В преддверии окончания «Ферзевого гамбита, шоу Netflix, которое помогло разогнать новый шахматный бум, Бет Хармон сокрушает ряд лучших гроссмейстеров мужского пола, прежде чем победить чемпиона мира из России Василия Боргова. Однако вымысел остается резко отделенным от фактов. Как напомнили Магнусу Карлсену перед тем, как начать защиту титула чемпиона мира в Дубае на прошлой неделе, сейчас в топ-100 нет ни одной активной женщины-игрока, поскольку Хоу Ифань из Китая, занимающая 83-е место, сосредоточивает внимание на академических кругах. Неизвестный вопрос: почему?
По мнению Карлсена, тема была «слишком сложной», чтобы ответить в нескольких предложениях, но предполагал, что в этом виноват ряд причин, в частности культурных. Некоторые, однако, до сих пор считают, что все дело в биологии. Не далее как в 2015 году вице-президент Всемирной шахматной федерации Fide Найджел Шорт заявил, что « мужчины запрограммированы на то, чтобы быть лучшими шахматистами, чем женщины , и добавил:« Вы должны изящно принять это ».
Это утверждение вызывает удивление у величайшей шахматистки Юдит Полгар, которая заняла 8-е место в мире и, что забавно, имеет рекорд побед над Шорт. «Дело не в биологии», - говорит она Guardian. «Женщина может стать лучше любого парня. Но в целом для женщин в обществе существует так много трудностей и социальных границ. Вот что его блокирует ».
Полгар, который до ухода на пенсию в 2014 году победил 11 действующих или бывших чемпионов мира по быстрым или классическим шахматам, включая Гарри Каспарова и Магнуса Карлсена, считает, что решающими факторами являются ранний старт, поощрение девочек к масштабному мышлению и лучшее обучение. «Все чемпионы и крупные игроки начинают играть в шахматы и знакомятся с этой игрой в довольно раннем возрасте, - говорит венгерский гроссмейстер, который сейчас является комментатором на сайте Chess24. Биолог-разработчик Эмма Хилтон также отвергает идею о том, что разрыв между мужчинами и женщинами может быть объяснен генетикой. Решающим моментом, по ее словам, является то, что у шахмат «крайне асимметричный стартовый состав» - игре учится гораздо больше мальчиков, чем девочек. Это, по ее словам, «делает крайне маловероятным, что мы увидим чемпионку мира среди женщин».
Английский международный мастер Йованка Хуска считает, что этот небольшой бассейн имеет эффект в других областях, особенно когда речь идет о том, чтобы быть единственной или двумя девушками в группе. «У нас бывают ситуации, когда девочки не чувствуют себя комфортно во время игры, в то время как мальчики могут болтаться, заводить друзей, играть между собой и таким образом поправляться», - говорит она.
Сексизм тоже фактор? «К сожалению, это так, - говорит Гуска. «Это в основном потому, что играет так мало женщин. И это подкрепляется национальными федерациями, которые не афишируют ваши достижения, чтобы помочь вам с финансированием. Когда я смотрю на ситуацию в Европе, я вижу, как много ведущих игроков женского пола борются со своими федерациями из-за элементарных вещей ».
Во всем этом есть и гораздо более темная сторона. В прошлом году мастер ФИДЕ среди женщин Александра Ботез, которая также является самой популярной женщиной-стримером по шахматам, рассказала о своем шокирующем опыте в спорте и предупредила: «В шахматах нормализовалось такое хищническое поведение».
По мнению Ботеза, мужчины слишком часто используют свой возраст и положение для «охоты» за женщинами и девушками. «Это продолжается так долго, и никто не моргает глазом», - сказала она. «То, в какой степени люди никогда ничего не говорят и находят все в порядке, довольно пугает». Другие женщины повторили подобные опасения Guardian, но ни одна из них не хотела оглашаться.
Шахматная доска, на которой Магнус Карлсен и Ян Непомнящий играют за звание чемпиона мира в Дубае. Фотография: Джузеппе Какаче / AFP / Getty Images
Шахматная доска, на которой Магнус Карлсен и Ян Непомнящий играют за звание чемпиона мира в Дубае.
Однако есть и обнадеживающие признаки. Как отмечает Гуска, гораздо чаще можно увидеть шахматисток и комментаторов женщин, чем всего несколько лет назад. «Это очень важно, - говорит она. «Потому что, если у девочек есть образцы для подражания, они могут начать корректировать свои ожидания и цели».
Президент ФИДЕ Аркадий Дворкович также обещает, что прилагает все усилия, чтобы сделать игру более привлекательной для женщин. Он приводит список изменений, которые он сделал за время своего пребывания в должности, включая больше турниров и увеличение призовых для женщин.
Организация также провозгласила 2022 год «Годом женщины в шахматах», однако Дворкович считает, что можно сделать больше, чтобы помочь женщинам подняться на самый верх. «Примерно в 13-14 лет мы обнаруживаем, что девочки бросают, а мальчики начинают играть в больших количествах. Нам нужно это изменить. Лично мне хотелось бы, чтобы в десятке лучших было больше женщин. Но шахматы - это не только профессиональная игра. Сейчас в нашей игре больше женщин, в том числе Дана Рейзниеце-Озола, бывший министр финансов Латвии, которая является нашим управляющим директором ».
Женские шахматы недавно также привлекли своего крупнейшего спонсора - хотя решение ФИДЕ стать партнером компании Motiva по увеличению груди было охарактеризовано некоторыми как «грубое» и «женоненавистническое».
Магнус Карлсен объединил хаос в захватывающей ничьей с Яном Непомнящим
«Мы консультировались со многими шахматистами, 95% из них поддержали», - говорит Дворкович. «Мы понимаем, что есть некоторые составляющие этого бизнеса, которые не выглядят так привлекательно. Но то, что они делают для здоровья и благополучия женщин, очень важно. Я знаю, что это немного спорно, но плюсов больше ».
Полгар также ошибается в сторону оптимизма, указывая на то, что отношение большинства мужчин изменилось по сравнению с эпохой, когда легендарный чемпион мира Бобби Фишер называл женщин-игроков «ужасными», говоря им «строго придерживаться дома».
«В настоящее время большинство ведущих игроков не осмеливаются даже говорить - или даже думать так», - говорит она. «Фишер был самым смешным. И другой чемпион мира, Гарри Каспаров, тоже кое-что сказал, потому что он вырос в такой среде.
Юдит Полгар
«Но когда я появился на картинке и мучил Гарри за доской, мало-помалу он изменил свое видение. Вот что я говорю: многие люди думают, что люди - или сообщество - не могут измениться. Но это возможно ».
Однако для шахмат остается вопрос: происходят ли изменения достаточно быстро?