Хорошие методы обучения - это плохо?

Mar 30, 2012 23:51

Не так давно в «Школе злословия» случайно увидел и услышал интересного человека, о котором ничего не знал - широкоизвестного популяризатора палеонтологии-биологии Александра Маркова.

Зацепил один эпизод передачи, когда Толстая, явно ожидая радужно фантастических прогнозов, спросила его о перспективах эволюции человека как вида. А собеседник ( Read more... )

Leave a comment

Comments 48

crimeanelf March 30 2012, 20:09:20 UTC
Смотря что считать "благом". Вот вы, к примеру, что конкретно имели в виду?

Reply

pred_ok March 31 2012, 16:58:00 UTC
Имел в виду отчасти то, что имеете и вы. Благо как таковое - штука очень неопределенная, требующая разбирательства.
Поэтому постарался заузить, говоря о благе именно для интеллектуального развития. Но и в этом случае непонятно, действительно. Для кого-то благо - думать поменьше, жить получше. А для кого-то субъективно важно уметь качественно, эффективно мыслить.
И все-таки я скорее о тенденциях и перспективах. Не станет ли массовый отход от эффективного мышления тормозом для человечества. Хотя... он, быть может, очень нужен на самом деле:)

Reply

crimeanelf March 31 2012, 23:16:22 UTC
А ещё поди определи, что считать интеллектуальным развитием.

К примеру, общепринятый айкью-тест тестирует всего несколько определённых навыков (числовые последовательности, к примеру). Важные навыки для нашей конкретной цивилизации. У других цивилизаций при развитии интеллекта разовьются другие навыки. Как их сравнить?

Reply

crimeanelf March 31 2012, 23:29:27 UTC
P.S. За эффективное мышление лично я спокойна.

Это только сидя на кухне и думая о смысле жизни может показаться, что все глупеют. Стоит пообщаться с пожилым человеком или с человеком из развивающейся страны, особенно понаблюдать их в процессе решения жизненных задач, как всё сразу становится на места. :)

Reply


provintiale March 30 2012, 20:22:24 UTC
Думаю, что "не благо". Эволюция научила человека находить нестандартные выходы в критических ситуациях, то самое пресловутое "творческое мышление". Современная система образования (уже молчу про интернет) направлена на поиск готовых рецептов.

Reply

crimeanelf March 30 2012, 20:26:13 UTC
Гм. Сколько людей "раньше" находило нестандартные выходы? В процентах от числа, которые пользовались?

А сейчас? Рецепты же не растут готовые в интернете.

Reply

provintiale March 30 2012, 20:31:53 UTC
Ну те, кто не находили, остались в Африке, или вымерли от хищников, голода и болезней.

Reply

crimeanelf March 30 2012, 20:35:02 UTC
Не. Один находил, вся стая пользовалась. Много поколений.

Reply


crimeanelf March 30 2012, 20:22:45 UTC
Про мозг, кстати, тоже. Мозг коровы в шесть раз больше мозга собаки, и такого же размера, как мозг шимпанзе. :)

Reply

provintiale March 30 2012, 20:29:54 UTC
А мозг кита- с малолитражный автомобиль:) Имеются в виду ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ размеры.

Reply

crimeanelf March 30 2012, 20:34:20 UTC
И я о том же. Причём, предполагаю, даже не мозга, а новой коры. Относительно всего остального мозга.

Reply


el_tigr March 30 2012, 20:36:51 UTC
На мой взгляд, что обучение "с ложечки", без особой работы для мозгов, не является "хорошими методами обучения".
А, вообще, был же у кого-то из фантастов рассказ - у Саймака или Шекли. У Шекли, кажется. Про обучение чтению практически сразу, при помощи какого-то аппарата. Но перед этим - тест. Некоторым детям объявляли, что они не способны научиться так, придется по старинке. И этих детей собирают в спецшколе, и учат всему не как всех, не при помощи аппаратов, а долго и упорно. Объяснение всего этого в конце довольно интересное :)

Reply

provintiale March 30 2012, 20:40:05 UTC
Тоже вспомнил пр этот рассказ, а из детей обученных по старинке формировалась " новая элита", по-моему так.

Reply

crimeanelf March 30 2012, 20:42:07 UTC
А как называется? Обожаю обоих авторов.

Reply

chingachguk March 30 2012, 20:50:01 UTC
Это не Шекли и не Саймак.
Это Азимов "Профессия"
http://lib.ru/FOUNDATION/professia.txt

Reply


provintiale March 30 2012, 20:59:18 UTC
Кстати, пост натолкнул на мысль о различиях между традиционным, патриархальным обществом и современным.
В первом ценится "традиция", "заветы предков" и любой, кто их нарушает, объявляется еретиком и отщепенцем.
Освоение новых территорий веками происходило именно так: некая "банда отщепенцев" изгоняется и формирует новое общество на новой территории, которое почему то оказывается более конкурентоспособным.

Reply

crimeanelf March 30 2012, 21:18:19 UTC
>ценится "традиция", "заветы предков" и любой, кто их нарушает, объявляется еретиком и отщепенцем

А всё почему? Потому что "заветы предков" - это и есть то ценное, созданное единицами и бережно накопленное пользователями за поколения.

И ещё бы не быть конкурентоспособным на новом, неосвоенном месте. Сражаться-то не с кем, можно развиваться. :)

Reply

provintiale March 30 2012, 21:52:31 UTC
Думаю не все так просто. Не помню кто сказал, что новые традиции рождаются через разрушение старых.
Честно говоря, не сторонник Гумилева и его "теории пассионарности", но что-то в ней есть.

Reply

rositsa March 31 2012, 04:42:54 UTC
>Сражаться-то не с кем, можно развиваться. :)

Ага, особенно в Северной Америке. ;-)))

Reply


Leave a comment

Up