Таос

Sep 06, 2012 15:23

Таос считается самым старым местом в Северной Америке, которое было заселено непрерывно с момента основания и до сегодняшнего дня. Впрочем, возраст индейского поселка точно никто не знает - известно лишь, что его построили где-то между XI и XV веками.

У оседлых индейцев Дикого Запада (так называемых индейцев пуэбло) принято строить дома с общими стенами. Получаются эдакие глинянные общежития с множеством крошечных комнатушек, каждая - со своим входом. В Таосе можно увидеть одно из самых больших сохранившихся «общежитий». Сейчас в каждой комнате есть двери и маленькие окошки, хотя раньше были лишь дырки в потолке и деревянные лестницы внутри и снаружи. Это, конечно, не случайная архитектурная прихоть: оседлым индейцам вплоть до первой половины двадцатого века постоянно доставалось от индейцев-кочевников - последние устраивали страшные набеги, вырезая целые деревни. Поэтому дом без двери был безопаснее: при нападении залез в дырку, втянул лестницу и поджидаешь врага в темноте, вооружившись до зубов. К тому же, дырка выполняла роль дымохода, так как топили «по-черному». Хотя готовили индейцы пуэбло не только на открытом огне, но и в традиционных глинянных печках-ульях, которые строили прямо на улицах. Эти печки до сих пор используются; в одной такой печи обычно готовят несколько соседствующих семей.

Поселки-пуэбло не случайно имеют средневековый вид - многие племена всерьез заботятся о том, чтобы сохранить все так, как велят традиции. Дороги в них до сих пор не асфальтируются, отчего каждая машина поднимает облако красной пыли, а во многих поселках запрещены электроэнергия, канализация и водопровод. Неудивительно, что из двух тысяч индейцев, составляющих сообщество Таоса, только около ста пятидесяти человек живут в поселке-пуэбло постоянно. Остальные предпочитают комфортные современные дома неподалеку. Тем не менее, каждая семья также владеет традиционным домом и тщательно поддерживает его в жилом состоянии, что не так просто - глиняное строительство явлется более трудоемким, чем современное. Домик в традиционном поселке позволяет семьям общаться с односельчанами, съезжаясь на совместные празднества. Каждый праздник - огромное действо, нередко многодневное, где только в одном танце может одновременно участвовать до десяти тысяч человек.


Все это больше, чем просто социальная жизнь и развлечения, так как индейские племена на Диком Западе обычно имеют соместные земельные владения, коллективный бизнес и общий доход. Члены резервации имеют право устанавливать свои законы и правила, а все важные решения принимаются выборным советом. Оттого индейские сообщества не только сплочены, но еще и достаточно закрыты. К примеру, жениться на женщине из другого народа все еще остается серьезным табу, так как смешаный брак сопряжен с трудностями: жена «со стороны» не сможет участвовать в делах семьи и быть совладелицей имущества или бизнеса. Более того, она не сможет поддерживать традиционные общественные связи, так как не знает ритуалов и местной речи. Ведь несмотря на то, что все индейцы отлично говорят по-английски, между собой они предпочитают общаться на родных языках. В Таосе это диалект северного тива.

В шестнадцатом веке миссионеры из Европы начали обращать индейцев Дикого Запада в католичество и протестанство. Христианство укоренилось, но приобрело индейский колорит. Этот колорит ярко проявляется в индейском религиозном искусстве и архитектуре. К сожалению, в большинстве пуэбло не разрешают фотографировать церкви, хотя это зачастую самые интересные постройки. Все они сделаны из глины и оттого имеют совершенно пряничные очертания. Такое строительство непрочно: некоторые храмы успели развалиться с шестнадцатого века, и вместо них были построены точные копии. Внутри церкви всегда видишь массивный потолок, сложенный из огромных бревен, а также жизнерадостные украшения, в которых христианские мотивы переплетаются с яркой индейской графикой и поп-символами вроде розовых сердечек. Фасад самой удивительной церквушки, которую мы видели, был расписан улыбающимися и почему-то квадратными сине-коричневыми лошадями в яркой боевой сбруе.

Еще одно важное место в поселке-пуэбло - кива. Это круглая постройка, внутри которой вдоль стен могут усесться двадцать-тридцать человек. Именно в киве традиционно встречается совет старейшин. Если церкви изредка разрешают фотографировать, то действующую киву снимать категорически запрещено - это священное место, куда не допускаются ни чужаки, ни их фотоаппараты. Старинные кивы имеют поразительные крыши из бревен: представьте, что вам нужно накрыть круг диаметром в десять сантиметров обычными спичками, и нельзя пользоваться ни гвоздями, ни клеем, а конечный результат должен обладать прекрасной симметрией. Удивительно, но индейцам это удавалось.















Taos pueblo, New Mexico, USA

индейцы

Previous post Next post
Up