Конец мифа "зеленой энергетики"

May 16, 2017 21:31

Оригинал взят у grey_croco в Конец сказки о "зеленой энергетике". Уже сегодня, повсюду и везде
А особенно заметно выглядывает этот конец у развитых странах, которые раньше могли выкручиваться за счет беспрецедентного дотирования "зеленых". Но вот халявные средства закончились и наступает закономерная развязка представления.

Германия: Дикие объемы выкачанных дотаций не спасли крупнейшего производителя солнечных батарей от краха

Крупнейший в Германии производитель солнечных батарей Solarworld AG намерен подать заявление о банкротстве, заявил глава компании Франк Азбек и добавил, что не видит другого выхода при таком падении цен на продукцию компании. Потери возникли после снижения цен на солнечные панели. Свою роль сыграл переизбыток на мировом рынке из-за поставок дешевых панелей из Китая и других стран.

Германия вообще станет подопытной крысой, на которой проявятся все эффекты крушения зеленой аферы..

"Зелёная альтернатива" в Германии: взлетит ли без субсидий?

Немецкая электроэнергетика - интересная площадка для наблюдения. Ведь страна является одним из лидеров внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а потому успехи (или неудачи) Германии в этой области - это интересный опыт, который может быть перенесен (или не перенесен) в другие страны.



Что же было интересного в немецкой “зелёной” энергетике в прошедшем 2015 году? Во-первых, это неоднозначные результаты в увеличении генерации с помощью солнца. Еще недавно быстрый рост установленной мощности солнечных электростанций практически остановился:



Итого, в настоящий момент на “солнце” приходится 40 ГВт установленной мощности и всего 6,5% от суммарной электрогенерации - не впечатляющие результаты, согласитесь (цифры могут варьироваться от источника к источнику в зависимости от методологии подсчёта). Но главное, что последний год принёс лишь 1,37 новых солнечных гигаватт.

Причина напрашивается: это снижающиеся дотации на новые солнечные станции. В 2015 году электроэнергию выкупают лишь по $89 за МВт*ч у крупных станций и, как видно, это недостаточно мотивирует бизнес устанавливать солнечные панели. Для сравнения, в 2008 году дотации составляли $530 за МВт*ч, хотя и сами солнечные панели тогда стоили дороже. То есть, солнечная энергетика без дотаций - дохлый номер.

На этом фоне ветер напротив принёс жителям Германии хорошие новости - сразу 85,4 ТВт*ч электрогенерации, то есть на 50% больше чем в прошлый год:



В результате доля ветроэнергетики в суммарном балансе электрогенерации составила 15%, суммарно с “солнцем” - 22%. Более того, генерация в 85,4 ТВт*ч позволила почти добраться до еще одной психологической отметки: примерно такую же генерацию предоставила в прошлом году “сдувающаяся” немецкая атомная энергетика (87,1 ТВт*ч). Газовая генерация осталась далеко позади с 30 ТВт*ч. Напомним, дотации на ветростанции в последние годы составляли около $70 за МВт*ч, для сравнения оптовые цены на электроэнергию $30-35 за МВт*ч.

Судя по политике дотирования, фокус с солнечной энергетики и наземных ветряков смещается в сторону морских ветроэлектростанций - только им оставили высокие дотации - около $250 за МВт*ч. Последние сложны в установке и дороги, но являются следующим фаворитом в политике альтернативной энергетики Германии, судя по динамике дотирования:



Начиная с 2014 года, дотации следует интерпретировать как полноценный тариф выкупа электроэнергии у производителей. То есть, ветроэнергетика бурно развивается даже при относительно низких ценах выкупа - $70 за МВт*ч, в отличие от солнечной энергетики, которая требовала порядка сотен долларов за МВт*ч. Поэтому говоря о всей “альтернативе”, не следует смешивать выводы о “солнце” с выводами о “ветре”. Ну а оплачивают банкет по-прежнему немецкие домохозяйства, они платят за электроэнергию свыше $400 за МВт*ч - в нынешних рублях около 32 руб за кВт*ч. Ключевая фраза стати. За все платят рядовые потребители. В том числе и своим уровнем жизни.

Любопытно, что несмотря на снижение субсидирования за МВт*ч, из-за роста объёма генерации ВИЭ объем субсидирования в денежном значении вырос. В результате немецкие потребители внесут в фонд субсидирования в текущем году на 3% больше, а размер “зеленого налога” составит $72 за МВт*ч.

За исключением морских ветростанций, процесс снижения субсидий идёт как в Германии, так и по всей Европе. Тем интересней становится наблюдение за сектором ВИЭ - в какой степени он сможет поддерживать рост, и главное, темпы роста, на фоне урезания дотаций.

В общем. доказано - без дотаций "зеленая энергетика" есть ничто. А дотации могут быть только за счет других отраслей, то есть - за счет торможения и прекращения общего развития. Со всеми вытекающими последствиями.

Недаром британские парламентарии требуют от правительства активизировать развитие атомной энергетики. Они-то в курсе.

Сразу два комитета британского парламента независимо друг от друга выпустили доклады, касающиеся развития атомной энергетики: первый доклад касается перспективные научных разработок, второй - последствий выхода Великобритании из Евросоюза. Авторы обоих докладов призывают правительство принять меры для обеспечения будущей конкурентоспособности атомной отрасли страны. Еще бы. Остров ведь изолирован и в плане энергетики может рассчитывать только на себя. А если с поставками энергоносителей проблемы какие начнутся?



Как говорится в докладе Комитета палаты лордов по науке и технологиям, «мы достигли критического момента для будущего Соединенного Королевства как серьёзной ядерной державы». Авторы доклада призывают покончить с «нерешительностью» меняющихся в последние 20 лет правительств, оказавшей негативное влияние на гражданскую ядерную энергетику. Авторы докладов дают рекомендации новому правительству, которое должно прийти после досрочных парламентских выборов в следующем месяце.

..«мировой рынок малых модульных реакторов сегодня оценивается в размере 300-500 млрд долларов, и новое правительство должно будет определиться со стратегией развития в этой области, чтобы наша достаточно высокоразвитая ядерная промышленность нашла своё место на этом рынке».

В свою очередь, председатель парламентского комитета Джон Роундел Пальмер (John Roundell Palmer) отметил:

«Как мы выяснили, объём финансирования инновационных проектов ядерных реакторов в Великобритании значительно ниже, чем в других развитых странах, например, в США, Франции или Японии. Если правительство хочет, чтобы Великобритания сохранила свои позиции, то оно должно сделать значительные инвестиции в новые технологии, иначе мы рискуем отстать от остального мира».

Откровенно и без демагогии. Она - для плебса.

И даже Япония откажется от нефти в пользу атомных станций. Несмотря на Фукусиму. То есть, пригорает все сильнее.

Последние шесть лет после катастрофы на АЭС "Фукусима" отрасль атомной энергетики Японии сталкивалась с согласованным противодействием со стороны рядовых жителей и чиновников страны из-за сохраняющихся опасений по поводу безопасности. Однако недавно Япония отменила решение суда об остановке двух реакторов на АЭС "Такахама". В ближайший месяц они будут запущены вновь, несмотря на то что Greenpeace считает, что остается много нерешенных вопросов в области безопасности. Рокфеллеровских шавок по кличке зеленая Пися можно и нужно посылать очень и очень далеко.



..Правительство заявило, что поддерживает перезапуск реакторов там, где это будет безопасно, и поставило перед собой цель получать от 20% до 22% общей мощности ядерных источников к 2030 г.

После катастрофы на "Фукусиме" Япония оказалась полностью зависима от импорта энергоносителей. Страна является крупнейшим в мире импортером сжиженного природного газа, вторым по величине импортером угля и третьим по величине импортером нефти. Причем более 33% импортируемой нефти приходится на Саудовскую Аравию. А поставки из Саудовки могут в перспективе накрыться из-за Бадабума на Ближнем Востоке..

В течение трех лет после катастрофы на "Фукусиме" Япония потратила $270 млрд на закупку угля, нефти и СПГ. Это на 58% превышает расходы, которые могли бы быть при работе АЭС. Это привело к тому, что Япония столкнулась с дефицитом торгового баланса впервые за 30 лет. В 2010 г. профицит составил $65 млрд, а уже через три года дефицит достигал $112 млрд, и связано это именно с ростом импорта ископаемого топлива. Естественно, внутренние цены на электроэнергию выросли очень сильно. Тарифы для промышленных предприятий выросли на 30%, а для населения - на 20%.

К концу 2016 г. Японии удалось решить проблему дефицита торгового баланса, однако атомная энергетика способна помочь появлению существенного профицита торгового баланса, а также снизить внутренние цены на электроэнергию. Если у Японии получится нарастить долю ядерной энергии до 20%, она сможет заметно сократить закупки топлива.

О "зеленой энергетике" при этом речи вообще не идет. Ниппонцы считать умеют..

Впрочем, какая еще "зеленая энергетика", если мир до сих пор не может отказаться от угля?



Как видите, несмотря на все усилия, доля угля в энергетике Китая и Индии до сих пор составляет примерно 50%. И что бы сократить ее потребуется очень много времени.

В общем, сказочка про альтернативную энергетику благополучно сдыхает, по мере исчерпания доступа к доступным ресурсам.

Экологическая экономика гласит, что человеческие экономики подчиняются доступности природных богатств. Технология, соответственно, не создает природных ресурсов, как и человеческие инновации. Вместо этого технология и инновации - лишь посредники при выработке существующих природных ресурсов. Иными словами, все эти улучшения технологии добычи угля длинными очистными забоями (в конце 1700-х годов), глубоководного шельфового бурения нефтяных скважин (в конце 1900-х годов) и добычи природного газа методом гидравлического разрыва пластов (в начале 2000-х годов) очень впечатляют. Но эти инновации имеют значение лишь тогда, когда в наличии имеется приз в виде плотных пластов энергоносителей. Без плотных пластов энергоносителей инновация не представляет никакой ценности.

Таким образом, мы обязаны признать, что при условии нехватки природных ископаемых, или дороговизны их добычи, можно осуществлять лишь очень небольшой объем экономической деятельности. Верно и обратное: мы также должны признать, что когда ресурсы будут доступны для потребления, в результате, скорее всего, начнется и рост.

Коротко и ясно. Вообще же это большая и весьма интересная статья, которую рекомендую к чтению. Здесь же будут только

Когда ни частный, ни государственный секторы не готовы инвестировать в будущее, напрашивается вопрос: что же случилось с будущим? Неужели корпорации и правительства пришли к выводу, что возврат к медленному росту не обязательно означает возврат к нормальному росту? Зачем инвестировать в новую инфраструктуру, новые рабочие силы, новые офисные пространства, оборудование, автострады или даже железные дороги, когда спрос, необходимый, чтобы эти инвестиции окупились, может никогда и не материализоваться?

Многие секторы западных экономик остаются в режиме избыточного предложения или излишка производственных мощностей. Наблюдается переизбыток трудовых ресурсов и переизбыток офисной и промышленной недвижимости, а также аэропортов, шоссе и пригородов, которые становятся жертвами постоянного сокращения пропускной способности и траффика. Возможно, частный сектор поступает мудро. В общем и целом, посредством своего нежелания инвестировать, он фактически делает прогноз: Никакого нормального восстановления не ожидается.

..В то время как мы движемся к будущему, определяемому сокращением чего-либо на душу населения - а не увеличению, как мы привыкли - опасные конфликты в нашей социальной структуре (как внутри стран, так и между ними) угрожают нашему будущему. То есть, плотность потока энергии будет падать. Здравствуйте, Новые Темные века!

Так что зеленого кина не будет. Все, слезайте. Зеленое ликтричество кончилось..

Previous post Next post
Up