dioram 08:34 pm - Сравнение характеров Медеи и Эдипа
Адура Онашиле в роли Медеи в спектакле по пьесе Жана Ануя dioram 08:34 pm - Сравнение характеров Медеи и Эдипа
И Эдип, и Медея - личности сильные. Они не собираются мириться со своей судьбой. Но, если Эдип, узнав о том, что ему придется убить собственного отца и женится на матери, решает от судьбы убежать, то Медея, выбирает главным средством борьбы с ней - месть обидчикам. В результате, несмотря на все то, что ему пришлось пережить, Эдип сумел выбраться из-под власти судьбы лишь благодаря собственному стремлению. Доказательством может служить то, что герой в конце трагедии «Эдип в Колоне» не умер, а «вестник от богов небесных Ниспосланный его увел». (Софокл «Трагедии» пер. Ф.Ф. Зелинского, изд-во «Наука», 1990).
Медея же заранее знала, что дедушка-Гелиос не бросит внучку в беде, а потому расчетливо расправлялась со своими обидчиками. Она убила Главку (новую жену Ясона и ее отца - царя Креонта), а после, чтобы «добить» бывшего мужа, - зарезала их общих детей, продолжателей рода. Так что вряд ли можно сказать, что Медея смогла уйти от судьбы. Скорее уж наоборот - она полностью была в ее власти, хотя в результате и оказалась, так же как и Эдип, среди «небожителей». (Пиндар «Алкмеду Эгинскому»).
Медея и Ясон. Барельеф с саркофага 2 в.
(быв. собрание Людовизи). copxa12:31 am - К слову о Медее...(для затравочки)
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"
И слезы ей - вода, и кровь -
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала - копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"
"Отцеловал - колесовать:
Другую целовать", - ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?
Всё ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть - садовница.
Само - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
За всё, за всё меня прости,
Мой милый, - что тебе я сделала!
М.И.Цветаева
User:
alter_pushkinDate: 2007-10-28 17:24 (UTC)
Гордость, по словарю Ожегова, - слишком высокое мнение о себе. А вот теперь можно подумать: если высокопоставленное лицо в древности обвиняется каким-то пророком в совершении преступления (условно), то как оно должно реагировать? Естественно, защищать себя и наказывать "нападающего", а тем более, если оно уверено в своей невиновности.
Да и потом, христианские нравы неплохо было бы отодвинуть подальше при чтении произведения "языческого" автора, основанного на мифологическом материале. Здесь, гипотетически, могли отразиться и древние представление о том, что от царя зависят жизни его поданных: если царь болен, то будет плохо всем остальным. Даже в средние века не изжили этого представления, когда думалось, что прикосновения короля излечивает от недуга. На какой-то архаической стадии за "ветхость" и слабость просто убивали; в иных, более прогрессивных случаях, изгоняли.
Ну а сама идея произведения, кажется, с гордостью мало пересекается. Здесь, если взять в перспективе Орест-Эдип-Медея, зафиксирован переходный момент от полной покорности судьбе к противодействию ей. Попытка не удалсь. Медее свезло больше. Впрочем, что бы она делала без "могущественного покровителя"?:)
mudra9_tro9nka02:59 pm - Софокл "Царь Эдип"
Весьма оригинальный сюжет. Эдип - личность неприятная: с друзьями ссорится, всех подозревает, стариков бьёт... монстр, в общем! Нет, понятно, молоко за вредность ему не платят, конечно, но надо и меру знать.
Всё-таки больше эмоций вызвала "Медея", о которой речь пойдёт выше.
10:56 pm - Еврипид "Медея"
Вот она, нелёгкая женская судьба. Любимый муж, ради которого было совершено множество зверских и необдуманных поступков, злостно изменяет. Когда же его припирают к стенке, он поджимает лапки, мол, я не я и хата не моя, да ещё и огрызается. Ты, Медея, конечно, молодец, признаю твой вклад в общее дело, возьми с полки пирожок. Но извини, во всём виноват Эрот, следовательно, я тут ни при чём и любить тебя не обязан. Дети есть, и хватит с тебя - занимайся их воспитанием. Ясон ненавязчиво опускает жену ниже плинтуса:
Твоё
здесь эллины искусство оценили,
и ты имеешь славу, а живи
ты там, на грани мира, о тебе бы
и не узнал никто.
Теоретически, Медея ему ещё и должна остаётся. Весело...Без всякого зазрения совести муженёк выгоняет жену с детьми, предоставляя ей идти куда попало. Не равносильно ли это тому, как поступали в древности с преступниками?
Гнев у жён
Всегда кипеть готов, когда мужьям
Приходится им изменять на ложе.
"Приходится", главное. Прям его силой тянули.Неужели нельзя подзаработать другим способом?
Желание мести становится настолько велико, что Медея решается убить собственных детей. Значит, она считала их больше детьми Ясона?.. Или хотела обратить на себя внимание?
В общем, жуткая история с глубоким психологизмом. Жалко, что в то время не существовало анонимной службы доверия). Может, она бы выговорилась и успокоилась...
User: anti4ka2007 (posted by
chebotareva_e_d)
Date: 2007-10-28 00:39
Subject: мое задание №3
Эдип - смирение с судьбой, Медея - гордость, желание отомстить.
Оба убили отцов. Но Эдип - не детоубийца.
Эдип не виноват в своих несчастьях, но они произошли от него, в отличие от несчастий Медеи, которая пострадала от дел мужа.
Они находят различные решения проблемы - один наказывает себя и всячески желает счастья ближним, другая - наоборот.
Оба героя подвержены гневу.
Оба чересчур горды.
Оба - правители (если так можно назвать жену правителя) неродных стран, однако один пользуется почетом, другую ненавидят.
Оба считаются мудрецами.
User:
azangruDate: 2007-10-27 21:29 (UTC)
А в чем, по-вашему, чрезмерная гордость Эдипа? Интересно, потому что мне она как-то не запомнилась.
User:
chebotareva_e_dDate: 2007-10-28 11:43 (UTC)
Мне кажется, его гордость видна в диалоге с Креонтом и в диалоге с Тиресием.
Может быть, я и не права, потому что их слова могли быть действительно обидны. Хотя, он готов обивинть кого угодно, но не себя - это немного...надменно. С другой стороны, он не видит за собой вины и считает свою совесть чистой, поэтому злится на них, как на клеветников. Но можно было бы и помягче)
User:
azangruDate: 2007-10-28 12:05 (UTC)
Может быть, я и не права, потому что их слова могли быть действительно обидны.
Вот-вот, приходит такой Тиресий, весь из себя пророк, от которого ждут откровения и избавления от мора, и начинает выпендриваться. Ах, зачем я сюда пришел? Ах, знал бы, на что звали, не пришел бы. Несчастный ты! Слепец! Нет, ничего я тебе не скажу! Ах, ты настаивать?! Так знай же, что ты сам Лая и убил!
И чтобы после такого обращения царю не наброситься на наглого старика? А потом на шурина, который, казалось бы, все и подстроил?..
User:
chebotareva_e_dDate: 2007-10-28 14:18 (UTC)
Все равно, это как-то не по-христиански....
User:
azangruDate: 2007-10-28 14:35 (UTC)
Зато вполне по-грецки :-)
User:
chebotarevchikDate: 2007-10-28 14:47 (UTC)
Subject: (no subject)
То есть, Вы хотите сказать, его гордость не является чем-то необычном в античной Греции?
User:
azangruDate: 2007-10-28 15:08 (UTC)
То есть, Вы хотите сказать, его гордость не является чем-то необычном в античной Греции?
Это после Илиады-то? Где один гордей другого? Ну да, возникает ощущение, что для того времени гордость была в порядке вещей. Наверное, бывала и гипертрофированная гордость, вроде как у Ахилла, но мне кажется, по сравнению с ним Эдип - ребенок :-)
User:
chebotarevchikDate: 2007-10-28 15:57 (UTC)
А может быть, пороком считалась только гордость перед богами? А перед людьми - наоборот?
User:
woykaDate: 2007-10-27 22:53 (UTC)
Прекрасные слова Медеи: на злобу я двумя и на ЛЮБОВЬ ДВОЙНОЮ ОТВЕЧАЮ (из трагедии Еврипида :810)
User: dioram
Date: 2007-10-28 11:39 (UTC)
Subject: (no subject)
Нет, может, я, конечно, плохо знаю судьбу Медеи, но батюшку она своего все-таки не трогала :-) Братишку - да, но не батюшку. Не судите ее строго, она из лучших побуждений
User:
chebotareva_e_dDate: 2007-10-28 11:48 (UTC)
Subject: (no subject)
Точно?
User:
chebotareva_e_dDate: 2007-10-28 14:14 (UTC)
Да, Вы были правы. Я так подумала из-за слов:
..Убить отца она б не научала
Рожденных им и нежных Пелиад..
Наверное, они были не сестрами)
User:
dioramDate: 2007-10-28 11:50 (UTC)
Позвольте спросить, а кто это считает Медею - мудрецом %-0? Ни разу такого не слышал. Самое большое, что ей дают - это звание волшебницы. Нет, я, конечно, не спорю, что все ее размышления в трагедии - гениальны, но, боюсь, это заслуга не героини, а Еврипида.
User:
chebotareva_e_dDate: 2007-10-28 11:54 (UTC)
Ее так называет Креонт.
User:
dioramDate: 2007-10-28 11:57 (UTC)
Не верь. Он бессовестно врал. Просто приятное хотелось видной женщине сделать.
prevedDate: 2007-10-28 12:01 (UTC)
Подбрасывая дровишек в очень интересный разговор, предлагаю всем вам прочитать статью о Медее, опубликованную в советской Литературной энциклопедии в 1934 году (автор - Н.Дератани).
Обратите, пожалуйста, внимание, на сочетание разнородных методов представления и понимания материала: традиции изучения античности 19 в. и грубый позднемарксистский социологизм тех лет. Перед нами не просто персонаж трагедии и мифа, а прямо-таки деятель международного рабочего и женского движения. И смешно, но и поучительно, и познавательно.
alter_pushkinDate: 2007-10-28 17:24 (UTC)
Гордость, по словарю Ожегова, - слишком высокое мнение о себе. А вот теперь можно подумать: если высокопоставленное лицо в древности обвиняется каким-то пророком в совершении преступления (условно), то как оно должно реагировать ? Естественно, защищать себя и наказывать "нападающего", а тем более если оно уверено в своей невиновности.
Да и потом, христианские нравы неплохо было бы отодвинуть куда подальше при чтении произведения "языческого" автора, основанного на мифологическом материале. Здесь, гипотетически, могли отразиться и древние представление о том, что от царя зависят жизни его поданных: если царь болен, то будет плохо всем остальным. Даже в средние века не изжили этого представления, когда думалось, что прикосновения короля излечивает от недуга. На какой-то архаической стадии за "ветхость" и слабость просто убивали; в иных, более прогрессивных случаях, изгоняли.
Ну а сма идея произведения, кажется, с гордостью мало пересекается. Здесь, если взять в перспективе Орест-Эдип-Медея, зафиксирован переходный момент от полной покорности судьбе к противодействию ей. Попытка не удалсь. Медее свезло больше. Впрочем, чтобы она делала без "могущественного покровителя"?:)
chebotareva_e_dDate: 2007-10-28 17:40 (UTC)
Вы меня убедили
Продолжение вот здесь!