением активной зоны. Переоблучение экипажа.

Загрязнение океана и атмосферы йодом-131.

16 июля 1989 г. Северный Ледовитый океан. Советская атомная подводная лодка была обнаружена неподалеку от побережья Норвегии в Баренцевом море поднявшейся на поверхность. Лодка была окутана дымом. Согласно заявлению СССР, дым шел от дизельных двигателей лодки. Корабль совершал учения и перенес чрезмерную нагрузку на аккумуляторную батарею, когда "в одном из ее элементов произошло короткое замыкание".

5 августа 1989 г. Пожар вывел из строя электродвигатель на борту атомной подводной лодки королевских ВМС HMS Valiant в тот момент, когда она находилась на базе подводных лодок Фаслейн (Faslane), Шотландия. Представитель Министерства обороны заявил, что огонь не затронул атомный реактор подлодки.

Январь 1991 г. Тихоокеанский флот. АПЛ К-94, проект 675. Авария на паропроизводящих установках обоих бортов.

25 января 1993 г. Карское море. Атомный ледокол <Арктика>. Разгерметизация крышки реактора. Выброс радиоактивных веществ (общей активностью не менее 1,5 Ки) на протяжении нескольких суток. Переоблучение экипажа.

22 февраля 1996 г. Мурманск. Атомный ледокол <Арктика>. Течь 1 контура (до 70 л./час).

28 января 1998 г. Западная Лица. АПЛ <Виктор-3>, проект 671РТМ. Разрыв газового контура ядерной энергоустановки. Пострадало пятеро, погиб один человек.

2 августа 2000 г. Баренцево море. АПЛ <Оскар-II>, К-148 (<Курск>). Гибель корабля. Погибло

116 человек.

Среди других проблем плавучих АЭС

- нерешенность проблемы РАО,

- проблемы с утилизацией (яркий пример - проблема утилизации подводных лодок),

- экономические просчеты (не учитывается, например, затраты на физическую защиту при эксплуатации и транспортировке плавучих АЭС),

- уязвимость для терактов (ПАЭС предполагается эксплуатировать в Индонезии, известной пиратством и распространенностью террористических групп),

- уязвимость для цунами (ПАЭС будут стоять у берегов Камчатки, Индии, где с системной периодичностью происходят цунами),

- привлекательность для террористов, желающих получить материал для ядерного оружия или <грязной> бомбы (то, что проект опасен, подтверждает тот факт, что буквально 2 месяца назад Росатом после длительной кампании неправительственных организаций решил не использовать в качестве топлива уран оружейного качества).

vladimir.tchouprov@ru.greenpeace.org, 13 апреля 2007 г.

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Соседство с АЭС - только через референдум

16 апреля 2007 г. Сегодня Гринпис обратился к председателю правительства России с просьбой не принимать в существующем виде генеральную схему размещения новых электрических мощностей на перспективу до 2020 г. - так называемую <Дорожную карту>. Этот документ подразумевает строительство 40 новых АЭС к 2030 году. Его рассмотрение в Правительстве намечено на 19 апреля 2007 года. В своем письме Гринпис так же требует от Правительства учитывать мнение местного населения, прежде чем рассматривать возможность строительства АЭС.

По нашему мнению, наиболее оптимальным способом выяснить отношение населения к строительству АЭС у себя по соседству является референдум. Федеральное правительство вполне может поставить перед региональными властями вопрос об инициировании региональных референдумов в субъектах, где предполагается строительство новых атомных энергоблоков. С точки зрения Гринпис, решение о строительстве должно приниматься только на основании результатов референдума.

Сегодняшнее обращение к Правительству приурочено к всероссийской акции протеста против строительства новых АЭС. Так, в Калининграде будет организован соцопрос, в Томске, Нижнем Новгороде и Северодвинске пройдут пикеты и демонстрации. Массовые выступления жителей России против ядерного строительства начались уже марте 2007 года, когда жители 18 регионов России вышли на улицы с требованием не строить у них под боком ядерные <пороховые бочки>.

За несколько месяцев до мартовских антиядерных выступлений руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко заявил, что атомные станции будут строиться только там, где население не против таких проектов.

По данным социологических опросов, подавляющее большинство населения страны выступает против строительства новых атомных энергоблоков в регионах их проживания. В связи с этим Гринпис на своем сайте призывает всех неравнодушных к судьбе страны выразить свое несогласие с ядерным строительством, направив собственное обращение Председателю правительства России.

<Атомщики уверяют, что АЭС абсолютно безопасны, однако вблизи столиц, где проживает политическая элита, их строить никто не решается. Вместо этого здесь строятся газовые станции, - комментирует руководитель энергетического отдела Гринпис России Владимир Чупров. - Это наталкивает на мысль, что <мирный> атом не такой уж и <мирный>>.

Е.Белякова, пресс-секретарь Гринпис России, Москва,

Дополнительная информация

Текст обращения Гринпис России к Председателю правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову

Уважаемый Михаил Ефимович,

Насколько нам известно, в ближайшее время Правительство Российской Федерации планирует рассмотреть проект генеральной схемы размещения новых энергетических мощностей, в том числе новых атомных станций и энергоблоков. При этом руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко неоднократно высказывался о том, что атомные станции не будут строиться, если население с этим не согласно.

Наиболее показательной формой изучения мнения населения являются референдумы, Результаты референдумов дадут основание для принятия решения о строительстве новых атомных энергоблоков или отказе от такого строительства.

В этой связи, просим Вас обратится к властям субъектов РФ, в которых предполагается строительство атомных энергоблоков, с предложением о проведении региональных референдумов с целью изучения отношения населения к такому строительству.

Просим сообщить о Вашем решении.

С уважением, директор по программам Гринпис России И.П.Блоков

vladimir.tchouprov@ru.greenpeace.org, 16 апреля 2007 г.

**************************************************************

* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" *

* (

* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на *

* сайте:

********************************** *

* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *

* Тел.: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *

************************** Распространяется *

* "UCS-PRESS" 2007 г. * по электронной почте *

**************************************************************

http://www.seu.ru/members/ucs) *http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar *

Previous post Next post
Up