УЗБЕКИСТАН СЕГОДНЯ. ЭПИЗОД ВТОРОЙ. ГДЕ ПРОИСХОДЯТ КАТАСТРОФЫ?

Oct 26, 2008 15:03

«Разруха… Что такое эта ваша разруха?... Да ее вовсе и не существует. Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Когда эти баритоны кричат «бей разруху!» - я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой.»
М.Булгаков «Собачье сердце»

Знаете, мне никогда не нравился профессор Преображенский. И всегда жалко было Шарикова. Казалось каким-то все-таки неправильным, что вот, профессор оперирует за деньги богатых импотентов (капиталистических или коммунистических - это все равно), изувечил из собственного любопытства симпатичную дворнягу, а всех остальных призывает мыть лестницы и ни в коем случае не петь хором… Наверное, здесь виновато мое собственное плебейство, приправленное наследственным «классовым чутьем». Или, наоборот, какие-то дворянские «борцы за народ» в генетическом анамнезе (и то, и другое в наличии имеется).

Почти все мои узбекские информанты категорически утверждали: в Узбекистане нет работы, поэтому так много людей уезжает на заработки в Казахстан, Россию и даже Англию с Канадой. Те, кто с образованием, называли причину: потому что почти нет промышленного производства. Закончилось оно, типа, вместе с Советским Союзом.
Как жили до Советского Союза - не знают, часто даже не понимают, о чем я спрашиваю. Разговор с информантом средних лет (типичный):
-Да, при Союзе хорошо было. Было то-то и то-то, а теперь - нету (например, заводов и фабрик)
- Но ведь это в советское время все завелось. А раньше? У вас же свои традиции…
- Не знаю, при Союзе…
- А до Союза? Вашей Бухаре две с половиной тысячи лет! А Союз был всего 70 лет.
- Ну не знаю, я тогда не жил…
- Но это же ваша история.
(С улыбкой) - Я в школе невнимательно учился. Может, другие знают…





Те, кто работает в сохранившейся горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, имеют хорошие (по местным меркам) заработки и нормальную жизнь. Но очень большая конкуренция. Вот у одной информантки (методист по преподаванию русского языка) там (в химическом цехе) работал один из зятьев, а дочь (с высшим филологическим образованием) - сначала уборщицей, а потом - лаборанткой. Все было хорошо, и на квартиру молодые почти заработали, только в какой-то момент у мужчины волосы позеленели (так!), и дочь умолила его уволиться и попытать счастья в России…

Практически у всех информантов есть близкий родственник (иногда не один) работающий или работавший в России.

Ближе к Аральскому морю (в Каракалпакии) появляется и «современное» оправдание отказу от традиционного образа жизни: вы же знаете, у нас экология плохая. И воды нет. Совсем нет воды!




Мелиорация в Узбекистане оказалась для меня одной из самых удивительных вещей. Честно говоря, я полагала, что такие вещи встречаются только в учебниках истории (раздел «древние земледельцы Междуречья»), и уж никак не в регионе, якобы страдающем от недостатка воды. Поля разделены на квадратики глиняными валиками и эти квадратики по очереди просто ЗАЛИВАЮТСЯ водой. (Уточняю: рис в Узбекистане не выращивают!) Называется: полив. Климат летом жаркий. Сколько ушло в трещины, сколько испарилось, сколько выпили растения?



Засоление почв. Говорят: соль приносит ветрами со дна высохшего Арала. Что-то я сомневаюсь, уж больно похоже на то, как выглядит почва в цветочном горшке, если его неправильно поливать...

Я была в Египте, в Израиле, причем не в туристических местах. Видела, как орошают посевы в пустынях по современным технологиям. Тут, в Узбекистане, либо-либо: либо у нас нет воды, либо мы просто действуем древними методами, эффективными тогда, когда население было в десятки раз меньше, и не надо было никому столько хлопка…
В городе Муйнаке воду в водопроводе дают на один час ранним утром. Видела своими глазами в нескольких дворах: весь час она просто течет из шланга под какое-нибудь дерево, иногда к нему подходят, набирают воду в ведро… У нас, в Ленинградской области, где вся почва - болото, люди, занимающиеся сельским хозяйством на приусадебных участках, ставят всякие бочки под крышу, чтобы дождевая вода не пропала, запасают воду во всяких емкостях, чтобы нагрелась и т.д. … В Муйнаке - ничего подобного. Но все говорят: море ушло, работы нет, сельским хозяйством нельзя заниматься… На мой вопрос: Почему?!! Вы что, из моря поля и огороды поливали?! - разводят руками. Меньше, чем в трех километрах от города - огромное озеро пресной воды (из Амударьи образовалось - она теперь толком до Арала не дотекает, как и Сырдарья), я про него еще в И-нете прочитала. Пока ехала, выясняла у попутчиков, объяснявших мне про экологическую катастрофу и отсутствие работы: а вот озеро же есть, можно и полив, и водопровод… Они мне на голубом глазу: да, было, теперь пересохло почти. А его (озеро) - с околицы видать!




Аральское море действительно ушло. Никто точно не знает, почему. Причем ушло очень быстро, буквально на глазах живших на берегу людей. Вообще-то оно было молодое - всего 35 тысяч лет, по геологическим меркам просто тьфу что такое. Интересно (нигде в литературе не нашла), а Сырдарьи с Амударьей тоже не было? Или они во времена кроманьонцев куда-то в другое место стекали, например - в Каспий?



Вот так выглядит теперь дно Аральского моря.



Вот, я на нем (на дне) как раз и стою.



Печальная картинка. Якорь с погибшего корабля, плававшего по погибшему морю...





А вот и сами корабли...



Вот эта уличка еще 30 лет назад была приморской и выходила прямо на пляж. Люди средних лет, живущие на ней сейчас, детьми бегали купаться, со двора - прямо в море...



На русском кладбище в Муйнаке, среди песка и колючек, пасется корова. Что бы они не думали о загробной жизни, вряд ли они хотели лежать так…

Отношение к флоре и фауне не слишком внимательное. Забавно: местные узбеки не могут назвать по имени многие из растущих в пустыне растений (не только по-русски, но и по-узбекски). Более того, вполне образованный узбек уверял меня, указывая на одногорбого верблюжонка, что второй горб у него вырастет позже - сейчас он, дескать, еще маленький.
Собаки узкие, тощие, похожи на шакалов, пугливые. Если остановить на ней взгляд, пятится и заливается лаем. Много щенков, не видела ни одной старой собаки. Видимо, быстро дохнут.
В городах дети кричат - «Хелло!» - завидев любого, кого можно принять за иностранца. Чего хотят, непонятно. В кишлаках маленькие дети, которых я хотела сфотографировать, несколько раз пугались и убегали совершенно с тем же выражением, что и собачонки.



Жуки, ползающие ночью по бархану, и пугающие меня своим топотом.


а это следы тех самых жуков, обнаружившиеся на рассвете.

Молодой узбек из Муйнака, послезавтра летит в Москву, потом в Ярославскую область - строить коровники и т.д. Контракт на три года. Очень волнуется, спрашивает меня: «скажи, сестра, 20 тысяч в месяц это как - хорошо? Не обманули?» - «Да вроде бы нет,» - качаю головой я. Моя официальная зарплата в поликлинике - 10 тысяч. «Хорошо, спасибо! - радуется мужчина. - Приеду, машину куплю, дом перестрою, красиво будет!»

Девушка-экскурсовод из Ташкента - у нее все в порядке, русский язык - практически родной, она зарабатывает достаточно, возя по Узбекистану западных туристов. Говорит с возмущением: ну, поехать в Россию коровники строить - это, наверное, вы каких-нибудь совсем маргиналов повстречали. У нас у президента столько сейчас всяких программ для молодежи!... Искренне радуется:
- Ой, как хорошо, что я вас встретила! Скажите скорее, а то меня уже эти старички-французы достали: с какого года по какой в Советском Союзе был коммунизм?
- Зайчик мой, - отвечаю. - Не было в Советском Союзе коммунизма. Строили, строили, но так и не построили…
- Ой! А что же было?! У меня самому старому французу под 90, он помнит, как у них во Франции…
- Неужели Парижскую Коммуну?! - изумляюсь я.
- Да, да, кажется это! - радуется космополитического вида юное создание.
Поистине, «все смешалось в доме Облонских…»




Посреди городов (Нукуса, Ургенча) стоят множество красивых официальных зданий (заменяющих, по всей видимости, дворцы эмира) и каких-то мегалитических по своей сути памятников. Часть из них явно осталась с советских времен (но построена по заказу узбеков - это очевидно), часть построена недавно. На огромной площади разбиты сады полупустынного вида - с явными очень старыми традициями озеленения.




Даже при поверхностном знакомстве узбек как будто заполняет какую-то внутреннюю анкету: «Имя? Страна проживания? Город? Возраст? Есть ли детки? Есть ли муж? Чем занимаются дети? Муж? Ты сама? В Узбекистане - родные, друзья? Первый раз приехала? У себя - живешь в самом городе? Дом или квартира? Сколько стоит мясо в Петербурге? Сколько стоит бензин?»
Тут же сообщается аналогичная информация о самом себе:
«Я - Хамид. У меня пятеро детей, две дочери замужем, одна еще школьница, сын один в России работает, другой здесь - шофером. Внуков тоже пятеро. Года я шестьдесят третьего. Сам я тоже шофер, раньше дальнобойщиком был. В Москве был, когда в армии служил. В Ленинграде не был, хотя хотел съездить. Красивый город, знаю.»
Сначала меня это фрустрировало. Ну, например, у нас же не принято спрашивать у женщин про возраст. Да и вообще: зачем им это?!
Потом один из информантов мне объяснил: эта экспресс-анкета нужна, чтобы уточнить место собеседника в некой внутренней иерархии, которая у каждого узбека имеется и занимает большое место в его мировоззрении. Такое встраивание позволит в дальнейшем не допустить никакой неловкости в разговоре, не нарушить никаких правил и ничем не обидеть. О себе информацию сообщают, чтобы уже мне было легче совершить аналогичное действие. О возрасте: как мы не очень читаем возраст монголоидов, так и узбеки не очень понимают наш возраст из внешности. Например, разброс возрастов, которые узбеки приписывали мне (при том, что я не пользуюсь косметикой) достигал 25 (!!!) лет.



Не знаю точно, к чему призывает узбеков их президент, но явно к чему-то хорошему!

Поразительное дело: один из дней ехала вместе с пожилым французом и парой испанцев - туристы. Смотрят на узбеков, как на говорящих обезьян. И вот - просто кошмар! - узбеки и начинают с ними вести себя, как говорящие обезьяны: кривляются, идиотски хохочут, вымогают деньги. Понятно «как вы лодку назовете, так она и поплывет», но человек все же не лодка. И я только что обсуждала с ними проблемы мелиорации, безработицы. Они были серьезны, тактичны, пытались меня понять и изложить на неродном языке свои аргументы… В чем же тут фокус? Похоже, что на туристов-иностранцев вышеописанная анкета не заполняется. Точнее, в ней всего один пункт: «Кошелек с деньгами» (та же «говорящая обезьяна», только ресурс другой: не памятники старины на территории племени, а доллары и евро). И алгоритм, по которому строится взаимодействие в результате «заполнения анкеты»: развести на деньги!



Вид Амударьи в районе Нукуса.

Итак:

Уезжают в Казахстан, в Россию, нет работы. Доллары, рубли, тенге - это то, на что живут в Муйнаке и других небольших городах. При этом нет даже попыток современного развития сельского хозяйства. Никаких резервуаров, дозировано орошаемого земледелия. Никому это не надо. Создается впечатление, что речь идет не об экологической катастрофе, а о какой-то психологической проблеме. Молодое поколение узбеков не хочет уезжать, но и работать (а точнее, зарабатывать), как их предки и ходить в рваных халатах, они тоже не хотят. При этом им психологически аутентична именно вот эта работа - неторопливая, понятная, близкая к земле. Они вовсе не хотят путешествовать, что-то познавать, заниматься наукой или нетрадиционным искусством. Они хотят жить в своих домах на своей земле, но чтобы в их домах были все те красивые вещи, которые они видят по телевизору в рамках программы глобализации. Чтобы купить эти вещи и принести их в свой дом, нужны деньги. Деньги нужно где-то раздобыть…



Previous post Next post
Up