Сам придумал и сам веду курс, который сам же и назвал «Историческая антропология».
О том, что ели и пили люди в разные времена, как воспитывали детей, как женились (выходили замуж) и проч.
Вот как бы программа этого курса - такая Суперантропологическая анкета, список вопросов, которые можно было бы задать и китайцу эпохи Мин, и средневековому европейцу, и античному греку. И нашим родителя, и бабушкам, и дедушкам. Вот такое кросскультурное исследование.
АНКЕТКА ПО АНТРОПОЛОГИИ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ
ЖИЛИЩЕ
Описание жилища: размер дома, внешний вид; материал, из которого построен дом.
Строительство дома: выбор места, кто стоит дом; ритуалы, связанные со строительством.
Пространство внутри дома: мужское и женское пространство, частное и общее пространство, сакральные места дома, хозяйственное и жилое помещение.
Социальные различия, проявляемые через жилище: дома богатых и дома бедных. Мебель и другие вещи в доме: кровати, посуда.
Коммуникации: обогрев дома, водоснабжение, освещение, туалет, представление о комфорте.
Ритуалы, связанные с домом: граница дома и внешнего мира; запреты, связанные с поведением внутри дома, ритуал новоселья.
ЕДА
Способы обеспечение продовольствием: покупают пищу или сами обеспечивают себя. Пищевой рацион: пристрастия, запреты и ограничения, «национальные блюда», напитки. Способы обработки продуктов.
Ритуал приема пищи: дома и вне дома, вместе или порознь, продолжительность обеда, правила поведения за столом.
Еда богатых и еда бедных.
Голод и страх голода: продовольственные запасы.
Сакральность пищи: особое отношение к отдельным продуктам. Еда в особых случаях: праздники, поминки.
ОДЕЖДА
Кто производит одежду.
Одежда мужская, женская, детская.
Одежда как знак принадлежности к группе: национальной, социальной. Специальная одежда: форма военных, школьная форма.
Рамки дозволенного в одежде и их нарушение.
ПРОСТРАНСТВО
Географические представления: форма Земли, материки, океаны
Представления о Космосе: конечность или бесконечность, начало времен, центр Вселенной, звезды, планеты.
Пространство жизни человека: пределы путешествий, практика путешествий. Идеальное пространство: сад, монастырь, парк...
ВРЕМЯ
Способы измерения времени: виды часов, отношение к измерению времени. Отношение со временем: ценность времени, степень точности...
Историческое время: память об исторических событиях, представление о начале и конце истории.
Образы времени: время как вода, как живое существо.
Время и вечность: относительность или абсолютность времени, возможность «путешествия во времени, представление о вечности.
ЗДОРОВЬЕ и БОЛЕЗНЬ
Статистика болезней: какие болезни, как часто болеют люди, смертность в результате болезни.
Причина болезни: наказание свыше, неправильное поведение человека.
Практика лечения болезни: лечатся сами, помощь специалиста.
Здоровье как ценность: забота о своем теле, «здоровый образ жизни».
СНЫ и СНОВИДЕНИЯ
Почему человек видит сны?
Что означают сны? Сны как возможность предсказать будущее. Сны как работа подсознания.
Сон как особая реальность.
ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
Тело, душа, дух.
Восприятие тела: забота о теле, истязание тела.
Красота тела: каноны изображения тела в искусстве.
Нормы и обычаи гигиены: как часто люди мылись.
Особое отношение к волосам.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА
Человек воздействует на природу: обработка земли, каналы, преодоление пространства.
Мифология природного и культурного.
Наблюдение за природой, предсказания погоды.
ТЕХНИКА
«Технический обзор»: уровень развития техники.
Изобретения и их внедрение.
Техника и облегчение жизни человека, надежды связанные с техникой.
Опасности и страхи, связанные с техникой.
РЕБЕНОК и СЕМЬЯ
СЕМЬЯ
Состав семьи: малая и большая семья.
Иерархия отношений: кто в семье главный.
Обязанности членов семьи по отношению друг к другу.
Отношение к старикам.
ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА НА СВЕТ
Мать ждет ребенка: приметы, ограничения, подготовка.
Роды: где происходят, кто принимает, кто присутствует, участие отца, специальные обряды.
Мальчик или девочка: кого ждут больше.
Выбор имени.
Отношение к больным детям.
Обряды, связанные с появлением ребенка на свет.
МЛАДЕНЧЕСТВО
Периодизация возраста.
Мать и дитя - физический контакт.
Роль других взрослых: отец, старшие братья и сестры, другие старшие родственники.
Питание ребенка.
Первые навыки: справлять нужду, говорить, ходить.
Способы воспитания: реакция на крик, наказания.
Забота о здоровье: меры предосторожности, лечение заболевших детей.
Детские игрушки, колыбельные песни.
ДЕТСТВО
До каких пор ребенок считается «ребенком»?
Обязанности ребенка: с какого возраста начинает помогать по хозяйству.
Что и к какому возрасту должен уметь делать ребенок?
Сказки, легенды, поучительные истории - как ребенка вводят в мир культуры?
Что разрешают и что запрещают родители, как и за что наказывают?
Детская одежда, детские игры.
Ритуал инициации - ребенок становится взрослым.
ЖЕНИТЬБА И ЗАМУЖЕСТВО
Брачный возраст для мальчиков и девочек.
Кто принимает решение о выборе жены (мужа)?
Знакомство: где могут познакомиться юноша и девушка, гадание о суженом.
Приданое и плата за невесту.
Свадебный обряд.
Где живут молодые?
ШКОЛА
Есть ли школа: кто организует обучение, какая часть населения охвачена обучением?
Кто ходит в школу: с какого возраста, обучение мальчиков и девочек, какие социальные группы?
Чему учат в школе: предметы, программы…
Отношения внутри школы: отношения между учениками, между учениками и учителем.
Школьная дисциплина и правила: запреты, наказания.
Восприятие школы обществом.
ОБЩЕСТВО
ТРУД
Физический и умственный труд.
Труд: наказание, необходимость, радость?
Смысл труда: обеспечение жизни, богатство...
Приучение детей к труду.
Представление об отдыхе.
НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК
Какими качествами должен обладать настоящий человек?
Общественные идеалы и кумиры.
«Низкие люди».
НОРМЫ ОБЩЕНИЯ
Обращение друг к другу: имя, фамилия, титул, прозвища.
Нормы общения между мужчиной и женщиной. Нормы общения между ребенком и взрослым.
«ЧУЖИЕ»
Где проходит граница: раса, язык, религия, страна проживания. Толерантность или нетерпимость.
Стереотипы восприятия: рассказы о других людях, устойчивые представления о «других».
ВОЙНА
Причины войн: территория, пленные.
Техника, снаряжение, военная тактика.
Структура армии: профессиональная армия, ополчение.
Этика войны: отношение к врагу, отношение к пленным.
СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Социальные группы: сословия, касты, классы, страты, национальность.
Чем определяется принадлежность к группе: рождением, богатством, уровнем образования?
Насколько эти группы замкнуты?
Возможность перехода из группы в группу.
Восприятие социальной иерархии.