Спасибо модераторам за размещение старых заданий модуля! От меня - финальное его задание для групп 145 и 146. Но вдруг еще кто-то захочет попробовать свои силы.
Дорогие бакалавры 145 и 146 групп!
Сейчас, после прочтения Светония, и после
ответа на вопросы второй части задания, Вы по-другому смотрите и на стихотворение Александра Кушнера, о котором писали полторы недели назад:
Цезарь, Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон...
Сам собой этот перечень лег в стихотворную строчку.
О, какой безобразный, какой соблазнительный сон!
Поиграй, поверти, подержи на руке, как цепочку.
Ни порвать, ни разбить, ни местами нельзя поменять.
Выходили из сумрака именно в этом порядке,
Словно лишь для того, чтобы лучше улечься в тетрадь,
Волосок к волоску и лепные волнистые складки.
Вот теперь наконец я запомню их всех наизусть.
Я диван обогнул, я к столу прикоснулся и стулу.
На таком расстоянье и я никого не боюсь.
Ни навету меня не достать, ни хуле, ни посулу.
Преимущество наше огромно, в две тысячи лет.
Чем его заслужил я, - никто мне не скажет, не знаю.
Словно мир предо мной развернул свой узор, свой сюжет,
И я пальцем веду по нему и вперёд забегаю.
Хочу предложить Вам сравнить его теперь со знаменитым стихотворением Ф.И.Тютчева "
Цицерон" -
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал - и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
5 Так!.. но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавой!..
Блажен, кто посетил сей мир
10 В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
15 И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
- и с менее известным, но очень важным для понимания вещи А.Кушнера совсем коротким стихотворением Георгия Иванова:
А что такое вдохновенье?
-- Так... Неожиданно, слегка
Сияющее дуновенье
Божественного ветерка.
Над кипарисом в сонном парке
Взмахнет крылами Азраил --
И Тютчев пишет без помарки:
"Оратор римский говорил..."
Вам предлагается (не забывая о времени создания этих трех произведений о Риме и его истории!) до 20 марта написать, что, по Вашему мнению, связывает эти произведения в смысловую цепочку, а в чем они разнятся в отношении взгляда на Рим как на модель нашего мира.
В качестве дополнительной литературы рекомендую, помимо уже Вам известных, книгу: Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., Издательство "Просвещение", 1972. Есть в
сети (нетяжелый pdf), но лучше, конечно, найти в бумаге (книга выходила и в 1990-е и в нулевые).
И еще: мой сокурсник, а ныне профессор риторики и русского языка Владимир Иванович Аннушкин, помимо книг и лекций, пишет музыку и поет романсы. В том числе, вот
этот - на наши с вами стихи Георгия Иванова.
Комменты скрыты до 22:00 20 марта 2014