Загробное царство у Вергилия ("Энеида") Гарнир к билету № 15

Dec 16, 2007 20:11

Вот, делюсь своими соображениями по поводу 6ой главы "Энеиды" (в основном, про изображение загробного царства)




1). Мотивы окропления водой - и в нашем фольклоре такое есть, очистительная функция. Пропп пишет, что и в волшебных сказках подобное сохранилось, правда в редуцированной форме: там девица должна маслицем дверь ведьминого дома окропить (а возводится все к нейтрализации отрицательной энергии, хм).
    У Вергилия окропление в 6ой главе присутствует в следующих эпизодах: после похорон Мизена (очищение участников обряда от скверны. Мертвый, по античным поверьям, нечист. Сивилла Энею: "...твой друг лежит бездыханный, \ тело его погребения ждет, корабли оскверняя..."), Эней, перед тем, как войти в Элизий, окропляет себя водой (опять очищение), и вот еще что говорит Анхиз о грешниках: "...у других пятно преступленья\ выжжено будет огнем или смыто в пучине бездонной" (опять вода - очистительная сущность). Кстати, тут подобную функцию и огонь выполняет. В поверьях славян - тоже. Стоит только вспомнить прыжки наших предков через костры на Ивана Купалу.
   А символика воды - оно даже немного и в христианстве сохранилось. Например, дева Мария символизирует непорочность и чистоту. Знак девы Марии - вода. Или то, что священнослужители паству по особым праздникам водой окропляют( на Пасху, к примеру)
    2). Палинур. Связь "дух-тело-погребение-пропуск в загробное царство": пока тело не погребено, душа не может переплыть Стикс. Надо или ждать погребения, или терпеть 100 лет. Именно поэтому погребение в античности играло такую важную роль. Именно поэтому у Гомера отец так стремится выкупить тело Гектора. Конечно, важно было и то, что ахейцы не должны глумиться над ним. Гектор, являясь во сне Энею, у Вергилия весь изувечен. Уродства, полученные уже мертвым телом,  в царстве Плутона сохраняются (Деифоб с вырванными ноздрями и отсеченными ушами).
   3). Цербер. Методика укрощения: "Сладкую тотчас ему лепешку с травою снотворной\ бросила жрица..." Этот эпизод вызвал радостную ухмылку! Ничего не напоминает, на самом деле? Это ведь как Шурик колбасой со снотворным бульдога кормил! В "Приключениях Шурика", по- моему ) Времена меняются, приемы остаются )
   4). Дидона. Она сразу узнала Энея и, не простив, умчалась к Сихею. Сразу узнала! Поняла его речь! И физически могла ответить на нее, только не захотела этого сделать! А у Гомера все несколько сложнее. Чтобы, например, состоялся диалог между Одиссеем и Антиклеей, его матерью, ей нужно было отведать жертвенной крови (..."К крови приблизилась мать, напилася и сына узнала")
    Кстати, тут Вергилий еще раз отмечает, что жизнь Дидоны оборвалась не от огня, а от железа. Эней: "Бедной Дидоны уж нет, от меча ее жизнь оборвалась?
  5). Дифференциация. У Вергилия подземное царство более дифференцировано, чем у Гомера. Здесь мы имеем дело с более конкретными понятниями, я бы даже сказала и прорая (Элизиум), и проада (Тартар), и даже прочистилища (собственно Аид) - без очистительной функции, но как обиталище для "середнячков" ) В Тартаре пытают. А в христианской религии в котелках черти варят. Конечно, и до Вергилия был мотив пыток в загробном мире - Сизиф тот же самый, к примеру, сколько веков свой камень до рождения Публия Марона катал? История умалчивает. Но, вероятно, достаточно ) Но тут, в "Энеиде" - как- то расширился и ассортимент пыток (плети, цепи, огонь, вода...), и перечень грехов (ст. 608- 615), и, в соответсвии с последним, количество собственно грешников возросло. 
  6). Собственно философствование. Вот не знаю - натолкнула меня на мысли о времени и римлянах фигура Анхиза, созерцающего потомков. И зацепилось...Итак, время, какое оно? У нас оно мчится вперед. А вот у некоторых доминирует ретроспектива: "Вот я. Предо мною (не позади, как у нас) - дела моих предков. Я - в ответе перед моими предшественниками" (это смутные воспоминания опять же с лекции по языкознанию А.А. Волкова). Мы же - в ответе перед детьми...А вот что со временем творилось в античности? Как писал М.Л. Гаспаров, там концентрическая система летоисчисления. Бусы на нитку не нанизываются...В этом круге - единство и прошлого, и настоящего, и будущего. И такое не только в Греции, которая весьма занимательная), но и в Риме. Там как было, например, с месяцами? Длительность каждого месяца зависела от желания верховной власти: хоть 20, хоть 30, хоть 40 дней (тут, я, конечно, не очень права: надо "хоть 21, хоть 31, хоть 41 день" - ведь римляне четные несчастливыми считали. Вероятно, кстати, что отсюда наше: "Фу, 2 цветка - как покойнику на могилу"). И так до Гая Юлия Цезаря. И вот эта концентрическая система, единство прошлого, будущего, настоящего - это сцена в Элизиуме (Анхиз, потомки, Эней). Это, видимо, высшее философское восприятие. А в буднях ориентация больше на перспективу (европейский склад сознания?))). Когда Эней задерживается у Дидоны, боги его стимулирует не тем, что он должен оправдать смерти своих товарищей- троянцев, и не тем, что он в ответе перед предками, а тем, что у него подрастает сынишка, которому недурственно оставить после себя какое- нибудь царство.
      7). Души умерших. Вроде бы и подчеркивается их абстрактность (не обнять Энею Анхиза), и в то же время - какая физиологичность. Про изувеченные души речь шла выше. А вот и еще: "Тени сидели" (в лодке).
Теперь вот еще одно - Анхиз созерцает души еще нержденных людей. Мало того, что эти все души знают о своей судьбе (печальный юноша), так они еще и визуально разного возраста (есть и седовласые)...хотя надо отучать себя удивляться подобным вещам при чтении античной литературы...Но вот какая зато параллель: вот, preved, Вы нам на лекции говорили, что чтение - это как бы припоминание того, что мы уже когда- то знали. По Вергилию, такая же вещь и с судьбой получается, ведь не зря же юноша печален. Он сейчас знает, что с нми произойдет, а потом, после рождения, забудет. Но если такую параллель проводить - достаточно забавная штука выходит: ведь юноша знает только свою судьбу, одну- единственную. Таким образом и мы припоминаем не всю античную литературу, а только то, что нам суждено из нее прочитать )) 

Античность и русский фольклор, Экзамен: вопросы, Организационное: публикации, Мотивы: посещение загробного царства

Previous post Next post
Up