Mar 02, 2014 19:34
Во вторник, 4 марта, в 18.00 на факультете антропологии состоится очередное заседание семинара "Транснациональные и миграционные исследования".
Екатерина Деминцева (к.и.н., ведущий научный сотрудник, НИУ-ВШЭ, Москва) выступит с докладом «Мигранты в Москве/мигранты в Париже: сравнивая полевые исследования»
Москва, как и Париж, на протяжении многих веков являются центрами притяжения мигрантов. Однако о мигрантах как о проблеме города в Париже стали говорить в 1980е годы: «проблемные кварталы», «дети окраин», «выходцы из мигрантской среды» стали новыми проблемами французского общества, излюбленными темами европейских средств массовой информации и дали толчок новым направлениям исследований социологов и антропологов. Мигрантов из стран Средней Азии в России часто сравнивают с потоком мигрантов из стран Магриба во Францию: на первый план выходят вопросы посколониального/постсоветского наследия, разности культур, вопросов интеграции в принимающее общество.
В докладе, опираясь на исследования автора, будет проанализировано как сами мигранты видят все эти темы, какие вопросы, связанные с их пребыванием в стране, кажутся для них наиболее важными и в чем состоит отличие этих представлений в России и во Франции. Темами доклада станут сравнение постколониального / постсоветского наследия в контексте миграционной ситуации в обеих странах, вопросов, связанных с культурными, религиозными и интеграционными проблемами, которые стоят перед обоими обществами. В выступлении будет сделана попытка ответить на основной вопрос, - возможно ли вообще сравнение этих двух процессов, происходящих в разных странах.
5 марта, в среду, в 18.00 на факультете антропологии состоится заседание Сибирского семинара. С докладом "Строительство Амурско-Якутской магистрали: технология и представления о будущем" выступит Сигрид Шиссер (Австрия, Венский университет).
В докладе я представлю основные идеи своей будущей кандидатской диссертации, посвященной отношению жителей Якутии (Саха) к постройке Амурско-Якутской магистрали и перспективам, которые могут открыться перед ними после завершения этого строительства.
Амурско-Якутскую магистраль начали строить в 1970-е годы. Постепенно пути были проложены из г. Сковородино (Транссиб) через Тынду (БАМ) на север до п.г.т. Нижний Бестях. Чтобы соединить железную дорогу с Якутском (столицей республики Саха) в скором времени планируется построить мост через р. Лену. Грузовые перевозки из Н. Бестяха уже осуществляются, но пассажиров пока перевозят только от г. Томмота до г. Сковородина. Завершения работ прокладки дороги до Якутска в Республике Саха ждут уже тридцать лет. Я предполагаю, что даже недостроенные железные дороги могли уже привести к переменам как в среде обитания людей, так и в их пространственной мобильности; введение же в действие всей магистрали может привести к еще большим переменам.
Цель диссертации - понять, какое воздействие оказывает строительство на условия в жизни и ожидания местных жителей (в частности, в Нерюнгри и Якутске).
Приходите!
сибирский семинар,
миграции