ПАВИАНЫ НА МАРШЕ. ЭПИЗОД ВТОРОЙ. ПЕСНИ ПУТИ

Nov 14, 2008 12:08

Когда я сегодня вспоминаю песни, которые мы охотно горланили в нашем пионерском детстве под чутким идеологическим руководством старших товарищей (и без оного - тоже), с легким удивлением понимаю: эти бодро-драматические опусы, несмотря на все конкретные привязки, в сущности, забавно универсальны. И исполнять их мог кто угодно. Вообще. Любая стайка молодых особей, вышедшая или только собирающаяся выйти в путь (или хотя бы мечтающая об этом). То есть не только новгородские ушкуйники, средневековые флибустьеры или современные сомалийские пираты. Компания косматеньких кроманьонцев, пробирающаяся будущим Аравийским полуостровом к будущей Евразии и столкнувшаяся с башковитыми и еще более косматенькими неандертальцами. Группа молодых и сильных хомо, выживших после извержения вулкана, упомянутого коллегой в одном из предыдущих постов. Да что там - эти песни вполне сгодились бы и группе павианов-подростков, временно отселившихся от основной стаи и пытающихся освоить новый кусок территории…
Не верите? Судите сами…



Белорусские первоклассники поют гимн страны, идейно воссоединившись с букварем и портретом батьки Лукашенко. 2008 год.


«Мы шли под грохот канонады
Мы смерти смотрели в лицо,
Вперед продвигались отряды
Спартаковцев смелых бойцов.

Средь нас был юный барабанщик
Он песню веселую пел…
Но пулей вражеской сраженный
Допеть до конца не успел
….
Промчались годы боевые
Окончился славный поход,
Погиб наш юный барабанщик
Но песня о нем не умрет.»

Помню, как обескураживала меня эта песня в детстве. Я все пыталась понять, что за пуля убила юного барабанщика во времена восстания Спартака! Лишь долгое время спустя мне удалось выяснить, что трагическая гибель подростка произошла в Германии, в начале 20 века (события, параллельные нашей Октябрьской революции, тогдашние германские революционеры называли себя «спартаковцами» - разумеется, в честь того самого Спартака). Хорошо хоть, парнишка оказался не из «Гитлерюгенда» - вот был бы облом для идейной пионерки! (а мог бы - сами понимаете, что в этом случае в песне ничего бы не изменилось, разве что написал бы ее собственно немецкий поэт и на пятнадцать лет позже.)



Артек, 1940 год

Теперь глядите: совсем забавно. Один и тот же мотив, одна и та же основа (марш сибирских стрелков времен Первой мировой войны), но ДВЕ песни: одна как бы советская, другая наоборот - антисоветская.

"По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперед,
Чтобы с бою взять Приморье -
Белой армии оплот.

Наливалися знамена
кумачом последних ран,
Шли лихие эскадроны
Приамурских партизан.

Этих лет не смолкнет слава,
Не померкнет никогда,
Партизанские отряды
Занимали города.
….
Разгромили атаманов,
Разогнали воевод,
И на Тихом океане
Свой закончили поход."




Марш Дроздовского полка

"Из Румынии походом
Шел Дроздовский славный полк,
Для спасения народа
Нес геройский, трудный долг.

Генерал Дроздовский гордо
Шел с полком своим вперед
Как герой, он верил твердо,
Что он Родину спасет.

Много он ночей бессонных
И лишений выносил,
Но героев закаленных
Путь далекий не страшил.

Ведал он, что Русь Святая
Истомилась под ярмом,
Словно свечка, догорая,
Угасает с каждым днем.

Шли дроздовцы твердым шагом,
Враг под натиском бежал,
И с трехцветным русским флагом
Славу полк себе стяжал."
Неизвестный автор, 1920




Кто не в теме - в первой песне дело происходило в 20х годах 20 века на Дальнем Востоке. Полубандитские-полуреволюционные формирования, никому толком не подчинявшиеся, кроме своих собственных лидеров, наводили там шороху и действительно захватывали целые города. Во второй: генерал Дроздовский - один из вождей Белого движения на юге России. Погиб в начале 1919 года.




И так далее, и тому подобное, авторское и народное, обычно - от первого лица (для интимности), с разных сторон идеологии, иногда вовсе без оной, но всегда истово - понятно, что дело того стоит:
«Иди и гибни безупрёчно
Умрешь недаром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…»




«Мы ехали шагом, мы мчались в боях
И «яблочко-песню» держали в зубах
Ах, песенку эту поныне хранит
Трава молодая, степной малахит…
….
Я хату покинул, пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать……….
…..
Отряд не заметил потери бойца
И яблочко-песню допел до конца…
Лишь по небу тихо сползла погодя
На бархат заката слезинка дождя...»
М.Светлов, 1926 год




«…Идете усталые, цепью гремя,
Закованы руки и ноги,
Спокойно и гордо свой взор устремя,
Вперед по пустынной дороге.
….
А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Уж чертит рука роковая.

Настанет пора и проснется народ -
Великий, могучий, свободный.
Прощайте же, братья, вы честно прошли,
Свой доблестный путь благородный!»
Неизвестный автор, 1870е годы




«Мы выходим на рассвете
Из Сахары дует ветер
Поднимая тучи пыли до небес
Только пыль летит за нами
С нами бог и с нами знамя
И тяжелый карабин наперевес…»
Р.Киплинг

«По выжженной равнине, за метром метр
Идут по Украине солдаты группы «Центр»…»
В.Высоцкий



немецкие солдаты, 1942 год

«Ты слышишь печальный напев кабестана
Не слышишь? Ну что ж - не беда!
Уходят из гавани дети тумана
Уходят. Надолго? Куда?
В.Туриянский, 1963

«Сколько легло нас, мальчики, в травах и узких улицах,
Маленьких барабанщиков, рыцарей ярых атак,
Но не могли мы кланяться, хмуриться и сутулиться
Падали, а товарищи, шли, отбивая шаг…»
В.Крапивин, 1970е годы




Поэзия, как и вообще искусство - отражение жизни. В упомянутых примерах все выдержано в природных границах. Герои - очень молоды (с тенденцией к инфантилизму, физическому или ментальному), цели - неопределенны, путь - опасен.
Перед глазами поневоле встает такая архетипическая и где-то даже величественная картина: могучий инстинкт, веками и даже тысячелетиями ведущий группу молодых приматов к светлому горизонту. Вокруг кипешатся вполне неопределенные трудности и враги, падают сраженные ими товарищи, но бодрые, агрессивно заряженные зверюшки продолжают свой путь…




Инстинкт действительно могуч, ибо в конкурентной борьбе часто побеждает даже таких могучих противников, как инстинкт самосохранения (см.выше) и половой инстинкт.
«Дан приказ: ему на запад,
Ей - в другую сторону…»

«Куда ж мы уходим, зачем мы уходим,
Когда над землею бушует весна?»

«Скромненький синий платочек
Падал с опущенных плеч…»

«Надоело говорить и спорить
И любить усталые глаза,
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса…»




И еще вот это трогательное тяготение к маленьким барабанщикам… Помните, кто постарше:
«Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше,
Только утро замаячит у ворот,
Ты увидишь, ты услышишь, как веселый барабанщик
В руки палочки кленовые берет…»
Б.Окуджава

Кстати, молодые павианы в Сухумском питомнике очень любили по утрам бегать вдоль решеток и вполне ритмично колотить по ним палками… То есть, если по Юнгу, это будет так: встань пораньше - и услышишь голос коллективного бессознательного…



Северо-корейские пионеры, 2006 год

Конечно, надо признать, что и в процессе онтогенеза, и в результате развития общества в целом упомянутая тенденция вроде бы ослабевает. Зрелые люди не очень рвутся стать в строй и куда-то маршировать, а со зрелыми (перезрелыми?) обществами происходят и вовсе удивительные вещи. Причем прямо на уровне целого биоценоза. Опять же не верите? Тогда загляните на сайт дружественного сообщества http://community.livejournal.com/ethology/ Там узнаете, что в Норвегии в связи с общим снижением пассионарности (по Гумилеву, должно быть?) не только викинги перестали двигаться по миру и все завоевывать, но и лемминги прекратили мигрировать и топиться в фиордах…




Но не все так линейно. Даже у немолодых людей и в старых «застойных» обществах порою сохраняется на дне этакая «перспективная бесовщинка», что отражается… опять-таки в песнях:
« …Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись дня.
На прощанье подымай бокалы |
Золотого терпкого вина. | 2 раза

Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру "веселый роджер", |
Люди Флинта песенку поют.» / 2 раза

"Мы с тобой давно уже не те..."

image Click to view



Здесь для нас интересно вот что. Решившиеся герои этой песни намерены искать по притонам свою старую команду. А если не найдут? Соберут молодых и возглавят их? Вполне логично… (Седой дяденька с козлиной бородкой из ролика вполне годится на роль вождя, да и тот, который в очках…) Тут уместно вспомнить, что товарищам по партии В.И.Ульянов накануне Октябрьской революции был более известен не под литературным псевдонимом «Ленин», а под внутрипартийной кличкой «Старик»…



Выступление Ленина перед рабочими Путиловского завода, 1917 год

Так что я иногда на всякий случай приглядываюсь и прислушиваюсь. Ну, чтобы момент не пропустить, когда очередной раз построятся и побегут. Интересно, знаете ли…
Пока, вроде, ничего особенного. Бестолково-неврастенически поднимающаяся с колен Россия (да кто ее, блин, туда поставил-то?!), периодически падающая обратно в исходную позицию, особых опасений не вызывает. Националисты как сообщество поражают разве что своим вызывающим слабоумием и невладением родным языком. Бродящие по улицам, спонтанно строящиеся и скандирующие речевки болельщики «Зенита» напоминают группу рабочих муравьев, потерявших родной муравейник. Общеподхваченных «песен пути» (даже на уровне карамельного «Нового поворота…») тоже как-то не слышно.
Жалко вот на иностранных языках я песен не понимаю. О чем этот декоративно-страшненький «Рамштайн» поет? А бесконечное восточно-мусульманское мурлыканье - о чем?
Но кто может похвалиться, что знает: где и когда?




«Если снова над миром грянет гром,
Небо вспыхнет огнем,
Вы нам только шепните…
Мы на помощь (?) придем!»

Previous post Next post
Up