Источник веры

Nov 20, 2011 23:29

Есть такой вопрос. Иногда говорят, что вера в бога грома (как и любая другая вера) возникает ( Read more... )

Leave a comment

Comments 55

nurmustermann November 20 2011, 22:26:51 UTC
Красиво.

Reply

otterbeast November 20 2011, 22:34:43 UTC
Спасибо

Reply


socialistyouth November 20 2011, 22:39:41 UTC
Ne soglasen. Prirodnye bojestva poyavilis' za tysycheletiya do poyavleniya bogov torgovli i t.p. Podobnye otraslevye bogi stali lish' sledstviem razvetvleniya religii v bolee razvityx obsh'estvax.

Reply

otterbeast November 20 2011, 22:49:52 UTC
Ну а как насчет бога лжи? Такого как Ариман, например. Или Локи.

Reply

socialistyouth November 21 2011, 00:00:00 UTC
И тот и другой - боги относительно поздних эпох, уже весьма сложных обществ. Даже классический греческий пантеон - уже весьма поздний по отношению ко временам зарождения религиозного сознания. Природные же боги - самые давние. Часто они, конечно, либо трансформируются в более поздних пантеонах в других богов, либо просто передают "полномочия".

Reply

luxorient November 21 2011, 00:28:47 UTC
Ангра-Маийнью всё же бог зла и тьмы (и, конечно же, лжи тоже - но вовсе не в первую голову) и оппозиция богу добра и света (и правды). С Локи, возможно, то же самое, тут я меньше знаю.

Что до Вашей идеи - она красива, несомненно, но... Насколько я понимаю, боги торговли не возникали, просто каких-то уже существовавших богов наделяли новыми функциями, а старые функция со времене забывались.

Reply


ninethin November 20 2011, 23:09:23 UTC
Стремление к упорядочению хаоса, как по мне.

Reply

otterbeast November 21 2011, 09:06:37 UTC
Наука - тоже стремление к упорядочению хаоса. Хотя древние не особо разделяли религию, философию и науку.

Reply


ego_pluralis November 20 2011, 23:27:04 UTC
Не видим противоречия. Вся экономика, например, человекотворна - с этим сложно поспорить. Но также сложно спорить с тем, что человек, собственно, может влиять на её в очень и очень ограниченных пределах, поскольку она превратилась в систему, которая мало того, что функционирует по своим собственным законам, так ещё и сама при этом начинает детерминировать происходящее в обществе. А нюансов, учитывая процесс торговли и рисков в ней (в той же античности - это надо и добраться куда надо, и на пиратов не нарваться, и самому нигде товаром не стать, и в театр военных действий или центр эпидемии не попасть), достаточно, чтобы вырисовывался такой узор из всяческой алеаторности, за которым мифологизированному сознанию проще видеть некую волю, чем разбираться в его хитросплетениях.

Reply

(The comment has been removed)

ego_pluralis November 21 2011, 16:14:26 UTC
Думаем, это вопрос без точного ответа. Редкое сознание считает себя мифологизированным, независимо от того, каково оно.) Ибо миф на то и миф, что имеет власть, пока должным образом не выявлен.
Сами, скажем так, стараемся находить их в себе и деконструировать, но не надеемся, что это процесс конечный.)

Reply

otterbeast November 21 2011, 17:24:02 UTC
А стоит ли пытаться искать их, чтобы деконструировать? Вопрос не в том, мифологизировано сознание или нет, а в эффективности Вашего мифа для Ваших целей.

Reply


antimantikora November 20 2011, 23:49:17 UTC
Источник веры - не недомыслие или страх, а инстинкт мистики и магии, присущий человеку на видовом уровне и требующий удовлетворения. Его природа, вероятно, восходит к мигрантности поздних гоминид, когда запредельное приобрело притягательную силу. Этот инстинкт связан не только с миграционным, но и с пироманическим, инструментальным и гиперэстетическим инстинктами.

Reply


Leave a comment

Up