Опера «Распутин» в Геликоне

Feb 13, 2017 11:21

Moscow City Opera’s New «Rasputin» from Jay Reise, Felix Yusupov - Ivan Ozhogin
Москва, 10 и 11 февраля 2017




Главный мюзикловый вампир, мессир и Призрак страны Иван Ожогин открывает перед своими поклонниками всё новые и новые горизонты - сначала все дружно начали слушать романсы, потом реквиемы, а теперь вот и до оперы дошло.


Ничего потешного в том, что кто-то ездит по всей стране только «на Ожогина» нет - а вы готовы отложить важные дела и ехать три часа по морозу не понятно на что? Если не понравится, так хоть услышишь любимый голос.

Довольно смелый шаг для артиста сыграть в трагифарсе, где нужно петь оперным, а не мюзикловым вокалом, без микрофонов, да ещё отплясывать канкан, что, разумеется, породит массу новых шуток на тему: «Нож он облизал, черные колготки надел - как дальше жить?».

В Геликоне на Большой Никитской решили возродить американскую рок-оперу «Распутин», а на роль князя Феликса Юсупова пригласить Ивана.

Мне интереснее и ближе история сикхизма, чем трагедия пресловутой «русской души», поэтому постановки о России я оцениваю по своим критериям.

В театр я нырнула одновременно с красивой девушкой, оказавшейся Анастасией Макеевой - актриса тоже пришла посмотреть оперу.

После реставрации Геликон стал похож на огромный красивый дворец, где можно заблудиться. Восхитительные интерьеры, потайные зеркала, волшебные афиши.

Доброжелательная атмосфера, приятный персонал, содержательные программки. Огромный оркестр с великолепными музыкантами. Остроумный и смелый режиссер Дмитрий Бертман, которому я симпатизирую еще и из-за его любви к кошкам. Дирижер Александр Бригер - внучатый племянник Юсупова.

Итак, спектакль начался. Музыка - авангард, модерн, атональность и немного классики. Не гениально - вряд ли я смогу что-то оттуда напеть, но интересно передает обстановку упадка российской власти и неприкаянности всех персонажей. На слух довольно приятно.

Сюжет - в Америке он бы, наверное, крутился вокруг «russia’s greatest love machine» Распутина, а здесь центром стал Юсупов.

Князя в детстве наряжали девочкой, вырос он бисексуалом и бунтарем, склонным к истерикам.

Феликс не в силах смотреть, как Распутин опаивает царскую семью наркотическими зельями, гипнотизирует и заставляет плясать под свою дудку. Он свято верит, что в нем корень зла, и решается на убийство.

Но убить человека нелегко… Чтобы втереться в доверие к Распутину, князь принимает его ухаживания, да так втягивается, что когда дело доходит до убийства, он страдает. Эти метания и муки убедительно сыграны Иваном, как и любопытная сцена в кабаре с «мулен ружем» на каблуках. Исторический факт -  Юсупов любил выходить в женских платьях в свет, и соблазнять своим сопрано аристократов.

Те, кто пришел полюбоваться не только на ноги Ивана, длине которых позавидует и Анджелина Джоли, наверняка заметили, что самая сильная сцена здесь - убийство Распутина, когда Феликс тоже бьется в агонии. Захихикать на этой сцене могли только люди совсем далекие от театра, коих в зале было мало.

Некоторым поклонницам Иван кажется сверхъестественным существом, которое легко превращается из мессира в вампира и обратно, пронзая людей глазами цвета горного хрусталя. В действительности это человек, кровь его тепла, а не холодна, и он тоже волнуется перед премьерами. Если бы артист совсем не волновался, это бы означало, что ему неважен результат.

Вряд ли найдется певец, способный быть одинаково востребованным и в опере, и в мюзикле. Поэтому выйти за рамки жанра мюзикла - это такой вызов самому себе.

Тихий, погруженный в себя человек на сцене вдруг превращается то в страстного Хайда, то в женственного Юсупова - не это ли театральная магия? Мурлыкает нежным женским голосом, ножкой помахивает - неудивительно, что поклонники разволновались от таких преображений.

Так что к моему любимому женско-мужскому персонажу из мюзикла «Преступления и наказание», где старушку играет мужчина, теперь добавился еще и Юсупов.

Для оперы разборчивые слова - не такое уж частое явление, так что дикция Ивана меня порадовала.

Посещение оперы «Распутин» - редкая возможность услышать классический вокал Ивана. В отличие от мюзиклового, он не ласкает потаенные зоны души или еще каких-то частей организма, повергая в экстаз и безумие, что и заставляет девушек влюбляться в графа фон Кролока, зато навевает мысли о чем-то возвышенном и космическом.

Отдельно отмечу Григория Соловьева и Дмитрия Пономарева - понравились вокально и драматически, запомнились сразу же.

В антракте слышала мнения: «Интересно, но не трогает струн души».

У меня мюзикл «Каренина», на котором плачут, ничего не трогает, я вроде Шерлока: «Скучно, скучно, удивите меня!», и Геликон-опере это удалось. Мне интересно, когда получается сделать что-то необычное, но не превращая это в нарочито-скандальное шоу, дабы привлечь побольше внимания.

А нельзя ли наколдовать, чтобы Ивана теперь пригласили на роль графа Альмавивы в оперу?

После спектакля поклонников переполняли разные эмоции, поэтому они отправились в количестве этак полусотни человек к служебному выходу театра, чтобы поздравить Ивана с удачным спектаклем. Выглянувшие из  дверей геликоновские артисты слегка испугались, увидев столько загадочных людей во тьме.

Выйдя из театра в ворохе букетов и подарков, Иван задумчиво посмотрел на коробки красивых конфет, которые одна девушка пыталась водрузить куда-то поверх букетов:

- Сладости? А ведь я должен беречь вампирские зубы.

Желтые герберы и красные розы согласно закивали головами, но не поклонники - такое уж у них хобби - баловать любимого артиста подарочками. В тусклом свете фонарей сверкали снежинки, сказка заканчивалась, но не навсегда, а только на сегодня.

Я махнула рукой, указывая не театр:

- Иван, некоторые пытались разглядеть в бинокль микрофончики у артистов.

- Здесь всегда без микрофонов поют. И на «Распутине», и на других операх. Опера - она такая.

- Спасибо, успокоили, а то мало ли - никому в наше время нельзя верить, но вам - можно.

P.S. В день премьеры я видела в партере девушку с животом внушительного размера. По окончании спектакля к театру подъехала «Скорая». Через несколько часов в больнице появился на свет мальчик. Интересно, как его назвали? Неужели Григорием?

На второй день показа во время поклонов на сцену выбежала смелая черно-белая кошка, сорвав шквал оваций. В Геликоне живут четыре пушистые «валькирии» - Зиглинда, Брунгильда, Ортруда и Кундри - охраняют театр от мышей и злых духов.

В театрах и музеях разных стран принято держать кошек. Они лишены возможности к размножению, привиты и накормлены, им  повезло в жизни, чего не скажешь о сотнях других кошек, которые бесконечно появляются на свет, потому что люди не желают ничего слышать о стерилизации или у них нет на это денег.

Объявления о пристройстве котят отнимают шанс у уже живущих на улице животных найти себе дом. Большинство уличных кошек живут не больше года, погибая от вирусных заболеваний, несчастных случаев и в зубах бродячих псов. Когда ты везешь такое животное, попавшее в твоем дворе под машину, в клинику, то хорошее настроение покидает тебя надолго. Кошка должна быть домашней, а не уличной. Но это уже совсем другая история.

На самом деле я специализируюсь на энтомологии, но кузнечики и сверчки по сцене не прыгали, так что опять котизмы в тексте, увы.

Фрагменты оперы - https://www.youtube.com/watch?v=_bjC3DmLJ4k&t=98s

Поклоны и речь директора театра -

https://www.youtube.com/watch?v=WK375KBj_NU&t=28s

Фото с меткой «распутин», автор Olga Kuvykina на Яндекс.Фотках
































































«Мессир, мне не пробиться в вашу свиту, хотя я так отчаянно грешу…» (с)




(с) Надежда Тарасова




http://borubo.ru/index.php/2017/02/opera-rasputin-v-gelikone/

культпоход, фото

Previous post Next post
Up