Анна Городищ, р\о, 4 англ.гр. Задание 1.laen14October 17 2011, 05:58:48 UTC
Сопоставление подходов Фрейда и Софокла (я читала в переводе Ф.Ф.Зелинского) к одной и той же истории - о царе Эдипе - дает любопытные результаты. Софокл рассматривает происходящее с точки зрения драмы рока : то есть - речь идет о неумолимом предначертании судьбы, стоящим над человеком. Эдип Софокла в каком-то плане не уникален; это - один из типичных для античности сюжетов о борьбе - фактически бессмысленной, потому что человек заранее обречен - героя и заведомо известного будущего. Эдип, знающий, что ему суждено стать осквернителем своего рода, всячески пытается избежать проклятия; и на время даже забывается счастьем : он благодаря своей мудрости спасает богатый и прекрасный город, становится его правителем, получает царицу в жены и славу среди подданных. Однако пророчество находит и его и вот - Эдип узнает, что родовое проклятие уже осуществлено им. Его спокойная и роскошная жизнь рушится в один момент; Судьба не щадит ни высокого, ни низкого - вот о чем говорит нам Софокл. Герои Софокла, люди вроде бы мудрые и руководствующиеся достаточно благими намерениями, не задумываются о том, что предопределено не только конечное деяние - страшный грех - но и вся цепочка поступков, которая приведет к данной ситуации. Фактически, что бы они не совершили, это и окажется ТОТ САМЫЙ ВАРИАНТ действий, который даст результатом предсказанное. Грех Эдипа омерзителен для Софокла, но он - лишь один из возможных, а вот сама ситуация противостояния - актуальна и уникальна. И еще. Ведь если задуматься, то мы не можем сказать, что родители Эдипа вовлечены в проклятие и тем самым обречены на страшную смерть и не очень-то хорошую жизнь безгрешно. Ведь когда рождается Эдип и они узнаю о его - и их - жуткой участи, они не думают о том, что это ИХ ребенок, ИХ кровь, маленькое, еще беззащитное существо. Они тоже своего рода палачи, отдавшие свое чадо на предполагаемую страшную смерть и, пожалуй, об этом не пожалевшие. Судьба не только строга и неукротима, но и СПРАВЕДЛИВА. Ведь если бы Иокаста и Лаий были по природе своей не способны на такое преступление - история бы сложилась совсем иначе, наверное. И совсем о другом говорит Фрейд, который жадно ищет материал для своих исследований и находит благодатную почву в древнегреческой литературе. Ему важно подчеркнуть инцестуальную связь с матерью и убийство отца - проклятие, которое предстоит воплотить Эдипу. Фрейд рассказывает о том, что в детстве у многих развивается своеобразный комплекс частично сексуальной природы : ребенок хочет полностью завладеть матерью, что в его понимании стоит максимально близко к браку, и убрать конкурента-отца, потому что смерть понимается детьми совсем не так жестоко и неотвратимо - а как нечто будничное, безвредное. Таким образом. сюжет о Эдипе - полная реализация данного комплекса во взрослом возрасте. Фрейду история нужна затем, чтобы, во-первых, проиллюстрировать уже упомянутй выше комплекс ребенка в осуществлении; во-вторых, связать подобные ситуации с их реализацией в сновидениях (речь идет о том, что уже в трагедии Софокла Иокастой упоминаются сны подобного рода и предлагается не обращать на них внимания - связь времен). Надо сказать, что и Фрейд "не удержался", упомянул о том, что трагедия все-таки посвящена по сюжету борьбе человека и Судьбы (правда, говоря, что она нам больше интересна благодаря линии самих прегрешений Эдипа, нежели его попыток уйти от предсказания). И еще, "на закуску". А ведь были и другие версии истории про Эдипа. У Гомера он женился на Эпикасте, боги раскрыли тайну греховного брака, Эпикаста повесилась - а Эдип остался жив и здоров. В киклической поэме "Эдиподия" дети Эдипа рождены от последущего за смертью Эпикасты брака с Евриганеей - над ними не тяготеет проклятие оскверненного рода. (информацию взяла у нежно любимого Либрусека, признаюсь). А у Софокла все равно лучше всех. Так-то оно.
Re: Анна Городищ, р\о, 4 англ.гр. Задание 1.niantryOctober 23 2011, 17:42:18 UTC
спасибо за признание о Либрусеке, а то я бы себя чувствовала презренным неучем :) А вообще мне хотелось бы отметить, что у Вас хороший язык. Несмотря на то, что многа букав, читать приятно и, главное, легко. И интересно!
Кстати, ещё одна маленькое замечание: Лаий действительно получает по заслугам, но там ведь всё гораздо проще :)Лаий ещё до этого имел за собой грешок...я читала об этом в комментариях к тексту, но, поскольку я их не помню, то можно и сослаться на слова Гасана Чингизовича. Лаий, говоря современным языком, был наказан богами за педофилию и растление малолетних. Хотя когда я этого не знала, я тоже склонялась к такому же выводу, что и Вы: мол, не будь они способны убить ребёнка...
И совсем о другом говорит Фрейд, который жадно ищет материал для своих исследований и находит благодатную почву в древнегреческой литературе. Ему важно подчеркнуть инцестуальную связь с матерью и убийство отца - проклятие, которое предстоит воплотить Эдипу. Фрейд рассказывает о том, что в детстве у многих развивается своеобразный комплекс частично сексуальной природы : ребенок хочет полностью завладеть матерью, что в его понимании стоит максимально близко к браку, и убрать конкурента-отца, потому что смерть понимается детьми совсем не так жестоко и неотвратимо - а как нечто будничное, безвредное. Таким образом. сюжет о Эдипе - полная реализация данного комплекса во взрослом возрасте. Фрейду история нужна затем, чтобы, во-первых, проиллюстрировать уже упомянутй выше комплекс ребенка в осуществлении; во-вторых, связать подобные ситуации с их реализацией в сновидениях (речь идет о том, что уже в трагедии Софокла Иокастой упоминаются сны подобного рода и предлагается не обращать на них внимания - связь времен). Надо сказать, что и Фрейд "не удержался", упомянул о том, что трагедия все-таки посвящена по сюжету борьбе человека и Судьбы (правда, говоря, что она нам больше интересна благодаря линии самих прегрешений Эдипа, нежели его попыток уйти от предсказания).
И еще, "на закуску". А ведь были и другие версии истории про Эдипа. У Гомера он женился на Эпикасте, боги раскрыли тайну греховного брака, Эпикаста повесилась - а Эдип остался жив и здоров. В киклической поэме "Эдиподия" дети Эдипа рождены от последущего за смертью Эпикасты брака с Евриганеей - над ними не тяготеет проклятие оскверненного рода. (информацию взяла у нежно любимого Либрусека, признаюсь).
А у Софокла все равно лучше всех. Так-то оно.
Reply
Reply
Кстати, ещё одна маленькое замечание: Лаий действительно получает по заслугам, но там ведь всё гораздо проще :)Лаий ещё до этого имел за собой грешок...я читала об этом в комментариях к тексту, но, поскольку я их не помню, то можно и сослаться на слова Гасана Чингизовича. Лаий, говоря современным языком, был наказан богами за педофилию и растление малолетних. Хотя когда я этого не знала, я тоже склонялась к такому же выводу, что и Вы: мол, не будь они способны убить ребёнка...
Reply
Leave a comment