Фото сгенерировано ИИ
- - - - - - -
Эксперт по рекламе Зимин разъяснил ситуацию.
Маркетинговые приемчики шагнули вперед: стоит зайти на сайт, как покупателю тут же звонят коммивояжеры. А мы проверили и спросили у эксперта, действительно ли нас подслушивают гаджеты.
ЧУР НЕ ПОДСЛУШИВАТЬ
Столкнулся с неслыханной наглостью. Делал ремонт дома и решил купить гардеробную систему. Перед этим мониторил, что есть в интернет-магазинах. После захода на пару мебельных сайтов реклама в интернете у меня пестрила предложением гардеробных.
Тут ничего необычного. Поисковики передают информацию о наших запросах рекламным системам. И так уже лет 15, если не больше. Возмутило другое. Посидел на одном сайте, изучая полки. Проходит полчаса - звонок:
- Выбирали гардероб? Могу я вам помочь? - на линии была менеджер мебельного салона.
Я подивился, так как свой номер нигде не оставлял и звонить мне не просил. Но думаю, мало ли…
Решил поэксперементировать. Кликал на объявления с гардеробными, которые стали у меня появиться в ленте новостей «ВКонтакте». И правило работало безупречно. Проходило меньше часа, как мне звонила очередная продавщица с обходительным голосом.
А недавно готовил статью про недвижимость в столице: лазил по сайтам с объявлениями, мониторил актуальные цены. И что бы вы думали: все следующие дни трезвонили из риелторских агентств, услужливо предлагая подобрать вариант.
Одно дело, спам, который сыплется в сообщениях и звонках, когда оставляешь где-то свой номер. Но чтобы посмотрел сайт, а тебе звонят - наглость.
Как все происходит, объяснил директор «Скрипка Диджитал» Максим Зимин. Его компания как раз разрабатывает рекламные алгоритмы. По-умному такие звонки - работа систем ретаргетинга. Это инструмент не виден простому пользователю. Он «вшит» в подкорку сайтов и сигнализирует компании: некий пользователь был на вашем сайте, а у нас в базе есть его телефон, звоните скорее, пока «теплый».
- Номер телефона может быть получен из базы данных, если вы ранее оставляли его на сайтах или в приложениях. Эффективность таких звонков варьируется, но многие компании продолжают их использовать, считая, что выгода превышает возможный негатив от спам-звонка. На тысячу абонентов точно будет несколько продаж, - говорит эксперт.
Тут-то все и сошлось. «ВКонтакте», где я смотрел рекламу, знает мой номер телефона. И вообще всех пользователей, кто там регистрируется. На сайтах бесплатных объявлений та же система: если вы когда-то заводили там аккаунт, чтобы что-то продать - ваш номер «слили». Но формально никакого криминала тут нет. В соглашения с платформами есть пункт, что пользователь идет на это добровольно.
Фото: Shutterstock.
В ПОРЯДКЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Спам-перипетии натолкнули на мысль, что надо протестировать, как еще бизнес получают информацию о наших интересах. Много мифов ходит про то, слушают ли нас колонки да пылесосы. И насколько активно они пытаются продать то, о чем подслушали.
Эксперимент проводил так. Я запирался в пустой комнате поочередно с каждым устройством. И при 15 минут говорил на какую-то конкретную тему. А чтобы избежать погрешностей эксперимента, выбрал максимально далекую от себя сферу.
Умная колонка
При «Алисе» завел монолог про товары для сварки. Мол, вот бы мне новые электроды, защитную маску, резак для газосварки и пару мотков сварочной проволоки. Эффекта никакого. Через пару дней повторил эксперимент, но на этот раз напрямую спрашивал у голосовой помощницы, где купить в Москве товары для сварки, какую технологию лучше применять и т.д. Рекламы на эту тему все равно не начала показываться.
Комментарий Максима Зимина. Умные колонки, например Alexa (в России не распространена, работает в США и Европе - Авт.), могут передавать данные для рекламы. Это подтверждала сама компания-производитель. В политике конфиденциальности создателей «Алисы» также указано что сбор информации может использоваться в рекламе (к слову, у колонки «Маруся» тоже). Но нет четких свидетельств, что компания это делает.
Микрофон таких колонок, а также смартфонов, если на нем используют голосового помощника («Сири», «Окей, Гугл») постоянно активен. Однако запись и обработка данных происходит только после того, как система распознает команду активации. До этого момента аудиоданные обычно не сохраняются и не отправляются на серверы.
Смартфон
Поочередно говорил и с «айфоном» и «андроидом». Первому досталась тема про товары для маскарада, второму - свечи зажигания для инжекторного движка. Но ничего не сработало. А вот когда я стал давать смартфонам команду найти в интернете такие товары, то, как ожидалось, после визита в поисковик, реклама появилась.
Комментарий. Смартфоны сами по себе нас не слушают, а вот приложения на них - могут. Когда вы их устанавливаете, они спрашивают, разрешать ли доступ к микрофону. Интересно, что Яндекс еще пять лет назад зарегистрировала патент на разработку алгоритма, который может определять доходы пользователей, выяснив, кем они работают. Для этого анализируется геолокация, звуки окружения с микрофона вашего устройства (например, звук стройки, гул дороги, офисные клацания по клавиатуре) и другие приложения на вашем смартфоне. Однако компания тогда же сразу сказала, что не будет использовать эту разработку.
Компьютер вас тоже не прослушивает, но программы на нем, если у них есть доступ к микрофону, могут.
Телевизор
Современные модели ТВ - с интернетом. И работают на базе операционной системы от Google или каких-то фирменных (у Samsung есть своя, у LG - своя и т.д.). Микрофоны почти у всех телеков есть, чтобы понимать голосовые команды. Пришлось поиграть в Сергея Белякова из «Нашей Раши», который очень любил оппонировать телевизору. Старательно привлекал внимание визави своими чаяниями о беседке на дачу. И вообще, хорошо бы с качелями и мангалом. Но и тут даже спустя пять дней после эксперимента никакой рекламы мне не показали.
Комментарий. В принципе, информацию о пользователе может передавать любое устройство с микрофоном, функцией геолокации. Датчик для сбора информации можно встроить даже в обычную лампочку. Но делают ли они это? Массово нет. Слишком много информации пришлось бы обрабатывать. Хотя вполне вероятно в недалеком будущем умные холодильники станут анализировать информацию о продуктах внутри. Чтобы не только напоминать вам, что кончилось молоко. Но и передавать продавцам информацию.
Приложение банка
С ним я не разговаривал. Но слышал от товарищей истории в духе: я купил зерновой кофе, а мне в интернете рекламируются кофемашины. Посмотрел, что я покупал за последние дни, может быть, будут какие-то параллели с рекламой, что увижу в интернете. Увы, и тут меня обделили. Зато точно могу сказать, что банки внутри своих приложений используют наши траты для своей рекламы. Например, когда покупаешь авиабилет, может прийти предложение взять страховку путешественника. Если совершаешь крупную покупку, то чаще агитируют за кредит.
Комментарий. Банковские приложения действительно могут использовать историю покупок для формирования предложений. Это происходит в рамках собственных продуктов банка и обычно требует согласия клиента.
Автор: корреспондент «КП» Андрей Абрамов
https://www.kp.ru/daily/27645/4996074/