Пинайте, если совсем не в тему.
Во время свадебного путешествия с женой мы были на Шри-Ланке и, естесственно, на пямять решили приобрести несколько ланкийских сувениров. Стали мучать гида: за материальное благополучие какой бог отвечает, для здоровья какого купить, чтобы детишки были кого просить и т.д.
Когда я сказал, что для ума надо, наверное,
Ганешу покупать, гид и его помощник, отчего-то стали зубоскалить и говорить что "да-да, Ганешу". Как я понял, он помогает, по их мнению, умалишённым. Для материального благополучия, они присоветовали купить богиню
Лакшми в варианте с четырьмя руками, где в двух верхних руках по лотосу, а из нижних сыпятся монеты и одна из рук в благославляющем положении.
А про детишек они меня озадачили: гид с помошником, не сговариваясь, начали твердить, что надо покупать Шиву-Лингу, и конкретно в этой лавке его нет, но мы поедем в древние храмы и они мне его покажут. Я начал возражать, что
Шива, в принципе, довольно агрессивный бог и как он вообще может быть созидателем.
В результате, мы купили только Лакшми и поехали в древние храмы. Надо заметить, что на Шри-Ланке большинство населения - буддисты, и, соответственно, большинство храмов и статуй связано с Буддой. Индуистов совсем немного, за время поездки по стране мы видели всего 2-3 действующих индуистских храма.
Нас подвели к полуразрушенному храму и показали вот это:
Если картинка не вставилась,
то перейдите по ссылке.
Способ "замаливания бога" довольно прост - приходит женщина с двумя мисками: в одной вода, во второй - молоко. Вначале обмывает Шиву-Лингу водой, потом обмывает молоком, тряпочкой собирает молоко обратно в мисочку и выпивает. После этого у женщины должен появиться ребёнок. Пока я не увидел это идолище у меня в голове вертелось, что слишком уж созвучно Шива-Линга с
Лингамом Шивы - после посещения храма, я понял, что мои догадки были небеспочвенны.
Ещё мне было интересно то, что в болшинстве своём люди боятся змей, и даже в этом сообществе, многоуважаемый
antimantikora, если не ошибаюсь, писал, что это удовольствие - боязнь змей нам досталось в "наследство" от далёких предков. Так вот, у ланкийцев-буддистов кобра является защитником и хранителем очага.
Если не вставилась картинка,то сюда.
Вот, например, скульптура, показывающая, что кобра закрывает Будду своим капюшоном от дождя, который мог бы прервать его медитацию. Каждая третья сувенирная статуэтка Будды на Шри-Ланке выглядит примерно так.
И потом, мне кажется, что змеебоязнь больше характерна для нас, жителей северных городов, где змеи - скорее экзотика, а не повседневность. Например
эта тётенька:
совершенно спокойно раздвинула чайные кусты рядом со мной, ткнула в кучку земли с норкой и сказала "Зис ис кобра-хаус". Естественно, я отпрыгнул, спросил мол-де а кобра дома, или в магазин уползла, и меня успокоили, что сейчас там только "кобра-бейби" и если мы его трогать не будем, то и взрослая кобра не прибежит. Для этой работницы чайной плантации змеи - обыденность, которую она видит с 6 до 11 утра на работе и потом до 6 вечера дома, чего ей каждый раз пугаться?