★ Суперкорни

Sep 06, 2019 22:08

В индоевропейских, и не только, языках есть суперкорни, практически единые во всех языках :

*т- : стоять, stay
*с- : сидеть, sit
*л- : лежать, lay

И ещё один суперкорень:
*д- : давать

✔ Попробуйте найти ИЕ-языки, где это не так.


Read more... )

лингвистика, история, Русь, rus-sumer, языки, этимология

Leave a comment

mubarizoruc September 6 2019, 19:11:13 UTC
rus_sumer September 6 2019, 19:43:56 UTC
Интересный переход значения одного корня на другое.

@ В nest - *gnest - гнездо второй корень, *-st явно от "сидеть", птицы сидят в гнезде на яйцах, а вот что значит первый корень, *gn- ?

Я не знаю ИЕ-языка, где птица-петица была бы *г-н .

Reply

yurate1 September 6 2019, 20:17:08 UTC
гнетить - "греть"
гнет-д-о

Reply

rus_sumer September 6 2019, 20:37:13 UTC
Может быть.
Но может тут другой древний корень.

Гнездо как место где *гнесутся несушки-*гнесушки, птичьи "гинеки"-жёны генерируют, порождают новое потомство.

Reply

yurate1 September 6 2019, 22:20:34 UTC
Я тоже так думал раньше. В смысле, от нестись. Но потом решил и гнет не отрицать. Отложил решение до лучших времён.

Reply

rus_sumer September 7 2019, 01:42:05 UTC
В английском nit - *gnit - гнида тот же корень, *g-n.

Так что это или рождать, genere (lat.) или "гнёт". Гнид давят.
Еще сюда просится яйцо - jajko (pol.) - egg (eng.), оно же аборигенское kwa, корень у них один - *kʷ- ,

курица : *kʷ-рица, квочка, скорее всего от *kʷ , яйца.

Reply

mubarizoruc September 7 2019, 03:17:32 UTC
rus_sumer September 7 2019, 05:12:54 UTC
Да, очень похоже, что kin, род, и kween - жена, γινεκα, кана-хана-конунга-кинга это всё от рожать, род, "генерить" дженезис.

Reply

mubarizoruc September 7 2019, 09:35:45 UTC
rus_sumer September 7 2019, 10:36:26 UTC
Да, это он, zan- = gen.

Zän на фарси жена, zäni - женский, если я не забыл.

Reply

yurate1 September 7 2019, 09:00:46 UTC
Курица говорит "куооо", когда несёт яйца. Очень может быть, что квочка = яйценесушка.

Reply

rus_sumer September 7 2019, 10:18:33 UTC
Да, это классический пример возникновения термина из звукоподражания. "Ко-ко-курица".

Но что первично? Яйцо или курица?
Аборигены вот считают, что яйцо :

@ KWART
n. 1 • egg. Aker kweyepey, kwartan antywer-warl arrernenh ntang-warl. The stubble quail lays its eggs in the grass, amongst the seeds.

Корень тут *kwa , с суффиксом *rt , чтобы отличать от KWA - "дождя", (лат. aqua "вода", русское "капать")

То есть вроде бы ясно в славянских jajko, "яйцо", *ко и *цо это полноценный корень, *kw-, а не суффикс.
Но в немецком и английском яй-цо прекрасно обходится без *-кв : egg - Ei

Зато они не различают курицу и петуха : hen (eng) - курица, Hahn (ger) - петух.

То есть, и "яй" - egg - Ei это "яйцо", и "ква" это яйцо ?

Reply

yurate1 September 7 2019, 14:28:53 UTC
Egg : kwo = игого : equus )) То есть у англичан произошло озвончение -ко.

Reply

rus_sumer September 7 2019, 18:43:27 UTC
Эквус это лошадка, извините ))

ιππος - *ικβος - equus

Греко-римская лошадка "и-го-го", *e-qo-qo

Reply

yurate1 September 7 2019, 19:45:41 UTC
Дык а я про што? Егг относится к яйцу, как игого - к лошадке :)
Фонетический закон корячится, а Вы...

Reply

rus_sumer September 7 2019, 19:56:50 UTC
"Старый мудрый Вяйнямёйнен,
Туго знающий законы,
Горсти слов направо бросил,
Корни отделил налево…"

Reply


Leave a comment

Up