Только тем, кто читает или уже прочитал "Энеиду"

Nov 11, 2007 11:39

Изумительный разговор о гибели Дидоны (он уже был отмечен в "мемориз", но там его пока никто не прочитал). Под катом - выжимка для ленивых.

zelchenko
Дымом улетать с костра Дидоны
Прежде чем написать нижеследующее, я упорно задавал гимназистам, коллегам и едва ли не людям на улицах вопрос: "Скажите не задумываясь: как погибла Дидона?". Самые популярные ответы были "Сгорела" или "Закололась в пламени костра". То же находим, например, у Ахматовой в "Сожженной тетради": "Сквозь огонь протянутые руки..." и т. д. (предупреждая отсылки к другому подтексту, напомню, что перселловская Дидона не умирает); да и героиня Бродского смотрит в разожженный "солдатами" костер и, очевидно, бросится туда, едва кончатся стихи. Между тем у Вергилия Дидона пронзает себя мечом на пирамиде из дров, которую карфагеняне складывают по ее приказу, поместив на верхушку восковое изображение Энея - как все думают, для магического действа. Зажигают этот костер уже для того, чтобы похоронить царицу - это пламя и видят Эней со спутниками в начале книги пятой.
В чем тут дело? Можно, конечно, грешить на мифологические словари и прочие справочники, чьи скупые указания вроде "закололась на костре" естественным образом заставляют читателей думать о гибели в огне. Однако сила инерции столь велика, что затрагивает и тех, кто, несомненно, Вергилия читал - к примеру, в издании "Энеиды" в серии БВЛ (1971) гравюра Д. Бисти с Дидоной, только что нанесшей себе рану в языках пламени, помещена прямо напротив соответствующей страницы текста.
У Юстина дошло изложение истории Дидоны, которое обычно считают восходящим к исходному карфагенскому варианту легенды. Никакого Энея там нет: героиня бросается в костер, чтобы спасти Карфаген и избежать настойчивых домогательств Иарба, князька сопредельных племен, который в случае отказа грозит разрушить город (так, кстати, будет обстоять дело и у Княжнина, о чьих источниках я пока ничего сказать не могу). Вписывая этот мифологический материал в сложную конструкцию "Энеиды", Вергилий (впрочем, может быть, следуя Невию - который в "Пунической войне" уже как-то связывал Дидону с Энеем; подробности нам неведомы) создал свою, вполне символическую версию событий: Дидона закалывается мечом - подарком возлюбленного. Полностью избавиться от "костра", Вергилий, однако, не мог - эта деталь, очевидно, прочно связывалась с образом царицы в памяти публики. Придуманный им компромисс (незажженный костер, который затем становится погребальным), как видим, в конечном счете не удался - самоубийство в пламени из первоначальной версии проступает сквозь строки "Энеиды" и несмотря ни на что оседает в сознании читателей.  


nexoro
2007-09-23 08:12 pm UTC ( Link) >Однако сила инерции столь велика, что затрагивает и тех, кто, несомненно, Вергилия читал - к примеру, в издании "Энеиды" в серии БВЛ (1971) гравюра Д. Бисти с Дидоной, только что нанесшей себе рану в языках пламени, помещена прямо напротив соответствующей страницы текста.

+1
И сейчас перед глазами стоит эта картинка.
Кстати, "Энеиду" я так и не дочитал: потерял книгу (оставил в метро на ст. "Невский проспект"). А потом взял дочитывать перевод Брюсова/Соловьева - и не смог... :(
( Darauf antworten)( Nachfolgende Kommentare)


tacente
2007-09-23 08:31 pm UTC ( Link) А где вы его взяли? Я его уже несколько лет ищу.
( Darauf antworten)( Kommentar davor) ( Nachfolgende Kommentare)


nexoro
2007-09-23 08:34 pm UTC ( Link) Тут: http://www.nlr.ru/e-case/expand_bm.php?id=29458&cn=2&cn1=1&cn2=28&from=http%3A%2F%2Fwww.nlr.ru%2Fe-case%2Fsearch_extended.php%3Fb%3D%25C2%25E5%25F0%25E3%25E8%25EB%25E8%25E9%26q%3D%26x%3D38%26y%3D4

( Darauf antworten)( Kommentar davor) ( Nachfolgende Kommentare)


tacente
2007-09-23 08:37 pm UTC ( Link) Понятно, спасибо. 
grdash
2007-09-23 08:49 pm UTC ( Link) Интересно то, что и сам Эней, видимо, верил в первоначальную (а не вергилиевскую) версию гибели Дидоны:
...quae tantum accenderit ignem
causa latet; duri magno sed amore dolores
polluto, notumque furens quid femina possit.
Это "известно" вполне может отсылать именно к предыдущей версии, как вообще всякие "говорят", "рассказывают" и пр.
( Darauf antworten)( Nachfolgende Kommentare)


zelchenko
2007-09-24 09:29 am UTC ( Link) Там есть еще отдельный сюжет - настойчиво нагнетаемые "огненные" метафоры в описании сперва страсти, а затем ярости героини, цементирующие ассоциацию "Дидона - пламя" (начиная с IV, 2: vulnus alit venis et caeco carpitur igni; оба сравнения вроде бы вполне ходовые, но с учетом последующего они предстают предвестием и меча, и костра вместе). Это потом подхватит и Овидий в "Героидах": там никакого магического костра нет, Дидона высказывает желание заколоться мечом Энея, но - uror ut inducto ceratae sulphure taedae, / ut pia famosis addita tura rogis (25 sq.).
Кроме того, возникает соблазнительная параллель с Лаодамией - где есть и сжигаемое на костре восковое изображение супруга, и самоубийство, причем традиция двоится между мечом и самосожжением (Аполлодор-Гигин; ко времени Вергилия, как кажется, обе версии уже нашли отражение в литературе).
( Darauf antworten)( Kommentar davor) ( Nachfolgende Kommentare)


grdash
2007-09-24 10:08 am UTC ( Link) конечно - мы ведь и ищем обычно следы отвергнутых версий в образном ряде, снах, клеветнических обвинениях, ложных предположениях, обманах и пр., т.е. во всех "модальностях", противопоставленных "нарративному индикативу".
( Darauf antworten)( Kommentar davor)


shenbuv
2007-09-24 07:49 am UTC ( Link) Вполне понятно, почему, - всем известно о пристрастии карфагенян (кстати, почему-то более, чем "коренных" финикийцев) к человеческим жертвоприношениям именно в огне (правда, обычно речь идет о детях).
( Darauf antworten)( Nachfolgende Kommentare)


zelchenko
2007-09-24 09:31 am UTC ( Link) Спасибо. А у греков к этому, видимо, приплюсовался и мифологически-литературный мотив (Эвадна, Лаодамия etc.).
( Darauf antworten)( Kommentar davor)

про картинку
opus_incertum
2007-09-24 07:04 pm UTC ( Link) В указателе Пиглера обнаружилось 69 барочных картин на сюжет "Дидона на костре" (Pigler A. Barockthemen. Eine Auswahl von verzeichnissen zur Ikonographie des 17. und 18. Jahrhunderts. Т. II, Budapest, 1956. P. 298-300).

Для сравнения: на сюжет "Прощание Гектора с Андромахой" Пиглер приводит всего 30 картин, а на Гераклита и Демокрита - что-то около 40. А Геракла на костре писали всего 19 раз.
( Darauf antworten)( Nachfolgende Kommentare)

Re: про картинку
zelchenko
2007-09-25 10:21 am UTC ( Link) Ну да, им ведь Вергилий был дороже Гомера (шепотом: страшно признаться, мне - тоже). Страсть как хочется просмотреть эти 69; из той примерно дюжины, что я отыскал, везде - включая Гверчино и Рубенса - все образцово по Вергилию, костер сложен, но не горит. То ли иконографическая традиция шла своим прямым путем, то ли вообще отмеченное мной заблуждение свойственно только соотечественникам (тогда всему виной Ахматова, наверное). Впрочем, у Рейнольдса (http://www.abcgallery.com/R/reynolds/reynolds213.html
) от костра, кажется, валит-таки черный дым, но в полутьме, да еще на экранной репродукции, трудно разглядеть - м. б., это зловещая туча. (с)
zelchenko


Дидона Рубенса (фрагмент)

Рецепция античности, Лекции, Программа

Previous post Next post
Up