Таким зеркалом служит бессмертная повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В ней описан могучий русский характер с его достоинствами и недостатками. Не уважает герой повести продвижение к цели медленными и осторожными шажками. Ему противно быть «гречкосеем». Крестьянствовать ему не по душе не потому, что он чуждается тяжёлого физического труда, а потому, что такой каждодневный нудный труд он считает унизительным, не достойным его занятием. Ему подавай всё и сразу.
Потому и подбил Тарас своих товарищей казаков на грабительский поход против поляков. Поиздержались казаки, пропили всё в шинках, а потому срочно им нужны деньги. Лозунг «За веру!» - только лозунг, предлог. Опять же открытый, честный характер не позволяет Тарасу заняться мошенничеством, обманывать ближних. Грабёж в честном бою он считает приемлемым решением проблемы. Не по душе казакам (козакам) воинские упражнения. Свой опыт они привыкли приобретать в сражениях дорогой, страшной ценой ран и гибели. Не по душе казакам долгие и тщательные сборы в поход. Есть основное - и вперёд! (русский «авось»). Грабят и разоряют казаки мирных жителей. Не всем казакам это нравится. И начинается среди них «раздрай». Когда Тарас попадает в беду, то не к Богу он обращается за помощью, не к боевым товарищам своим. Он обращается за помощью к евреям. Вот как описывает Гоголь это обращение:
С огромным волнением, с замиранием сердца казачий полковник говорит: «Слушайте, жиды! - сказал он, и в словах его было что-то восторженное, - вы всё на свете можете сделать, выкопаете хоть из дна морского, и пословица давно уже говорит, что жид самого себя украдет, когда только захочет украсть.»
За эту услугу Остап готов отдать всё. «Вот я этому человеку обещал двенадцать тысяч червонных, - я прибавляю еще двенадцать; все, какие у меня есть дорогие кубки и закопанное в земле золото, хату и последнюю одежду продам и заключу с вами контракт на всю жизнь, с тем чтобы все, что ни добуду на войне, делить с вами пополам!» Так говорил мужественный воин, кидаясь из крайности в крайность, перейдя от презрения к евреям к их восхвалению, одновременно демонстрируя презрение к золоту и богатству. В этом же отрывке Гоголь раскрывает читателю особенности национального характера еврея, как он его видел. Но речь не о евреях, а о русских, смотрящих на себя в зеркало.
Тарас сам убивает своего сына. Русский убивает русского. Гибнет другой его сын. Гибнут однополчане Тараса. Гибнет и он сам. И прежде всего из-за разногласий среди казаков, из-за их пьянства и неспособности унять свои эмоции, мыслить трезво и расчётливо.
Лично для себя я, глядя в это зеркало, сделал такой вывод: русские - прекрасный народ, смелые, мужественные, честные, презирающие богатство, хорошие товарищи… Но и нам не худо было бы поучиться кое-чему у других народов, за плечами которых тоже тысячелетия. У китайцев - трудолюбию и терпению. У евреев - предусмотрительности и сплочённости. У французов - жизнелюбию.