Интервью о богоборческом времени

Mar 31, 2016 12:42

Представляем нашему читателю еще несколько уникальных глав из книги «Я - Victor», которая сейчас готовится к публикации. Это воспоминания В. Н. Милованова (1923 - 2011) - певчего старообрядческого храма Покрова Пресвятыя Богородицы на Рогожском кладбище в Москве. В прошлом повествовании автор рассказывал о строительстве и жизни храма Успения Богородицы на Апухтинке. В представленных главах речь пойдет о разрушении старообрядческого храма на Апухтинке, а также об отце, Николае Милованове, который был председателем церковного совета старообрядческой Рогожской общины с 1968 по 1979 год. Автор рассказывает, как строились взаимоотношения его отца с Комитетом по делам религии в те богоборческие времена.

Глава 22. Разрушение Апухтинки
Ранней весной 1935 года, мне тогда было 12 лет, по всем домам нашей округи ходили с опросом, кто бы желал, чтобы наш Успенский храм, нашу «Апухтинку» переделали в общежитие для семей рабочих соседнего завода «Станколит»? К нам домой пришли три девушки в красных косынках - комсомолки и стали бойко рассказывать о том, как бедствуют семьи рабочих. Они рисовали ужасающие картинки их быта, говорили об их грязных обездоленных детях, которых негде помыть и постирать им белье, которым негде готовить пищу, и спрашивали, хотим ли мы им помочь или мы против того, чтобы рабочие, оплот нашей революции, жили по-человечески? Или мы держимся за темные предрассудки прошлого, воплощением которых являются храмы?

Было понятно, что церковь нашу решили закрыть, и значит, закроют ее в любом случае, хотим мы этого или не хотим. Многие жители нашего района, ходившие вместе с нами в этот храм, заявили, что согласны на его переделку. Девушки принесли с собой анкеты, в них напротив каждой фамилии стояли две графы с результатом опроса, и практически все подписи стояли в одной графе, т.е. все они дали согласие на переделку храма. Но моя мама и бабушка сказали, что мы против. Девушки рассмеялись и спросили, а посещаем ли мы его? Это был риторический вопрос, им было само собой понятно, что в церковь уже никто не ходит. Только наша семья и еще некоторые всем известные старообрядческие семьи заявили, что, по их мнению, проблему этих рабочих можно было бы решить как-то по-другому.

Мальчишки с округи прибегали смотреть, как ее ломали. В конце весны ее опечатали, забили окна, огородили строительным забором, за который не разрешено было проходить. Все наши соседи сидели на лавочках во дворе дома и наблюдали вместе с нами ее разрушение. Сначала сняли кресты, потом сшибли купола и барабаны, затем ломали своды… Как я мечтал проникнуть туда ночью и посмотреть, что там делается! Мне хотелось вынести оттуда иконы из коллекции Новиковых, о которых особенно сокрушались папа и мама, и спрятать их где-нибудь в тайнике.

Однажды поздней осенью, вечером, когда закончился рабочий день и все строители разошлись, я совершил подвиг: отодвинул доску в заборе и залез в разбитое окно храма. На улице к тому времени было уже очень темно, но в помещении - кромешная тьма. Сердце во мне бешено стучало. Я стал шарить рукой и понял, что оказался в запертом помещении. Я пытался нащупать киоты, какую-то мебель, но натыкался лишь на шершавые стены: икон там уже не было. Может быть, их оттуда уже успели вывезти? Потом я узнал, что, действительно, были такие смельчаки, которые проникли в храм до меня и вытащили оттуда часть икон и где-то спрятали. Еще я знаю, что некоторые иконы с Апухтинки перевезли в храм села Коломенское, который не закрывался в советское время, а многие иконы оказались в хранилищах на Рогожском. Но большинство из собрания икон Новиковых попало в запасники Третьяковской галереи.

Когда наш храм был уже изуродован, арестовали и братьев Новиковых, и они скоро погибли. В 60-е годы, во времена хрущевской «оттепели», в газете «Московская Правда» появилась посмертная заметка о них, как о замечательных каменщиках-реставраторах Кремля, там было написано много хороших слов: об их безотказности, усердии, о профессиональном мастерстве, и ни слова об Апухтинке, ни слова о трагедии их жизни.
Читать далее: http://ruvera.ru/articles/viktor_milovanov_prodolzgenie



Так сегодня выглядит бывший старообрядческий храм во имя Успения Богородицы на Апухтинке

Книги, Воспоминания, Репрессии, Церковь

Previous post Next post
Up