Ссыльные и милиционеры

Aug 15, 2013 18:50

Оригинал взят у krasmem в Ссыльные и милиционеры

Среди лишенцев довольно много ссыльных, особенно в городе. На самом деле там есть всяческие градации - ссылка, высылка, срочная, бессрочная, административная, по суду и так далее - у Солженицына всё это прекрасно классифицировано, повторяться не буду. Вся штука в том, что как только человек прибывал на место, его первым делом лишали избирательных прав и вносили в списки лишенцев. Потому что, по инструкции, ссыльные голосовать не могли.

Списки ссыльных направляло в избирательные комиссии ОГПУ, но была ещё одна процедура, которую делали участковые милиционеры. Они приходили к ссыльному и составляли протокол опроса. И вот эти протоколы для меня сейчас очень ценны, потому что цидулька из ОГПУ (которая тоже подшита в дело, которое часто только из этой цидульки состоит) содержит только ФИО (часто без отчества и всегда без года рождения, причин ссылки и т.п.). А милиционер записывает полностью ФИО, возраст, состав семьи  и т.д. Благодаря чему хотя бы отчасти выясняется,за что человек попал в Сибирь. Очень редко бывают судимые за мелкие мошенничества и кражи (за это тоже иногда  давали ссылку). Интересно проявилась история о десяти молодых троцкистах (М.Г.Голодец и другие), которых выслали в Ачинск на три года. Они гордо заявляли милиционеру на вопрос о причинах высылки "Выслан за защиту взглядов большевиков-ленинцев". Как по мне, что сталинцы, что троцкисты - два сапога пара, одно яйцо фас-профиль и так далее. Победил бы Троцкий - сталинцы сидели бы по ссылкам и валялись в рвах с простреленными головами (хотя они и так валялись, в том числе). Тем не менее, к конкретным "ачинским" троцкистам появляется что-то вроде сочувствия - в ссылке они вели себя достойно.

Наиболее же интересны не троцкисты, а волынские и подольские крестьяне (и не только крестьяне). Володя Биргер, описывая этот поток, назвал основные места, куда их распределили. Но, оказывается, немало их попало в город Ачинск. Если бы не опросы милиционеров, мы бы об этом никогда не узнали - в деле были бы только "цидульки" из ОГПУ с фамилией и именем. Любопытно, что на вопрос о причинах они отвечают как под копирку: "за что выслали, не знаю". Жили там-то, имели хозяйство такое-то, состав семьи такой-то, потом нас выслали, за что, не знаем. Важно, что  это, может быть, единственный источник сведений о спецпоселении -  в ГУВД ничего не сохранилось, на Украине была война. И есть место, в которое при реабилитации (именно для подтверждения спецпоселения, а не раскулачивания) никто не догадается заглянуть - списки лишенцев в фондах райсполкомов.

Одна история особенно интересна: молодой человек порвал с крестьянской жизнью, отслужил в армии, поступил в техникум, закончил какие-то военные курсы...словом, образцовый советский человек. И вот он приезжает в родную деревню, чтобы забрать свою невесту - а его семью как раз в этот день выселяют, и его прихватывают "до кучи". Уже в Ачинске он много лет пытается избавиться от статуса лишенца, пишет письма, прилагает удостоверения... - бесполезно!

Реабилитация, Репрессии, Научные исследования

Previous post Next post
Up