May 18, 2010 19:18
Очень хороший получился разговор.
Познер, конечно, выдающийся интервьюер.
Проханов мог бы не пойти к нему, но он оказался умнее - ведь любое его появление, да еще на главном телеканале дает возможность пропагандировать свои взгляды, а Познер - не Шевченко и подтасовывать ничего не будет.
В результате Проханов был непохож на себя. Никаких истерик, никакого ерниченья, никаких провокаций. Он был искренен, анализировал сам себя, вспомнил момент "обращения" из нормального человека в "государственника" и сталиниста.
Это привело к тому, что он стал более человечным, чем обычно, превратился из робота и кликуши в согражданина, с которым даже интересно поговорить. И это даже сильнее действовало на подсознание зрителей.
Единственное место, где он, похоже, соврал - ответ на вопрос о его сексотстве. И именно это подтвеждает его полную искренность в других ответах. ведь он и тут попытался ответить искренне, по крайней мере, не врать, но полуправда все таки вылезла, такие вещи и не спрятать.
Но самого главного вопроса Познер ему не задал, и правильно, ибо иначе могла развернуться все таки дискуссия.
Вопрос этот должен быть задан после рассказа Александра Андреевича об имперской идее, как хорошей форме, как об объективной реальности, как о цели всех, везде и всегда.
Вопрос этот заключается в том, чтобы он ответил - "Зачем нужна империя гражданам России и сопредельных государств?"
Зачем нужна была империя Англии, мы знаем. И эта империя развалилась.
Зачем нужны были империи Александру Македонскому, Австро-Венгрии, османам, Гитлеру - мы знаем.
Можно даже согласиться с тем, что либеральная западноевропейская империя либо уже существует, либо строится, но зачем она существует и что дает своим членам - тоже понятно (замечу, что признаков распада у этой идеологической империи пока не видно).
Но что дала людям советская империя, что может дать людям российская?
Ведь удобоваримого ответа на этот вопрос нет!
Возможны ведь только два оправдания для "сильного государства" или империи:
1. Сохранение культуры, как общей для входящих в империю, так и ее частей;
2. Богатая жизнь населения и метрополии, и окраин за счет объединения.
И оба этих ответа - не ответы, не аргументы "за" российскую или советскую империю.
Для сохранения культуры (для советской или российской это означает прежде всего русскоязычную культуру) вовсе не нужна империя. Скажем, французская культура никак без империи в лице Евросоюза не страдала, а с появлением Евросоюза не стала сильнее или распространеннее.
(Можно попытаться говорить о сохранении моделей поведения, свойственных русской древности, путем построения внутренних отношений на этих моделях, но мы же понимаем, что модели, сам образ мыслей с развитием экономики и глобализацией обязаны меняться, потому что только так можно обеспечить рост уровня производства и жизни).
А как объединение Украины и России само по себе, де юре, с уничтожением границ и таможен, может помочь экономическому росту?
Почему граница между Казахстаном и Тольятти мешает выпускать хорошие автомобили?
Почему один президент для России и Киргизии - гарантия хорошей работы милиции и местной власти?
Достойных ответов нет на эти вопросы, а значит, нет ответа и на вопрос "Зачем..?"
Но самым важным был первый ответ проханова на вопросы от Марселя Пруста в конце передачи. Я искренне благодарен Проханову за честность. На вопрос "Чего вы боителсь больше всего?", он сказал - "Забвения."
И он абсолютно прав. Он рассуждает в глобальных категориях. Он - не Павловский, который копается в сегодняшнем дне в поисках жемчужин в этом навозе и радующийся, что копал верно и нашел кучу хороших опарышей.
Александр Андреевич чувствует, что время его идей ушло, мир давно изменился, его идеи признаны ошибочными и к ним не вернутся никогда.
Даже в случае глобальнейшего кризиса, в случае полного изменения ситуации на планете (представьте себе контакт с другой, на другом технологическом уровне, цивилизацией), к его идеям вернуться будет нельзя, потребуются новые, совсем новые, соответствующие ситуации.
И вот это он чувствует, этого и боится.
В этом - их слабость и грядущая трагедия. В забвении.
НЛП,
анализ,
психология