"Половина - как негры в Америке". Почему одни мигранты попадаются на подделках, а другие сильны в разбоях
Фото: Павел Каравашкин, «Фонтанка.ру»
Судебный переводчик передал 47news запретное: у преступности есть национальность, и от нее зависит, во что именно мигрант может влипнуть.
Хамиду Абдусаламову 41 год, он родился и вырос в Самарканде. Обладает тремя высшими образованиями - физкультурный университет, милицейская академия и Самаркандский государственный университет. Около 13 лет проработал в МВД Узбекистана. Владеет семью языками - кроме родного узбекского и русского это таджикский, туркменский, азербайджанский, киргизский и фарси. С 2017 года работает судебным переводчиком в Петербурге. Ежегодно участвует примерно в тысяче уголовных и административных дел.
- Вы обещали рассказать про национальные особенности разных видов преступлений.
- Да, на подделках чаще остальных попадаются мои земляки узбеки - процентов на 60-70. Тут две простых причины. Во-первых, узбеков среди трудовых мигрантов в Петербурге больше, чем остальных. Во-вторых, в нашем менталитете заложен принцип "Всё в дом". Узбеки будут тут очень плохо жить, могут по несколько дней почти не есть ничего, чтобы сэкономить и больше отправить домой, в семью. У таджиков, например, эта особенность меньше развита.
- Что у нас на втором месте?
- Кражи, разбои. Тут чаще таджики попадаются. Наш народ более боязливый, чем, например, таджикский. Таджики всегда лучше знают свои права и всегда более упорно их отстаивают. Оборотная сторона этой особенности - в преступных проявлениях. Больше готовы на дерзкие преступления. Наши привыкли не возражать старшим или госчиновникам и тихо ждать, пока получится так, как им хочется. Таджики постараются активно приблизить этот момент. Такие черты воспитываются поколениями. Самый распространенный вариант кражи для мигранта - заходит в магазин дорогой одежды, под видом примерки одевается в новое и в этом уходит из магазина. За день посещения магазинов можно неплохо заработать. Кстати, в последнее время узбекская молодежь на таких преступлениях тоже попадается.
- Традиции меняются?
- Интернет появился. У молодых формируется неправильное представление о том, как принято жить в других странах. Тот же узбек 70-80-х годов рождения воспитан только на национальных традициях. Узбек 90-х годов воспитан на них же, но интернет показал ему, что можно по-другому. И это знание тоже стало частью воспитания - нередко в искаженном виде. Суть искажения - не обязательно работать, чтобы зарабатывать. Одно дело жить в России и, соответственно, знать, какая тут жизнь, совсем другое вырасти в Узбекистане или Таджикистане и думать, будто знаешь. Сотни раз приходится объяснять молодым: приехал в гости - веди себя, как гость. Это, конечно, не только узбеков касается.
- А как насчет организованной преступности? Кого в таких делах вы чаще встречаете?
- Чеченцев и таджиков. У этих народов сплоченность больше развита. Простой пример: когда обидят какого-то таджика, за него десять земляков заступаться приходят. А, например, узбеки, когда их обидят, чаще будут сидеть и тихо переживать. Земляки же предпочтут не вмешиваться - если, конечно, их семей не касается. Узбеки поэтому реже попадаются в массовых драках.
- Мигранты видны и в сексуальных преступлениях.
- Они приезжают сюда со сформированным благодаря интернету и телевидению мнением, будто знакомство парня с девушкой легко и быстро переходит в близкие отношения. Они считают, что так и должно быть. Молодые мигранты думают, что если девушка сходила с ним в кафе, где он угостил её, то она должна вступить с ним в интимные отношения. Картинки из фильмов, которые они смотрели у себя дома, таким странным образом накладываются у них на национальные традиции мужского доминирования в отношениях с женщинами. Молодые часто не понимают, что в других странах могут быть совсем другие традиции. Трудно очень объяснить многим, что, если хочешь, чтобы девушка стала твоей, надо подумать хорошенько, а не применять силу.
- На родине, в семьях тех, кого тут обвинили в изнасилованиях, к этому как относятся?
- Не верят до последнего. Коран не допускает сексуальное насилие, это позор для любой религиозной семьи.
- На сексуальных преступлениях выходцы из каких стран чаще попадаются?
- Киргизы и мои земляки-узбеки, к сожалению. Обычно это происходит после употребления алкоголя.
- Коран же запрещает…
- Запрещает. Но, попадая в Россию, они попадают в другой мир, в котором часто забывают про религиозные запреты.
- Выходцы из Таджикистана не забывают? Или забывают реже? Вы не говорите про них в связи с сексуальными преступлениями.
- Они сплоченные. Они скорее удержат друг друга от таких поступков или найдут способ запугать жертву, чтобы та не обратилась в полицию. Но, раз уж зашел разговор об изнасилованиях, стоит рассказать о тенденции, с которой я в последние годы сталкиваюсь. Появляются девушки, которые провоцируют мигрантов на сексуальные действия, а потом вымогают деньги: плати или обращусь в полицию. Бывает даже обращаются в полицию, а потом шантаж: дашь денег - заберу заявление. Даже ценник сформировался: 100-150 тысяч рублей такое стоит.
- Часто бывает, чтобы правоохранительные органы цеплялись к мигрантам без объективных причин?
- По моим наблюдениям, не больше 5% случаев. Обычно претензии полиции имеют вполне реальные причины.
- Мигранты приезжают сюда на заработки - в странах исхода такая нищета?
- У всех по-разному. Большинство молодых людей приезжает, чтобы заработать на свадьбу. У нас в Узбекистане старейшины отменили требования по размеру калыма - он стал не обязательным. Но 1500-2000 долларов все-равно нужно. На моей родине это крупная сумма. Плюс свадьба. Традиция требует, чтобы на свадьбе больше тысячи человек было - такая свадьба с калымом в 10 000 долларов обойдется, не меньше. Власти Узбекистана пытаются объяснять, что это ложно трактуемое требование Корана, даже штраф ввели на свадьбы, где больше 150 приглашенных, но пока не очень помогает.
- Наконец, философский вопрос. Мигранты чувствуют себя тут "неграми в Америке" - мол, мы черные, а они белые, - или рабочими, у которых есть положенные по трудовому законодательству права?
- Пятьдесят на пятьдесят. Половина - "негры в Америке", к сожалению.
Автор статьи: Лев Годованник