Финская геологическая служба опубликовала фундаментальный (500 страниц) доклад по "пику нефти". Я, почему-то, вспомнил старый анекдот про таллиннское метро: "Ооостооороооожнооо дверрриии зааккрываютсяяяяяя, следующаяяяяяяя оссстаааановвкааааааа, а! Дааа вооот жеее онаааа!!!!!!". На самом деле Финская геологическая служба считается одной из самых мощнейших в Европе, поскольку давно исследуют Фенноскандинавский щит, куда входит наша Карелия и Кольский полуостров.
В силу своего географического положения и своей истории Финляндия всегда зависела от РИ и СССР (в отношении углеводородов). Но и Финляндия обладала особым статусом. Финляндия начала получать наш газ в 1973 г., одновременно с постройкой магистрального газопровода в ФРГ. Значительная часть экономики работала на СССР в рамках Международного разделения труда (МРТ), установленного СССР. Торговля осуществлялась в рамках двустороннего соглашения в рублях. Финляндия была единственной капстраной, где были установлены советские реакторы (АЭС Ловииса, 1977-1980).
Сами автор доклада говорят, что традиционно не исследуют нефть. Но доклад исследует нефть, как критическое сырье, т.е. нефтяную зависимость индустрии, и посвящен Хабберту (автор теории "пик нефти"). Доклад имеет фундаментальный характер и может быть использован в качестве ссылочного материла (reference data). Надо сразу отметить, что большинство тем, затронутых в докладе, так или иначе, обсуждались на АШ: добыча, запасы и ресурсы нефти, использование, сланцевая революция и прочее. Новизна в том, что авторы связали кризис 2008 г. с нефтью, т.е., по их мнению, кризис был отражением "пика нефти".
***
На сегодняшний день примерно 90% всех цепочек поставок промышленной продукции зависит от продуктов, полученных из нефти или услуг, связанных с нефтью. В качестве исходного материала для различных видов топлива, нефть является необходимой предпосылкой для перевозки больших количеств товаров на большие расстояния. Нефть, наряду с информационными технологиями, контейнеровозами, грузовиками и самолетами составляет основу глобализации и нашей нынешней индустриальной экосистемы.
Международное разделение труда, которому многие страны обязаны своим богатством, было бы невозможно без сегодняшнего объема экономически эффективных перевозок грузов. Мобильность на нефтяной основе также существенно влияет на наш образ жизни, как на региональном, так и на местном уровне. Например, жизнь в пригороде в нескольких километрах от рабочего места была бы невозможна для многих людей без автомобиля. Таким образом, классический пригород также обязан своим существованием нефти.
Зеленая революция, или третья сельскохозяйственная революция, происходила в период между 1950 г. и концом 1960-х годов, которая увеличила сельскохозяйственное производство во всем мире, особенно в развивающихся странах. После Второй мировой войны внедрение технологий, включая использование пестицидов, гербицидов и удобрений, а также новых высокопродуктивных культур, значительно увеличило мировое производство продуктов питания.
Значительный рост цен на нефть будет представлять системный риск, поскольку наличие относительно доступной нефти имеет решающее значение для функционирования значительной части экономической и социальной систем. Для некоторых подсистем, таких как доставка товаров по всему миру или индивидуальные перевозки, важность нефти является очевидной.
Добыча полезных ископаемых становится все более зависимой и чувствительной к энергетическим затратам, поскольку содержание металлов в руде в целом снижается. Например, ресурсы меди огромны по размеру, но очень низкого качества и требуют огромного количества энергии для добычи. Уголь (промышленный энергетический ресурс) ведет себя больше как промышленный базовый металл, чем как нефть или газ.
Потребление нефти можно использовать как индикатор промышленной активности, когда нет глобальных структурных изменений (таких как глобальный финансовый кризис).
Примерно 70% ежедневной поставки нефти поступает из нефтяных месторождений, открытых до 1970 г. Большая часть глобальных поставок нефти по-прежнему идет из 10-20 крупных нефтяных месторождений. В 2006 г. на 10 нефтяных месторождений приходилось 29,9% глобальных доказанных запасов. С 2006 г. открыты сравнительно небольшие месторождения нефти. 74% текущих мировых запасов нефти географически сосредоточены в так называемом "стратегическом эллипсе", который включает Ближний Восток и Центральную Азию. Пик открытий нефти пришелся на 1962 г., с тех пор темпы снижались. Новые открытия ограничены: показатель успешности разведки в 2017 г. был рекордно низким - 5%. Прогнозируемый диапазон средней скорости снижения послепиковой добычи составляет 5-7%, что эквивалентно примерно 3-4,5 млн. баррелей в день.
Из существующих мировых объемов добычи жидкостей 81% уже снижается. Это означает, что к 2040 г. миру может понадобиться заменить более чем в 4 раза текущую добычу нефти в Саудовской Аравии (более 40 млн. б/д), просто чтобы сохранить объем добычи. В январе 2005 г. Саудовская Аравия увеличила количество активных буровых установок на 144%, увеличив добычу нефти только на 6,5%. Это говорит о том, что "компенсирующий производитель" не смог нарастить добычу в достаточной мере, чтобы удовлетворить растущий спрос.
В январе 2005 г. глобальная добыча нефти вышла на плато. Это стало поворотным моментом для всей индустриальной экосистемы. С тех пор нетрадиционные источники нефти, например, нефть из плотных коллекторов ("сланцевая нефть") и нефтеносные пески, восполняли дефицит спроса, а американская сланцевая нефть обеспечила 71,4% новых мировых поставок нефти с 2005 г. Мировая добыча нефти соскочила с плато в конце 2013 г., благодаря добыче на глубоководных шельфах.
С 2008 г. сланцевая революция позволила увеличить мировое предложение, что стабилизировало возросший спрос. Это было достигнуто благодаря применению горизонтального бурения и ГРП. Добыча нефти из плотных коллекторов (tight oil - "сланцевая нефть") в США в августе 2019 г. составила 7,73 млн. баррелей в день, что составляет примерно 8,37% мирового предложения. На нефтяной сектор США в 2018 г. пришлось 98% роста мировой добычи нефти. Будущий рост мирового спроса в настоящее время зависит от сланцевой индустрии США.
Продуктивность сланцевых скважин увеличилась в период между 2010-2018 гг. на 28%, но закачка воды (и, следовательно, использование химикатов и пропантов) увеличилась на 118%. Сланцевые скважины проходят четыре основных этапа своего жизненного цикла. Три крупнейших нефтяных бассейна( Пермский, Игл Форд и Баккен) все еще растут, но находятся на зрелой стадии своего жизненного цикла. Зрелый - это третий из четырех этапов, где четвертый - это падение.
Продуктивность сланцевого сектора в 2018 г. была уже меньше, чем в 2016 г. Это говорит о том, что сланцевый сектор США приближается к пиковой добыче. Из-за истощения сланцевых скважин необходимо пробурить 5399 новых скважин, чтобы обеспечить постоянную добычу нефти в 2019 г. Каждый год требуется такое же количество новых скважин.
Воздействие сланцевой добычи на окружающую среду в значительной степени игнорируется. Воздействие связано с загрязнением подземных водоносных горизонтов и разрушением среды обитания.
Большинство производителей нефти в сланцевом секторе США имеют отрицательный денежный поток и пытаются привлечь капитал для развития своей инфраструктуры. Это печально, поскольку для поддержания уровня добычи требуется постоянное новое бурение. Таким образом, показатели в добывающем секторе в первом квартале 2019 г. оказались ниже прогнозных, что указывает на усиление трудностей.
Если страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) достигнут такого же развития, как экономика Германии в плане потребления нефти, то потребление нефти должно увеличиться на 254%. Если весь мир станет таким же развитым, как экономика Германии в плане потребления нефти, то глобальное потребление нефти должно увеличиться на 117%, а дополнительные 116,68 млн. баррелей в день нефти должны быть доступны на рынке.
Начиная с января 2005 г. все цены на сырьевые товары, которые отслеживаются для мониторинга индустриальной экосистемы (основные металлы, драгоценные металлы, нефть, газ и уголь), взорвались. Второго худшего экономического кризиса (Глобальный финансовый кризис 2008 г.- GFC) было недостаточно, чтобы решить фундаментальные проблемы. После GFC волатильность цен на сырьевые товары усилилась. В этом докладе обосновывается тезис, что GFC возник тогда, когда вся индустриальная экосистема оказалась в беспрецедентной ситуации ввиду слома самого слабого звена. Это самое слабое звено было связано с финансовыми рынками. Напряжение, которое создал этот беспрецедентный стресс, было вызвано глобальным падением добычи нефти. Предполагается, что это произошло потому, что Саудовская Аравия не смогло увеличить добычу в январе 2005 г., несмотря на значительное увеличение количества активных буровых установок. Если дальнейший анализ подтвердит эту гипотезу, то GFC возник в результате цепной реакции, которая возникла на рынке нефти.
Нефть является первичным или основным сырьевым ресурсом. Нефть имеет более значительный профиль CRM (критический сырьевой товар), рекомендуется, чтобы нефть, газ, уголь и уран были добавлены в европейский список CRM.
http://tupa.gtk.fi/raportti/arkisto/70_2019.pdf