Что отличает Петрова-Водкина от других художников

May 27, 2016 22:33



К.Петров-Водкин. Автопортрет. 1921
Мне нравится творчество Петрова-Водкина, и, прочитав в газете движения "Суть Времени" 10-ю статью серии "Десоветизация живописи", я решил для себя сформулировать, чем же его картины отличаются от других работ любимых мной художников. И обнаружил интересную вещь - его самые известные картины не привязаны к текущему Времени, они все задаются вопросом движения в нём. И мне кажется, это не случайно.

Главная задача любой картины, да и вообще любого произведения искусства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы вызвать какой-то эмоциональный отклик. Понятно, что какие-то бытовые сцены, в которых все постоянно оказываемся, поднимают воспоминания о похожих ситуациях. Кто не вёл бесед в хорошей компании, как охотники с картины Перова?! Поэтому, просто вглядываясь в их лица, в воображении начинают моментально всплывать лица друзей, рассказывающих какие-то созвучные мысли. Гениальнейшая картина в этом плане!


В.Перов. Охотники на привале.
В Эрмитаже для подобных ощущений очень подходит зал гобеленов. Не ахти какие умные произведения, но сцены охоты на удивление "цепляют". Вообще, какие-то жизненные сцены легко находят у меня отклик. Тут даже особого мастерства у художника не нужно. Достаточно просто, чтобы на картине была отражена знакомая ситуация. В этом отношении очень полюбил работы Пиросмани. Душевные!


Н.Пиросмани. Женщина с бокалом пива.
Однако, все эти картины передают застывшую во Времени ситуацию, выхваченную из потока. Даже те произведения, которые должны, по идее, заставить не просто эмоционально сопереживать, но как-то реагировать на то, что изображено, остаются замороженными.

Теперь, надо перейти к тем произведениям, которые касаются не только каких-то душевных событий, но и более серьёзных тем.

Вот, картина ещё одного любимого мной художника Пластова "Фашист пролетел". То, что случилось, уже случилось. Ничего с произошедшим уже не сделать. Мёртвых не оживить. Всё! Нарисованное транслирует полнейшую безнадёгу. Удаляющийся силуэт самолёта может заставить как-то задуматься о том, что хорошо бы его догнать, да уничтожить, но это движение во Времени существует уже не в картине, а в голове у того, кто на неё смотрит. И то, если он стал думать в этом направлении.


А.Пластов Фашист пролетел.
Однако есть и не настолько застывшие картины, связанные с трагическими событиями. В "Обороне Петрограда" изображены идущие в разные стороны потоки людей: одни - воевать, другие, калеками, - обратно. Это произведение ошеломляет. В нём есть движение, но оно - зацикленное и не передаёт напрямую смысла этого движения - только его ужас. Человеку, который смотрит на этот цикл, самому приходится для себя формулировать, для чего происходит это страшное перемалывание людей в инвалидов.


А.Дейнеки. Оборона Петрограда.
Именно в картинах ответ на этот вопрос, в отличие от многих других художников, формулирует Петров-Водкин. Вот работа "После боя". На первый взгляд, сюжет родственен картине Пластова "Фашист пролетел". Однако в нём нет безнадёги. Здесь нет трупов погибших. Здесь есть воспоминания о них. Память о погибших - то, что придаёт печали в глазах солдат какую-то решимость идти вперёд, куда павшие не смогли пока дойти. Куда-то в тревожное, но очень нужное будущее. Петров-Водкин вырывается за рамки стоп-кадра. Итак, на картине есть погибшие в прошлом, есть печальное настоящее, и чувствуется тревожное будущее, ради которого всё и затевалось.


К.Петров-Водкин. После боя.
Ещё более ярко эта решимость идти в будущее показана в картине "Смерть комиссара". На полотне есть погибшие товарищи, которых бойцы оставляют позади себя. Тут ещё сильнее подчёркнуто, что есть нечто более важное, чем смерть отдельных очень важных людей и печаль по ним. И, на мой-то взгляд, в этой картине главным персонажем является красное знамя в верхнем правом углу. Именно туда упорно двигается вереница солдат. Именно это красное пятно придаёт смысл этому движению.

Тут интересно сравнить картину с более ранним её вариантом. Раньше боец, поддерживающий умирающего комиссара, смотрел вслед уходящим солдатам. В последнем варианте боец смотрит на уже пройденный путь, не умоляя взглядом подождать его и чем-то помочь. Строй должен идти вперёд! За красным знаменем! Только оно здесь оправдывает происходящее! Только оно придаёт движению смысл!


К.Петров-Водкин. Смерть комиссара.
Говоря о смыслах в творчестве Петрова-Водкина, нельзя обойти тему коней и красного цвета. Что это за символ? Его можно понять, если выложить в хронологическом порядке картины с их изображениями. Сразу станет видно, что красное знамя на "Смерти комиссара" замыкает этот ряд.

Картина "Купание красного коня" тоже связывает прошлое с будущим. Чуть ли не на каждой второй палехской росписи можно встретить коней именно таких цветов. Но у Петрова-Водкина на переднем плане именно яркий, красный, конь. Сказочный Конь-огонь цвета перемен. Пока не особенно ощутимых. Красный конь легко позволяет на себе кататься. Всё спокойно, мирно. Всадник пока явно не готов вести этот символ перемен куда-либо.


К.Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912
Однако, позже художник за перемены взялся всерьёз. Картина "Ураган", хоть и не про коней, но однозначно связывает красный цвет с некоей мощью, которая не оставит после себя всё, как было.


К.Петров-Водкин. Ураган. 1914
Как перемены сделать не разрушительными, а созидательными? Петров-Водкин в рисунке "Первое мая" для журнала "Пламя" использует образ крылатого коня. Революционные перемены - это всадник на коне, совершивший невозможное. Взлетевший вверх. Освободившийся от правил, преодоление которых ранее считал невозможным.


К.Петров-Водкин. 1 мая. 1919
Художнику осталось сделать последний шаг: собрать все свои наработки в единый образ. Именно это я вижу в картине "Фантазия". Всадник - уже не расслабленный мальчик, купающий спокойного коня, а уже серьёзный молодой человек, оседлавший могучую стихию. При этом направивший её не на разрушение, а на преодоление законов природы, на освобождение от этих условностей - конь взлетел без крыльев. И не отрываясь от того, ради чего было совершено это преодоление. Всадник смотрит назад, он летит над простыми деревеньками, и движется на коне не столько вверх от всего этого, а куда-то в будущее. Видно, что он перемещается, не отрываясь от всего того, что нарисовано на картине. Он движет весь изображённый там мир вместе с собой.


К.Петров-Водкин. Фантазия. 1925
Красный конь на картине "Фантазия" - символ перемен. Качественных, а не количественных. И совершенно понятно, почему у "Сути Времени" два символа: солдат-освободитель и всадник на коне. Солдат-освободитель из Трептов-парка символизирует Победу над фашизмом. Но её невозможно достичь снова, если нам самим не пройти прежде определённые трансформации. Не победить фашизм, не совершив этот качественный скачок, о котором повествуют картины Петрова-Водкина. В данный момент до новой Победы слишком далеко. Одной только Победы 1945-го мало. И красный конь, как символ, мне представляется сейчас более актуальным.

Суть Времени, Искусство, Фантазия, Петров-Водкин

Previous post Next post
Up