Мама родилась в Замоскворечье. Там и выросла.
Новокузнецкая улица, д. 23. Рядом с церковью св. Николы в Кузнецах. Угол с Вишняковским переулком.
Это был 2х этажный дом ровно посередине между станциями метро "Новокузнецкая" и "Павелецкая". Он и сейчас есть. Во дворе стояли сараи. Для дров. По полсарая на квартиру. В мое время дров там уже не хранили. Да и про сараи позабыли. Квартира была коммунальная. Три комнаты, три семьи. Горячей воды не было. Только холодная. Мыться ходили в Кадашевские бани.
Зато сколько сирени там было!!!))
Помню лестницу на второй этаж, где была бабушкина квартира. Она была деревянной и ужасно скрипела.
В 41м году, когда начались бомбежки, мама с бабушкой уходили в метро. На какую станцию не помню. Щас посмотрела в Яндексе, обе станции были достроены уже в 43м. А в 41м там было страшно. Люди спускались по деревянным лестницам. А и та, и другая очень глубокие. Людей много. С малыми детьми на руках. И мокрое, землей пахнущее, подземелье.На рельсы клали деревянные щиты, и люди спали там вповалку.
Уйти было нельзя. Комендантский час. В шесть, кмк, он заканчивался. В 6 утра.
А когда объявляли "тревогу" народ бежал в метро.
Бабка не всегда туда бегала. Она бесшабашная была.)) Но в основном прятались.
А потом наступил октябрь 41го. Семьи сотрудников НКВД эвакуировали в обязательном порядке. И дед опять каким-то ответственным оказался. На грузовике, полном семей, приехал, а ни жены, ни дочери дома нет. В каком-то бомбоубежище он их нашел.)) Закинул в кузов. Завез домой. Чтобы хоть какие-то вещи собрали. Так и отправились они в эвакуацию. Почти голые и босые. А осень глубокая. Холодно.
Эшелон грузили где-то в районе метро "Бабушкинская".
Мама вспоминала, что с платформы было видно, как немцы бомбят Москву.Как наши прожектора ведут их самолеты. Страшно было.
Но паники не было. Врут и Википедия и нынешние доморощенные "историки". Москва просто замерла в ожидании. Сильно подозреваю, что немцам очень не сладко бы пришлось, войди они в Москву. Им и на подступах то к ней досталось.)))
А затем их эшелон отправился в путь.
Про то, что было дальше как-нибудь потом.