Белоснежный красавчик.

Jan 23, 2017 09:40



Современные морские суда безопаснее и эффективнее своих предшественников. Только им никогда не сравниться в красоте с парусниками.
[-<><>-]



Клиперы являются самыми скоростными парусниками за всю историю морского флота. Они оснащались четырьмя мачтами, на которых развевались огромные паруса, дающие возможность судну в полной мере использовать мощные морские ветра. Благодаря быстроходности, такие корабли стали самыми эффективными для дальних путешествий. Многие западные торговцы стали ходить в восточные страны именно на клиперах.



«Стригущие волны»

В самом начале XX века в период англо-американской войны 1812-1815 годов в США возникла острая потребность в судне, которое способно было бы прорвать блокаду, выстроенную Англией, и уйти от погони мощных крейсеров противника. Решить эту проблему было доверено судостроительной верфи в городе Балтиморе. А итогом проделанной работы стал новый парусник - клипер.





Судно обладало развитым вооружением, а также важной особенностью, позволившей новым кораблям превосходить остальные парусники в скорости - это острые обводы корпуса и соотношение длины к ширине (6 к 1). Эти нововведения позволили судну развивать немыслимую скорость в 15 узлов (примерно 28 км/ч). Корпус у них чаще всего был композитным: обшивка из дерева с набором из железа, что увеличивало прочность судна.



Что касается парусов, то сначала клиперы оснащались исключительно косыми, которые были эффективны при встречных потоках воздуха. Именно из-за этого эти корабли были прозваны балтиморскими шхунами. Но если косой парус был хорош при встречном ветре, то он значительно уступал при попутном ветре прямому. В итоге после некоторых испытаний судостроители стали оснащать клиперы и прямыми, и косыми парусами. Это решение привело к тому, что данные корабли смогли эффективно лавировать при встречном ветре и быстро идти при попутном, чего не могли сделать тяжелые линкоры Великобритании.



Само название «клипер», что называется, пришло из народа: моряки прозвали суда так за их острый нос и быстроходность, а в море было похоже, словно корабль «стрижет» волны - отсюда и название, которое с английского языка переводится, как «стричь».



Балтиморские клиперы стали представлять очень большую опасность для английского флота. Успехи этих кораблей спровоцировали атаку Британской Империи на Балтимор в 1814 году, которая с успехом провалилась и прославила американцев.



Опиумные войны

В конце 18-го века выход Ост-Индская кампания получила права на монопольную закупку опиума в Индии и с большой выгодой продала почти полторы тонны данного продукта китайцам. Несмотря на декреты императоров от 1729 и 1799 годов запрещающие продавать, распространять и употреблять опиум, он пользовался огромной популярностью.
А к 30-му году 19-го века продажи доходили уже до отметки в 1500 тонн в год, а через восемь лет - до 2000 тонн. Для контрабанды использовались скоростные клиперы, в которых ввозились наркотики, а вывозились шелка, фарфоровые изделия, пряности и чай (отсюда и пошло выражение «чайный клипер»). Несмотря на то, что такая торговля была абсолютно нелегальна, она тайно поддерживалась Британской Империей, так ее колониальные планы были связаны с необходимостью установления хорошей торговли с китайцами. Результатом стали две опиумные войны, потеря мощи Китая, его временная оккупация и долгая смута внутри государства.



Чайные гонки

В это же время в среде английской аристократии появилось новое увлечение: пить свежий китайский чай. Раньше суда могли доставить продукт лишь за полгода - естественно, что за это время качество его значительно падало. Но с появлением быстроходных клиперов эта ситуация улучшилась. Вскоре большинство состоятельных людей стали своего рода соревнования: судно, доставившее чай самым первым получало солидное денежное вознаграждение. Эти состязания стали называться чайными гонками и проводились в период с 1859 по 1873 год. Для этих целей клиперы совершенствовали - паруса, корпус, оснастка. Делалось все, чтобы корабль мог прийти как можно раньше. Маршрут чайных гонок начинался в Шанхае и заканчивался в Лондоне, а составлял около 16 т. км. Самый лучший результат доходил до 80 дней.



Закат эпохи клиперов был связан с появлением пароходов, требовавших меньших экономических затрат.



На фото пейзажи Полинезии и круизный клипер.
Предыдущий пост: «Жаркие танцы» маленьких островов.

Текст утащила отсюда.

Клуб путешественников, Фоторепортаж, Легенды

Previous post Next post
Up