[Spoiler (click to open)] Юкаги́ры (самоназвания - деткиль, одул, алаи) - восточно-сибирский народ, относящийся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.
Юкагиры говорили на изолированном (палеосибирском) языке и, в силу репродуктивной изоляции от окружающих их враждебных племён, представляли собой генетический изолят. По переписи 2010, не превышает 100 чел. - представителей старшего и (частично) среднего поколений (число говорящих на Ю. я. постоянно сокращается).
Юкагир.язык Йэдиэ: тётя Ингуш.язык йиди: тётя (жена брата отца) Выруский язык äidi: мать Финский язык äiti: мать
В древности (VII тыс. лет до н. э. юкагиры жили на востоке от Енисея и на Саянах, где составляли единство с носителями уральских языков (финно-угры, самодийцы). А. П. Окладников пришёл к выводу о принадлежности неолитической культуры Якутии предкам юкагиров. Этой точки зрения придерживались такие известные советские исследователи, как М. Г. Левин, И. С. Гурвич, Ю. Б. Симченко.
Юкагир.язык виэ: делать Класса В: Ингуш.язык ве: делать, создать, родить
Класса Б: Ингуш.язык бе (бир, бер, бергба, бейт): делать Кетский язык берь: делать Кетский язык bɛt - сделать Албан.язык bëj, bërë: делать
Юкагир.язык льээй: жить Ингуш.язык ла (утверд. - лов, лайр, лейнад. ловдда, ловр, ловргда): пережить, выдержать, перенести Английский язык live: жить пережить (что-либо), выдерживать Датский язык liv (leve, lever, levede, levende, levet): жить
Юкагир.язык purki: семь Ингуш.язык vuorꜧ ворхӀ {ворхӀане}: семь Ингуш.язык vorꜧæzzæ: семью Даргин.язык верхӀел: семь
Юкагир.язык ajlən: мыться Юкагир.язык аайлэм: мыть Юкагир.язык Айлоодьоон: мытый Чукотский язык илгытэвык: мыться Алеутский язык x́ula-lix: мыться Кетский язык ульгаӈ: мыть Класса Е: Ингуш.язык ийлан, юлагъи: помыть
Ю-юкагир.язык тивэньэ: идти Класса В: Ингуш.язык тӀаве́на: пришедший Ингуш.язык ве́на: прийти Корсикан.язык vène: прийти
Юкагир.язык льукукөдэ: маленький Класса Д: Ингуш.язык лоха/лохига: низкий Эстон.язык lühi,lühike: короткий Ингуш.язык лохде́ (лохду, лохдаьд, лохдаккх) понизить, умалить, укоротить Вепсский язык lühüdad: короткий Вепсский язык lühüdaks: укороти
От Юкагир.язык льукуонь: маленький Ингуш.язык лохе {лохено} (й, й): низменность Ингуш.язык лохехьара: младший (по положению) Ингуш.язык лох: низкий Ингуш.язык лакх: высокий
Существуют гипотезы о том, что енисейские языки находятся в отдалённом родстве с вайнахскими (чеченский, ингушский) и сино-тибетскими языками. Ке́тский язы́к - изолированный язык, единственный живой представитель Енисейской семьи языков.
Кетский(Енисей)язык daləs':смеяться Класса Д:ингуш.язык дэлэш:смеяться Кетский язык jeľ: ягода Ингуш.язык елла: голубика Кетский язык s'u: - год Ингуш.язык шу (шер,шараш): год/года Кетский язык ahtyŋ - удача Ингуш.язык аьттув (аьттоно): удача Кетский язык бись - вечер Ингуш.язык бийс: ночь Кетский язык и’ль: петь Ингуш.язык илли: песня Кетский язык бат: лицо Ингуш.язык бат (батамаш): лицо/лица Эвенкийский язык бад: лицо аналог эвенского «нимат» - обязательной раздаче мяса и рыбы родственникам и знакомым
Другой распространённый тип жилища у кетов - землянка (бан). Ингуш.язык бун: лачуга
Как сибирский народ кеты связан с чеченцами и индейцами?
у кетов наблюдается редкая Y-хромосомная гаплогруппа Q. Считается, что она возникла на территории Сибири около 20 тысяч лет до нашей эры. При этом она встречается у сибирских селькупов, а также у американских индейцев, у каракалпаков и у чеченцев. У других народов - доля Q мизерная, а у перечисленных довольно большая.
Из протестированных юкагиров четыре оказались принадлежащими к Y-хромосомной гаплогруппе N1c (Y-ДНК), четыре - к Y-хромосомной гаплогруппе Q, четыре - к различным субкладам Y-хромосомной C3 Y-хромосомной макрогаплогруппы C.
Юкагир.язык льитэгэсу: ударить Ингуш.язык лета (летар, лийтад, лийтагьва): драться, бороться Ительмен.язык лэтэкас: борьба Итальян.язык lotta (lottavi, lottava): драться, бороться Испан.язык lata (latir, latido, latid, latiera): биться, драться Лэтэкас («борьба») - традиционная борьба ительменов,а также коряков, ительмены устраивали борьбу
Алеутский язык uyulix: платок Ингуш.язык joulaq йовлакх: платок
Ю-юкагир.язык көйридьэ: дым Ингуш.язык khur кӀур, мн.ч: кӏарраш: дым Верхнелужский язык kur: дым Чешский язык kouř: дым Финский язык höyry: дым Ингуш.язык гӀир: нагар, никотин
Ингуш.язык кхов (кховно, кховний): дым, чад, гарь Финский язык savu: дым Карел.язык savu: дым Тайский язык ควัน Khwạn: гарь, дым
Юкагир.язык ооноодьэ: молодость Ингуш.язык онд: 1 переход малыша в стадию взросления, 2 второй период взросления после 7 лет, возраст. Ингуш.язык ондар: мужание Ингуш.язык ондарг: молодой Ингуш.язык онда: 1 сильный, окрепший, повзрослевший, 2 здоровый, 3 большой, упитанный, жирный, полный Слейви (индейцы США) язык ǫhndaa: мужчина Кечуа (Инков) язык Unda: полный Греческий язык andro: мужчина отсюда имя Андрей
В эпоху отступления ледников - в IX-VIII тыс. до н.э. - происходит расселение древних кавказцев (далеких предков ингушей) на огромной территории Европы, Азии и Америки. К археологическим культурам древних кавказцев на территории Евразии исследователи относят культуры, в которых присутствует керамика с псевдотекстильной поверхностью и фигурно-штамповым орнаментом. Эти миграции привели к распаду единого языка, получившего в науке название синокавказский, на северокавказский, енисейский, синотибетский, на-дене языки.
Юкагир.язык пооной: сирота Ингуш.язык бо (бой, боно, буоно, бонца, боной): сирота Албан.язык bonjak: сирота Английский язык boy: мальчик
Ю-юкагир.язык көнги: муж Ингуш.язык къонг: сын Ингуш.язык къонах: мужчина
Юкагир.язык киньдьэ: луна Ингуш.язык Кхинча (й) мать Луны в ингушской мифологии покровительница всех мертвых.
Юкагир.язык аьньэй: говорить Ингуш.язык аьнна: ответить Финский язык ääni: голос от Ингуш.язык ала: говори Юкатек.язык aalik: говорить Родственники Класса Д: Ингуш.язык оалда (оалденнад, оалдел): сказать, сказал, суметь сказать Эстон.язык öelda (öeldel, öeldis) :сказать
Юкагир.язык āľ: возле Ингуш.язык уллув (уллу, улле): возле, подле Ительмен.язык олла: возле Удмурт.язык улэ: под
Юкагир.язык Эйуукэ: близко Класса Е:
Юкагир.язык тигираа: там Ингуш.язык цигара: оттуда Ингуш.язык цига (цигг, цигахь, цигахьара, цигара): там, оттуда Вепский язык sigä: там Лезгин.язык тикку: там Ненецкий язык тикан: туда Ненецкий язык тикахана: там Япон.язык sokohe ソコヘ: туда
родственник Ингуш.язык укха/укхаз: здесь Ингуш.язык укхарга: отсюдашний Ингуш.язык укхаган: отсюда Ингуш.язык укханагӀ: здесь Алеутский язык ukaagan: отсюда Алеутский язык ukangun: здесь Юпикский язык ука: сюда Непал.язык यहाँ yahā̃: здесь
Алеутский язык imat: кричать Ингуш.язык Ӏимад: боевой клич, крик, вопль
Алеутский язык mani-x: вена Ингуш.язык миа (миана, миано): вена
Алеутский язык duux: пыль Ингуш.язык дом [дома, демо, демаца , д] пыль Финский язык tomu: пыль Карельский язык tomu: пыль Нганасанский язык дюм: снег Шведский язык damm: пыль Шведский язык dammiga: пыльный Ингуш.язык доммагӀа:пыльный Ингуш.язык доммалхарг: пыльца Телугу язык దుమ్ము dummu: пыль
Гренланд.язык ugguutigaa: сердиться Класса Д: Ингуш.язык эгӀаздига: сердится
Гренланд.язык saggaavoq: зажечь Класса В: Ингуш.язык сагав: зажег Ингуш.язык сага (сог, сегар):зажечь
Гренланд.язык sanniarpaa: очистить Класса Б: Ингуш.язык цӀанбе, цӀанарбе: очистить
Юкагирский язык чама: большой Ингуш.язык джам: термин |приставка|, определяющий превосходную степень большой, крепкий,старший и др. Литов.язык ŽYMUS: значительный; выдающийся;
Юкагир.язык угур: грань Ингуш.язык оагӀор: край, сторона, бок Валлийский язык ochr, ochri: сторона, бок Ингуш.язык оагӀув (оагӀо, оагӀоно} (оагӀош /оагӀонош) (б, д): бок, сторона, направление Японский язык 横 yoko: бок, сторона
Чукотский язык льувлюв: петля Ингуш.язык лол (луол,лалам,лолараш) Петля удерживающий кинжал на поясе;
Ингуш.язык киталча: толстый Юкагирский язык көтинэй: толстый Ингуш.язык китаний: пузатый Ингуш.язык кит: пузо, живот Эстон.язык kõht: пузо Вепсский язык koht: живот Удмуртский язык кӧт: живот
Юпикский язык ӄиргыся: окно Ингуш.язык кор (кораш) kor (kuorazh): окно(окна)
МИФОЛОГИЯ ЮКАГИР: Своеобразным являются представления о реинкарнации (переселении) души человека. Юкагиры верили в триединость души (“айбии”). Одна из них после смерти отправлялась в мир мертвых. Другая имеет вид двойника, которого могут видеть только шаманы, и которая после смерти переселяется в новорожденного ребенка. Третья душа-тень, которая свойственна также неодушевленным предметам. По Иохельсону “головная душа представляет интеллект, душа-сердце руководит движением, то есть, способностью живого существа перемещать себя в пространстве, а третья душа осуществляет контроль над физиологическими функциями”.
МИФОЛОГИЯ ИНГУШЕЙ: Ингуш.язык тарам (букв похожий): дух-двойник. У каждого села, дома, леса, пещеры, у каждого человека есть свой тарам (покровитель дух-двойник хранитель), считали ингуши. В XIX в. свой дух, охраняющий его,- двойник ( тарам). Домашний дух ингушей - Тарам - в корне отличается как от дагестанского, так и от осетинского.
ИНГУШ.ПОСЛОВИЦА: Тарамий барт хуле, заохалол хургда. Если двойники-духи сговорятся, то свадебный сговор состоится
ЮКАГИРСКАЯ МИФОЛОГИЯ: Религиозные представления включали культ природы, промысловые культы, шаманство. Считали, что Вселенная делится на Верхний небесный мир, Средний земной и Нижний подземный мир. Верхний мир населяют божества. Они помогают людям в промысле, оберегают их от болезней и бед, наказывают за дурные поступки. Средний мир - земля принадлежит духам-хозяевам. Главные духи - хозяин земли, хозяин пресной воды и хозяин моря. Им подчиняются хозяева гор, леса, тундры, заливов, рек, озер и животных. Особое место занимает хозяин огня - хранитель семейного очага, покровитель семьи.
Нижний мир представляют многослойным: каждый слой населяют различные духи и божества. Например, верхний его слой - это мир мертвых, предков, нижний - мир сказочных стариков и старух-людоедок, а также злых духов, чертей и их главы - Острой головы. Шаманы (алма) были покровителями рода. Проникая в Верхний и Нижний миры, они общались с миром предков, тенями умерших, врачевали заболевших, приносили жертвы духам охоты. Специальная одежда и атрибуты шамана состояли из кафтана, нагрудника, шапки, обуви, ремешков.
У ИНГУШЕЙ: В другом измерении Мировое древо - это три параллельных мира, взаимодействующих друг с другом: подземный мир Эл - царство мертвых, где умершие живут полноценной жизнью и в курсе всех событий, происходящих в царстве живых; мир, в котором живем мы с вами; и «небесный мир», в котором обитают Верховный бог Дяла и все его помощники - боги, патроны, а также одушевленные Солнце, Луна и звезды. Среди людей лишь избранные могли перемещаться в тот или иной мир.
У ЮКАГИР: Юкагиры верили в силу заговоров и гаданий (на оленьей лопатке, на челюсти зайца), колдунов (антадьайе), носили обереги-амулеты. Охотничьими амулетами считали шкурку белки (талан), нос и когти медведя
ИНГУШСКОЕ ГАДАНИЕ НА ЛОПАТКЕ Гадание на бараньей лопатке, которое называлось у ингушей «пхандаре хьежар». Оно состояло в том, что резали барана и приглашали женщину или мужчину, которые умели гадать этим способом. Сна-чала съедалось мясо, затем глава дома отдавал «специалисту» левую лопатку, и тот снимал мясо с нее только руками (нельзя было, чтобы с ней соприкасались зубы чело¬века или металлические предметы - нож, кинжал. После подобной очистки «знаток» рассматривал лопатку на свет и по пятнам па ней, окостеиелостям и подлопаточному бугру «тол ковал» будущее ребенка, род его занятий и даже вопрос о его-наследниках.
У ЮКАГИРОВ: Существовал культ умерших шаманов: их тела расчленяли, части высушивали и хранили как родовые святыни. Кровью шамана смачивали части его одежды, которые также считали амулетами. Череп умершего шамана помещали на деревянную куклу в рост человека (шан шоромо - «деревянный человек»), одетую в шаманский кафтан. Называли ее богом Хойл, ставили на почетное место в жилище, «кормили», обращались с просьбами, перевозили с собой при перекочевках.