[Spoiler (click to open)] Этимология Происходит от лат. medicina «medicina, врачебная наука, медицина», далее из medicus «врачебный, целебный, исцеляющий», далее из mederi «лечить, врачевать, исцелять», далее из праиндоевр. *med- «мерить». Это Ингуш.язык мед: 1собиратель трав, 2имя муж Ингуш.язык меда:1помощник врача 2 имя муж Ингуш.язык меда-някъан: Медовы род и фамилия в Ингушетии Ингуш.язык медар: 1лекарь 2имя муж Ингуш.язык медар-някъан: Медаровы род и фамилия в Ингушетии Ингуш.язык медите: лечение травами Ингуш.язык медиче: лекарь Ингуш.язык медичне: медицина
Известный исследователь И. Пантюхов считает, что др.греки в отношении медицины многое позаимствовали у ингушей на Кавказе. И.Пантюхов в работе "Движение населения у ингушей" (Кавказ, № 7, 1901 г.) пишет: "С давних воинственных времен особенно славятся (у ингушей) хирурги. Кроме искусных перевязок ран и вправления вывихов, смелые ингушские хирурги делают даже трепанацию черепа. Для этого при ушибах и вдавлениях черепа, а иногда и просто при беспокойных головных болях хирурги особенным долотом выскабливают череп до самых оболочек мозга".
Особых успехов достигли ингуши в лечении различного рода травм (ушибы, переломы, вывихи и растяжения) и ранений от огнестрельного и холодного оружия. Ингушские лекари проводили такие сложные операции, как трепанация черепа, ампутация и др. Н. Пирогов во время пребывания на Кавказе посещал ингушских лекарей с целью выяснения, каким образом проводились сложные оперативные вмешательства без применения известных медицине того времени анестезирующих средств.
Человек, стремившийся стать хорошим врачевателем, раньше, весною, в первую среду после новолуния, брал в руки змеиную шкуру и тер ее в ладонях. При этом он приговаривал: «Великий Бог Дяла, пусть мои руки будут целебными». Все это повторялось дважды в последующие две пятницы. Все народные врачеватели проводили такой обряд ежегодно. Мой отец был лекарем и еще мальчиком заставлял меня тереть в руках змеиную шкуру». (В 1977г. рассказал врач Ахмет Сосиевич Куштов; записал И. Д. -в, см.: МЛВ, с. 303).
ЛЕЧЕНИЕ ПСОРИАЗА: Также ингушскими лекарями применялся способ «хинж бааккхар» - букв. «удаление гниды». Это прием используется до сих пор в основном женщинами. Лекарь иголкой из-под эпидермиса, обычно со спины вытаскивает маленький кусочек подкожной ткани, скорее - нервное окончание размером с гниду. Эта процедура обычно примянась при псориазе, экземах, лишаях.
Старинный способ глушения псориаза. Называется этот метод "хинж баккхар". Суть операции такова: в солнечный день пациент садится без рубашки спиной к свету, и целитель вычисляет при солнечных лучах нарушенные нервные участки на коже, и самодельной продезинфицированой иглой рвёт определённое количество этих нервов, обрывки к-х выходят наружу. Затем втирает в ранки дымный порох, к-й высушивает кожу. В течение трёх дней пациент не имеет права мочить спину, пока обрывки нервов не высохнут окончательно - во избежание их реанимации. И таких сеансов проводится несколько, в зависимости от степени тяжести заболевания. И болезнь отступает на определённое время. А если человек будет оберегать себя от спиртного, острой пищи и лишних переживаний, то недуг может никогда не вернуться...
ЛЕЧЕНИЕ КОРИ: Применение имитативной магии мы наблюдаем при лечении КОРИ у ингушей. Для заболевшего корью ребёнка определяли отдельное помещение, на окнах вешали полотно красного цвета. Обёрнутый красной материей обруч они ставят на подоконник - на видное для больного место. И так как корь ассоциируется с красным цветом, то считается, что болезнь переходит на красный предмет.
Такие болезни как корь (хьесто-лазар), крапивную лихорадку, золотуху, порчу, также лечили приговорами магического характера. При кори ребенка старались изолировать от всех, вывешивали перед ним материю красного цвета и приговаривали: «Хьо хоза дара аьлашта.... («Краше бы тебе среди знатных. Лучше бы тебе среди богатых. Не лечить тебя в нашей грязи, в нашей нищете. Как появилась ты среди нас, так по-доброму и уйди от нас». После такого заклинания вокруг головы больного три раза проносили чашку с водой или молоком. Затем воду выливали на улицу, а молоко отдавали бедным, чтобы болезнь ушла как эта вода. Больному корью нельзя было видеть собаку, а также нельзя было босиком ступать на пол (земляной).
ЛЕЧЕНИЕ ОЖОГОВ: Ингушские лекари умели лечить ожоги. Существовали различные способы, один из которых был использован Тангиевой Фадман в 1975 году (п. Карца) во время лечения обожжённых ног девочки, которой прогнозировали врачи ампутацию конечностей. Женщина взбивала желтки, жарила их до образования чёрного яичного масла, и смазывала им поражённые участки ног. В результате, ноги излечились.
2 способ: Для этого ингушские лекари собирали овечье молоко в большой котел и варили его пока 1/3 не испариться, а когда масса эта достигала температуры тела, туда окунали пораженные части тела (Там же)
ЛЕЧЕНИЕ РАН: При огнестрельных застарелых ранах с раздроблением костей и присутствием посторонних тел (пули, секвестры, осколки) в отверстие раны вносилась, как можно глубже, толстая турунда из тряпки, смоченная едким веществом, обыкновенно мышьяком, и оставлялась там на несколько дней, что вело к расширению раны. В эту рану вставлялся рог и высасывался скопившийся в глубине гной, частицы омертвевшей кости, пули, осколки и другие посторонние тела. На огнестрельную рану прикладывали 2 раза в день мазь из смолы чинары с медом и яичным желтком попеременно с тертою морковью, вложенную в тряпку - до уничтожения воспаления.
ЛЕЧЕНИЕ ГОЛОВНОЙ БОЛИ: В лечении головной боли помогало масло буйвола. Для этого ложку масла и ложку пропущенной через мясорубку ореховой массы смешивали и прикладывали на голову на несколько дней.
ЛЕЧЕНИЕ ЧЕСОТКИ: (ГИРЗ) У ингушей чесотка считалась заразным заболеванием. Для ее лечения применялись: смесь древесного угля, кислого молока и серы, квасцов и мыла, масла и серы. Как известно, современное лечение чесотки в медицинской практике связано с применением серосодержащих мазей.
Ингушские лекари больных купали также в воде, куда добавляли золу; кипятили березовый уголь и натирали кожу, отчего она грубела и утолщалась, а затем ее натирали свежим жиром. Для смягчения кожи делали ванны с отваром чемерицы, корней и листьев рододендрона, девясила, чистотела. Корни конского щавеля с кислым молоком в виде настоя накладывали на пораженный участок. С этой же целью использовали свежевыжатый сок листьев татарника обыкновенного.
Чесотку лечили также мазью, приготовленной из растертого с серой и горячим бычьим салом корня девясила.
.
ЛЕЧЕНИЕ ИНФЕКЦИЙ: Для лечения инфекционных заболеваний и их профилактики применялись лук, чеснок, черемша. Эти лекарственные растения предохраняли дёсны и зубы от заболевания.
Ингуш.язык саьг1аз-ч1ег1: молочай, вид растения |жвачка из сока молочая, котор. твердеет на свету, отбеливает зубы
ЛЕЧЕНИЕ ЛЕГКИХ: Для смягчения кашля, при заболеваниях органов дыхания, больным давали горячее молоко с козьим или медвежьим жиром или топленым маслом, одновременно растирали грудь конским, гусиным или козьим жиром и тепло укутывали.
При легочных заболеваниях использовали пчелиный мед, делали растирание жиром барсука, медведя, эффективным средством считалось горячее молоко с добавлением барсучьего, козьего и медвежьего жиров.
БУЛЬОН(ДЫЛЛ): В лечебной практике важное место отводили пище из мяса. Употребление в пищу костных и костномясных бульонов помогало отпаивать раненых, больных. Бульон являлся обязательным в рационе, он сохранял баланс кальция в организме. Полезным считался куриный бульон.
Н. Пирогов во время пребывания на Кавказе посещал ингушских лекарей с целью выяснения, каким образом проводились сложные оперативные вмешательства без применения известных медицине того времени анестезирующих средств. Опыт народной медицины ингушей был предметом внимания исследователей-кавказоведов в ХVIII-ХIХ вв. Искусство горцев-врачевателей отмечалось А. Омаровым [1, с. 20], известным российским хирургом Н. И. Пироговым [2, c. 68], В. Шведовым [3, c. 36], Н. Ф. Дубровиным [4, c. 586] и др. О народных лекарях и народной медицине много сказано исследователями, врачами (см.: [5,6, 7]).
ЛЕЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЖИВОТНЫХ: БРЮХО Ингушские предания свидетельствуют о лечении больных, особенно детей, с помощью животных. Детей больных неврастенией опускали в теплый живот зарезанного животного, в котором он должен был заснуть, что являлось подтверждением его излечения. Старики рассказывают, что популярный в народе певец Цицкиев Идрис Боскарович, родившийся слепым, не мог ходить по причине своей слепоты. Ему подарили ягненка, который все время лежал рядом с ним и он постепенно вместе с ним научился ходить. При сильных воспалительных процессах ребенка сажали в брюшину свежезарезанного бычка. Верили, что это лечит от многих болезней. А если ребенок заснет в желудке, то считали, что он сразу выздоровеет (информант - Дзарахова-Мереш- кова Фадман Губашкиевна, Фалхан-Назрань, 1936 г.р.).
ЛЕЧЕНИЕ МОЗГА: ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА: Ингуш.язык ачха: помощник евкура - жреца производившего трепанацию черепа; тождест,- вылизиватель раны при трепанации черепа |с особым усердием и вниманием при работе над вылизыванием мозга|. Ингуш.язык аачма: отходы при операции на череп |частицы костей, сгустки крови, волоски и т.д.|
Ингушские лекари умели делать сложные операции, лечить огнестрельные ранения, проводить трепанацию черепа. Перед началом операции дезинфицировали хирургические инструменты с использованием огня и соли. При операции на черепе голову перетягивали жгутом, что сильно уменьшало кровопотерю, вскрытие проводилось по черепным швам. Для этого применялись специальные инструменты, которые чаще всего лекари изготавливали сами, в зависимости от направления лечения.
Известен был также инструмент, специально предназначенный для соскабливания пораженных участков (гам - операция называлась - гам хьакхар). В рукописи Б.А. Чахкиева «Из культурного прошлого вайнахского народа» приводятся примеры, записанные со слов очевидцев, об умении ингушских лекарей делать трепанацию черепа. Особенно отличался умением быстро оказать помощь при вдавленных переломах костей черепа лекарь Бунхо Бузуртанов, использовавший для этого своеобразный специальный вакуум. Однажды один из жителей в с. Алкун, упав с дерева, ударился головой о пень. На его крики сбежались односельчане. Больного срочно доставили к лекарю Бузуртанову Бунхо Бурсаковичу, который установил, что вмятая кость, соприкасаясь с мозгом, причиняет боль. Необходимо было срочное хирургическое вмешательство. Бунхо взялся за нее. Он разрезал кожу на ушибленном месте раздвинул ее специальным инструментами (морзах - вид пинцета для захвата краев ран) и, оголив черепную поверхность, стал скоблить кость с помощью гама (гам - инструмент для скобления). Выскоблив ушибленное место черепа, хирург почти обнажил травмированную часть мозга. После этого лекарь взял рог барана, поставив его к ране широким концом, он стал резко высасывать воздух, твердый костяной покров отстал от ушибленного участка мозга. В результате больной успокоился затем «хирург» извлек теплый мозг из только, что забитого козленка, приложил его к свежей ране больного и сделал перевязку. Больной выздоровел.
Второй пример из той же рукописи: «В одном из сражений житель с Мецхал Котиев Исмаил Хусенович, получил кинжальный удар в голову. Раненого привезли во Владикавказ. Осмотрев больного, врачи заключили, что рана пациента несовместима с жизнью. Череп был разрублен на две части - от мозжечка до переднего мозга .За его лечение взялся мецхальский лекарь, хирург Точиев Бунхо. Он проделал сложную операцию. Тщательно очистил рану, мелкие кости из мозга вылизывал языком, вытирая каждый раз язык чистой тряпкой. Затем Бунхо велел зарезать черного курдючного годовалого барана. Отделив часть курдюка, разрезал его на тонкие ломтики, и стал вкладывать в рану. Вскоре Исмаил Котиев выздоровел и прожил после этой операции еще 40 лет. Горские лекари умели обеззараживать хирургический инструмент с помощью огня и солевого раствора. Был у них специальный фитиль из материи, в которую заворачивали соль, пропитанную маслом. Фитиль зажигали, и инструмент готовили к операции. Выше перечисленные хирургические инструменты перед операцией выдерживали в солевом растворе. Был и другой фитиль - инза (да) из натурального шелка, который вкладывался в заживающуюся рану. В этих целях использовали так же и конский волос (говра-мерз-инг.)
Ингуш.язык корта: голова Ингуш.язык керта: головной,черепной Ингуш.язык кертак1инг: черепная коробка Маори язык korotū: череп Ингуш.язык тити/тути: череп Ингуш.язык тути-ост: хирургический инструмент для вскрытия черепа типа зубила Ингуш.язык тите: черепной Француз.язык tête: череп, голова Ингуш.язык хьоа/хьаьво: мозг Ненецкий язык хэва: мозг Корейский язык 뇌 ko: мозг
Ингуш.язык езхлепий: жрец, имевший правоработать над мозгом, вскрывая череп
ЛЕЧЕНИЕ ГАНГРЕНЫ: По воспоминаниям Хусена Евкурова, у его брата Аюпа из Ольгетти часто болела нога. Как-то боли в коленном суставе мучили так, что он не мог двигаться. Нога опухла. Пригласили они к нему лекаря. Бунухо осмотрел ногу, затем вышел на луг, покрытый травами. Лопатой убрал он верхний слой земли с травой, взял следующий слой чернозёма, добавил в него простоквашу и замесил маркъал (раствор). Затем наложил эту смесь на колено, сверху покрыл шерстью и перевязал. На следующий день поменял повязку. И так 3-4 раза. Больше никогда нога Аюпа не тревожила. Было это в 20-х гг. ХХ века. Бунухо Точиев лечил Гири Хутиева, жившего в районе курорта в горах, он сохранил ему ногу, которую врачи собирались ампутировать. Как-то в горном районе Охкарчи острыми скальными камнями порезал икроножную мышцу охотник Шонхой. Перевязав жгутом ногу, Бунухо Точиев замедлил поток крови в ноге и, сделав операцию, зашил рану. Он использовал нити, сделанные из кожи буйвола и обработанные гусиным жиром. Тщательно следил Бунухо за больным ещё некоторое время после операции.
ЛЕЧЕНИЕ ГАНГРЕНЫ: Ампутации ингушские лекари не делали совершенно, а прибегали к сберегательной, щадящей терапии. Антонов огонь (газовая гангрена) лечился теми же едкими веществами (квасцы, мышьяк и др.)
ЛЕЧЕНИЕ ЦИНГИ: ингушский язык химякх: хлеб с древесной корой, средство от болезни цинги, хлеб с примесью опилок и трав. Ингуш.язык долий-лазар: цинга(букв.десен болезнь) Ингуш.язык баге-ейни: цинга (букв.язва рта)
Русский естествоиспытатель, член Петербургской академии наук Петр Симон Паллас (1741-1811) во "Флоре России" писал: "Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются от всех наших в Сибири промышленников и мореходов как лучшее противоцинготное и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке преизрядное от цинготных болезней лекарство".
ЛЕЧЕНИЕ СУСТАВОВ: При болях в суставах, шейном и поясничном радикулите делали массаж и растирание с оливковым маслом (зейт даьтта) или давали пить 2-3% йодистый калий (кIай молха «белое лекарство»).
ЛЕЧЕНИЕ ПЕРЕЛОМОВ: Лекари умели вправлять вывихи, лечить переломы, накладывать шины (зиппар) на переломы для фиксации. Зиппар делали из дерева и обшивали домотканым сукном из овчины, обмазанной тестом и яичным желтком, при нанесении которых овчина становилась твердой. Корсет (йилбаза м1араж букв.дьявола когти) для фиксации позвоночника делали из деревянных палочек или из медных пластин. При вывихах суставов пальцев, предварительно вправив их, смазывалось поврежденное место коровьей желчью, обкладывалось ватой, накладывались с четырех сторон деревянные пластинки и завязывалось на 10 дней. При вывихах больших суставов, после их вправления, суставы натирались яичным маслом и камфарой, обкладывались ватой, забинтовывались и вкладывались в специально сделанные деревянные или железные чаши по величине суставов. Интересный способ определения переломов костей, который заключался в следующем: к поврежденному месту прикладывалась лепешка из просовой муки, яичных желтков и меда. При снятии через сутки с места перелома лепешка окажется не высохшей. При вывихах шейных позвонков больного клали на спину на ровном месте. Лекарь, сидя сзади больного, упирался ногами в его плечи, ухватившись обеими руками за голову, сильно протягивал на себя, затем, обложив ватой шею, накладывали на нее липовую кору (шина), намазывался бинт (тряпка) яичным желтком, смешанным с мукой (белхьам) и забинтовывалось на 18 дней, после чего выжимался сок из кожуры толченых лесных орехов и ежедневно втирался в область шеи.
ЛЕЧЕНИЕ УХА: Когда болело ухо, в него капали подогретый мед
ОСТАНОВКА КРОВОТЕЧЕНИЯ РАН: Для остановки кровотечения из ран применялись: кровеостанавливаюший порошок, состоящий из 2-х частей сушеных чернильных орешков и 1 части сосновой смолы, который насыпался толстым слоем на рану, которую завязывали плотной повязкой; для этой же цели насыпали золу, грушевую муку; прикладывали к ране пережженную кость, смоченную в холодной воде тряпку; как крайнее средство применяли прижигание раны, сосуда каленым железом; порошок из высушенной свежей человеческой крови (чаще самого раненого) насыпался на рану, сверху прикладывалась чистая греческая губка и туго завязывалась на 3 дня.
ЛЕЧЕНИЕ ОСПЫ: Оспопрививание делалось издревле. Делались насечки на руке маленькими острыми клещами, предварительно смоченными с жидкостью со струпьями человека, переболевшего оспой (способ приготовления этой жидкости остался тайной).
ЗАГОВОР ОСПЫ: Ингуш.язык Дошо цIy - покровитель оспы, дословно «Золотое божество». По сведениям Б.Альборова, ежегодно на сырной неделе ко дню почитания этого покровителя, заготавливали кувшин с маслом, пироги, сыр. Приглашали в гости односельчан и после молений пировали. Главными участниками праздника были женщины. Вынув из кувшина масло, хозяйка говорит: «О бог оспы, свои оспины милостиво от нас отошли» и т. п. Напитки на празднике не употребляли. При заболевании человека оспой, члены его семьи соблюдали определённые правила: Нельзя показывать такие чувства как печаль и тревогу, удивляться количеству оспин на теле больного, напротив же, следовало быть весёлыми и говорить «золотая, хорошая, уйди от нас». Кто-нибудь из близких должен был развлекать больного. Также запрещалось раздавать огонь, еду из комнаты больного, шить, носить оружие, курить, входить с грязными ногами, иметь половые сношения. Позволено было резать курицу только чёрного цвета, кровью которой поливали четыре угла дома.
ЛЕЧЕНИЕ ОКУРИВАНИЕМ: Больного сажали на стул, возле его ног ставили таз с горящими головешками, иногда на огонь клали различные травы, коренья. Больного окутывали с головы до ног, и он дышал и вдыхал дым и пары. Больной потел. Делалось это при простудах, болях в суставах, мышц (миозиты) и т.д. Так называемый "чоп" (палочка, щепочка, любое инородное тело в горле или носовых ходах), вызванное этими предметами воспаление. Чопист сажает больного (чаще дети), сначала мягкими, постепенно усиливающимися движениями делает массаж горла, шеи, а затем подставляет свой рот ко рту или носу больного и с силой втягивает в себя воздух, и через несколько таких процедур инородное тело (если оно там было) попадает в рот чописту, а больной облегченно вздыхает.
ЧЕРНАЯ ШЕРСТЬ Лечение чёрной шерстью. Чёрную шерсть использовали для лечения больных ног, прикладывая ее к ним. Также ею лечили лёгочные болезни. Для этого аккуратно состригали шерсть, сохраняя структуру шерстяного слоя. Затем накладывали этот слой на голое тело - спину и грудь - в виде майки или телогрейки и оставляли на неделю. Это излечивало лёгкие. Говорили, что каждая шерстинка вытягивает болезнь. Писал В. Шведов. - Костоправы горцев заслуживают всякого удивления: искусство их и легко и всегда верно». О народных лекарях Н. Ф. Дубровин писал как о специалистах, «…отлично изучивших лечение переломов костей и ран, нанесенных огнестрельным оружием».
Заговоры по снятию сглаза были и раньше записаны учёными. «1аьржа б1арг болча б1арг бале, Сийна б1арг болча б1арг бале, Жог1ара б1арг болча б1арг бале, Арарча наьха б1арг бале, Ал-алмазашта хилийталахь, Лоаман з1оаголашта хилийталахь… Если сглазил черный глаз, Если сглазил синий глаз, Если сглазил карий глаз, Если сглазили чужие люди, Пусть сглаз перейдет на ал-алмазов(лесных духов), Пусть перейдет на горные вершины… Причём «глаз снимали» не только с людей, но и с неодушевлённых предметов - продуктов питания, огородов, дома. Оберегали живность - животных, пчёл, домашнюю птицу. Оберегами могли служить и растения, и части тела животного. С целью снять сглаз привешивали к пчелиным ульям красные лоскуты. КОНСКИЕ ЧЕРЕПА долгое время устанавливались предками ингушей на изгородях, на пасеках для «защиты от дурного глаза».
ДУМИ/ДЫМИ: КУРДЮК Лечение курдюком. Курдюк, предназначенный для лечения, нельзя было солить. Его резали, затем жарили на слабом огне, получали масло из курдюка, добавляли к нему мёд и натирали грудь. Лечили этим составом больные колени. Курдючное масло и масло внутреннего жира смешивали и натирали этим составом грудь при простудах. Курдючное и ореховое масла считались чистыми, верили, что они питают мозг. При туберкулёзе прикладывали большие куски курдюка на голое тело до талии. За несколько дней из курдюка весь жир всасывался в тело. Курдюк лечил и внутренние раны. Если человек получал ранение в голову, могли затолкнуть в эту рану свежий кусочек курдюка. Это было и дезинфекцией и лечением. До сих пор пожилые женщины советуют для лечения головы и глаз класть на голову курдюк только что зарезанного барана. О целебных свойствах курдюка старики говорят много. Курдюк резали тонким слоем и укладывали на голову. Курдюк мог быть не в каждом доме. От свежего курдюка раны стягивались и быстро заживали. «Курдюк с мёдом - и не будет болезней» - говорили в старину. Курдюк плавили в масло, затем смешивали с мёдом и натирали при простудах. Для лечения туберкулёза прикладывали большие куски курдюка на голое тело до талии. За несколько дней всё масло из него втягивалось в тело. Курдюк использовали для лечения самых разных болезней.
ВЫЛИЗЫВАТЕЛЬ РАН СОБАКА: Ингушский язык тоамий: 1 вскрыватель очагов болезни, перен. - хирург, 2 открывание раны для вылизывания собакой.. Ингушский язык тоамел: вылизывание собакой раны, после нанесения на нее сметаны. по мнению некоторых стариков - здесь достигается двойной эффект 1 лечение от сметаны, 2 лечение от слюны собаки Ингушский язык тIоа: сметана, слой
ЧЕРНАЯ ШЕРСТЬ Лечение чёрной шерстью. Чёрную шерсть использовали для лечения больных ног, прикладывая ее к ним. Также ею лечили лёгочные болезни. Для этого аккуратно состригали шерсть, сохраняя структуру шерстяного слоя. Затем накладывали этот слой на голое тело - спину и грудь - в виде майки или телогрейки и оставляли на неделю. Это излечивало лёгкие. Говорили, что каждая шерстинка вытягивает болезнь.
УШИБЫ Для лечения ушибов жарили верхний слой шерсти на сковородке. Затем ушиб, например на ноге, смазывали маслом, сделанным из внутреннего сала, клали эту шерсть поджаренными ворсинками на ушибленную часть ноги, и оставляли на время.
Ингуш.язык ампела дарба: виноградное лечение |по не- котор. данным - лечение от малокровья и пониженной кислотности|
Ингуш.язык апидарба: лечение укусами пчел Ингуш.язык апи-някъе: цех пчеловодов, отделение пчеловодов в старину апи-някъан: апиевы, род, фамилия в ингушетии
Апитерапи́я (от лат. apis «пчела» и therapia «терапия») - область альтернативной медицины, применение продуктов пчеловодства в лечебных целях.
Ингуш.язык зуунгатий дарба : обследование муравьями птиц и животных, прилегших около муравейни-ка на предмет поиска и вынесения паразитов из перьев и шерсти.
Ингуш.язык оаркхола дарба: метод лечения страдающего ревматизмом, его сажали на вы-тащенного из моря ската и он получал сильныйэл|разряд.
ТРАВОВЕДЕНИЕ: Ингуш.язык аьнджолг (-аш) й, й, “трава, альтейский корень”, употребляется как отвар для лечения тифа, крапивницы, горячки.
Ингуш.язык хьаджбуц: мята” употреблялась против эпидемических заболеваний, ею натирались, бросали в питьевую воду, устилали комнаты и постели
Ингуш.язык човбуц» (володушка) - буквально «трава для ран»;
Ингуш.язык селенгIа//сандарг1а (-ш) й, й “омела белая” - растение-паразит, растущее на старых грушевых деревьях, употребляется против повышенного кровяного давления.
Ингуш.язык нIанийдоахарг (золототысячник) - буквально «трава для удаления глистов»;
Ингуш.язык даьтта доккху ба1 - сафлор буквально «репейник, выделяющий масло» (применяется для смазывания ран);
Ингуш.язык маьлха буц» - «солнечная трава» (отваривалась и употреблялась против зубной боли и при нарывах);
Ингуш.язык нитт: крапива Крапива, по мнению старожилов, излечивала гипертоников, лечила простудные болезни. Считалось, что отвар из крапивы полезно пить в качестве укрепления иммунитета. Для лечения ревматизма хлестали крапивой больные участки тела. Крапиву могли заготовить и на зиму. Хорошим средством для лечения суставов считался отвар крапивы; Весной молодую крапиву резали на куски, затем перетирали и, добавив соль, ели. Ели со сметаной, со свежим творогом. Применяли крапиву и в качестве начинки для тоненьких пирогов - ч1аьпилг.
Цица (-ш) й, й "тмин’- вид укропа, употребляется как пряность, кладут в домашние колбасы, хранят с сушеным мясом, служит приправой к соусу;
Ингуш.язык Дзаіпар (-ш) д, д - название травы, из которой делали чернила и красили усы и бороды
Для лечения простудных заболеваний пользовались настоем шиповника и мяты, проводили ингаляции над паром вареного картофеля.
при перемещающей лихорадке - отвар плод калины или мяты.
3. при поносе отвар диких груш, желудей, кашицей из грушевой муки.
4. при болях в суставах делали массаж, растирание с оливковым маслом.
5. для отхаркивания мокроты - отвар лакричного корня
6. в качестве мочегонного применялись настой липового цвета или арбуз.
7. при обнаружении глистов давали кушать сырые тыквенные семечки.
Губительное воздействие на дизентерийные бактерии оказывал кизил. Ягоды кизила помогали при кожных заболеваниях и экземах, их использовали при нарушениях обмена веществ и склонности к полноте.
При низком давлении использовали смесь семян грецких орехов с медом;
Болячки и ссадины на ногах лечили подорожником и др.
Ингуш.язык кхор: груша Дикую грушу собирали, мыли и в деревянной бочке заготавливали на зиму в родниковой воде. Дикая груша полезна от кишечных болезней.
Ореховое дерево ингуши считали ценным и называли его «боча б1ар» (любимый/нежный орех).
В качестве средства для лечения заболеваний желудка, сопровождавшихся потерей аппетита, применялся порошок из сушеной конопли и редьки в равных частях.
Для цежения молока и напитков ингуши использовали огар «нежный ковыль»
Травы в лечении болезней применялись как в свежем виде, так и в виде порошков, кореньев и семян. Сбором многих лечебных трав занимались в период их цветения. Лекарственные растения высушивали и хранили в специальных мешочках. Ингуш.язык мед: 1 собиратель целебных трав,2 имя муж
Лекари были почитаемы и неприкосновенны. «Тойговзанче,лор е, эшкпхар - пхийн вужаж хинвац», т.е. строитель башен,лекарь, оружейник не подпадали даже под кровную месть. Они считались мехк-нах, т.е. значимыми для общества людьми (Полевой материал С. Мерешкова). Лекари имели свой арсенал методов и способов лечения.Были в народе костоправы, массажисты и другие специалисты, врачи, проводившие лечение хирургическим вмешательством. Часто складывались универсальные приемы и методы лечения тех или иных заболеваний. Ингушские лекари умели лечить инфекционные и кишечные заболевания, болезни головы, горла, носа, суставов, нервно-психические заболевания и др. Значительную роль в сохранении здоровья людей играли профилактика и санитарно-гигиенические навыки. С раннего возраста детям прививали санитарно-гигиенические навыки: умываться по утрам, мыть руки перед едой. Опрятный человек вызывал одобрение общества. Признаком хорошего тона считался уход за внешностью. У народа существует много пословиц и поговорок, посвященных здоровью и важности профилактики: «Могаш, маьрша хиллар - докха сог1ат да» (Быть здоровым и свободным - большой подарок), «Кугаж бейха лелбечун - лазар худдац» (Кто будет ноги держать в тепле, тот не будет болеть)
В памяти ингушей сохранились некоторые из врачевателей, облегчавших людям телесные страдания и лечивших их недуги. Это такие лекари, как Бузуртанов Бурсак из Алкуна, Бузуртанов Бунхо Бурсакович из с. Алкун, Дзейтов Берд из с. Цори, Евлоев Берд из с. Йовли, Точиев Бунхо из с. Мецхал, Сапралиев Элберд из Экажево, Хасултанов из Назрани, братья Евкуровы из с. Эрзи, Куркиев Долтако из с. Барсуки, царский офицер, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Тотарч Гогатарович Мерешков (1834-1926 гг.) и др. Искусные лекари были в селениях Сурхахи, Плиево, и в других селах Ингушетии, но, к сожалению, не все имена нам известны. Все они были лекарями-универсалами, диагностировали и излечивали внутренние инфекционные, кожные, нервно-психологические и иные заболевания, а также при необходимости хирургическое вмешательство. Они имели хорошие представления о функциях человеческого организма о его строении, о факторах физического воспитания.
Ингуш.язык унтовда: костер для сжигания трупов послеэпидемии.
Уна-нана (У-нана) - персонаж чеченской и ингушской мифологии, богиня смерти и болезней. Являлась людям в образе высокой старухи с перекинутой через плечо сумкой. В ней находятся болезни. У-нана насылает заразу на всех, кто доставит ей хоть маленькую неприятность