баня (ленгвиздика)

Mar 04, 2024 04:44

БАНЯ. специальная постройка, помещение или учреждение, где люди моются и парятся. Традиционно считается общеславянским (!!!) заимствованием из народной латыни, где bānea < balnia - видоизменение balneum «БАНЯ, купальня» < «ВАННА» (отсюда слово БАЛЬНЕОлогия). Вот, то есть, общеславяне так, собрались все вместе и раз: и заимствовали это слово в такой ( Read more... )

филология, lengvizd, ленгвизд, языкознание, этимология, ленгвиздика, лингвистика, любительская лингвистика, лингвофрики

Leave a comment

akievgalgei March 4 2024, 08:40:04 UTC
Баня в России традиционно воспринималась как врата между миром живых и мертвых. У славян, как и у живущих рядом финно-угорских народностей, баня была своеобразным святилищем, в котором жизнь встречалась со смертью, начиналась и заканчивалась жизнь человека, где лечили «болезных» и творили повседневную магию. Постепеное принятие славянами христианского взгляда на мир привело к тому, что на баню стали смотреть как на необходимое, но весьма страшное место, в котором творилось колдовство, могли жить «черти» и «недобрые духи». Однако, необходимо сказать, что для такого негативного взгляда на баню и суеверных страхов перед ней были все основания. Славянская родовая память сохранила все, что издревле происходило в банях на Руси. Мы уже выяснили роль бани в культе языческих богов Огня и Воды, в ритуальном почитании духов предков - навий, дедов, и коснулись того, как в бане хоронили послеродовый послед и части жертвенных птиц (голову, перья и ноги, так как саму птицу съедали).
Посещение бани на Руси было ограничено многочисленными запретительными повериями: нельзя ходить в баню в одиночку («Кто ходит в баню в одиночку - тот колдун»), нельзя ходить в баню после получночи (или в темное время суток), так как тогда «только черти парятся». «Если долго сидеть в бане - то увидишь черта».

Баня вовсе не случайно стала ассоциироваться у русского народа со смертью. Смерть и похоронные ритаулы тесно связаны с русской баней. Существовали весьма жестокие славянские языческие, никак не согласующиеся с прививаемыми христианскими ценностями, ритуалы умервщления стариков, тяжело больных или покалеченных [Велецкая Н., 1978].

Reply


Leave a comment

Up