Sep 18, 2012 12:39
Спецкурс Ильи Утехина «Антропологические аспекты информационных технологий» читается в ЕУСПб в рамках программы Science & Technology Studies, но открыт для всех желающих.
Лекции в 17.30 по понедельникам на факультете антропологии (если не объявлено иное).
Темы осеннего семестра:
Технология. Когнитивные артефакты
Технология как расширение способностей человека и теоретическое осмысление этого факта (Лев Выготский, Уильям Джеймс, Эдвард Холл).
Письменость и счет как когнитивные артефакты. Как считают в разных культурах. Виды письма. Психологические и социальные следствия письменности и грамотности. Об организации памяти в письменных и бесписьменных культурах.
Навигация
Распределение познавательных процессов.
Эд Хатчинз о принципах навигации в Микронезии и в европейской традиции. Кристаллизация практик в артефактах. Измерение как аналогово-цифровое преобразование.
Карта как когнитивный артефакт и как аналоговый компьютер.
Интерфейс
Артефакты и «умные» артефакты. Специфика информационных технологий.
Информационная технология и эволюция интерфейса - от машинных кодов к графическому интерфейсу. «Визуальная» и «компьютерная» «грамотности» современного человека.
Human-Computer Interaction
Взаимодействие человека и компьютера как область исследования. Юзабилити. Этнографические методы в user experience research.
Проблемы дизайна
Дон Норман о когнитивных аспектах дизайна. Проблема проекции (mapping); возможности (affordances) и ограничения; концептуальная модель и ошибки пользователя; информация, воплощенная в форме артефакта; визуализация информации как проблема дизайна. Естественная эволюция и социальные факторы дизайна.
Взаимодействие
Л.Витгенштейн и проблема понимания инструкции.
Этнометодология и дизайн взаимодействия (Люси Сачмэн).
Ситуативный смысл и моделирование взаимодействия.
Эксперименты с заданиями на соответствие (matching task)
Богатые интерфейсы
После графического интерфейса: осязаемые и сенсорно-богатые интерфейсы (MIT Tangible Media Group; Дж.Андекоффлер). Виртуальная реальность vs cенсорно- и информационно-обогащенная реальность (augmented reality).
Невидимый компьютер как стадия развития технологии: растворение технологии в окружающем мире. Ubiquitous computing (Марк Уайзер), «умные» (наделенные интеллектом) среды.
Интеллект и среда
Что такое интеллект: подходы к определению.
Искусственный интеллект: от обработки символьной информации к воплощенному оперированию в среде. Онлайновый и оффлайновый интеллект.
Новая роботика (Родни Брукс). Эмоциональные факторы во взаимодействии с техникой (Дон Норман, Марвин Минский). Зачем машине эмоции?
Телесность
Тело и машины: плоды симбиоза человека и технологии.
Современный человек как киборг (Энди Кларк).
Переопределение границ тела и мира.
Дистанционное присутствие.
Мозг-компьютерный интерфейс.
антропология техники