Oct 29, 2013 00:07
Я вдруг поняла, что абсолютно не умею обращаться с прекрасным, то есть когда ты видишь нечто, о чего захватывает дух, непонятно, что с этим делать. С людьми у меня такого не бывает - ни разу я не видела ни девушки, ни парня, которые были бы лицом или фигурой настолько прекрасны, что это ввело бы меня в ступор. А вот с природой, городами, вообще миром вокруг такое происходит часто. Я, наверное, могу сказать, что я много езжу, и многое из того, что я вижу - неперевариваемое. Когда ты один на вершине холма ловишь ветер волосами, дышишь хмурым небом, а под ногами у тебя расстилается мир - что с этим делать? Как это - даже глагола нет правильного - почувствовать, познать, вместить в себя. Как это пережить?
Мы привыкли присваивать красоту. Уносить ее в себе. Самый простой способ, который нам диктует современный мир, - это фотоаппарат. Мы смотрим на прекрасное, наводим фокус, решаем, как это прекрасное лучше будет смотреться на фотографии, наводим объектив, нажимаем кнопку, просматриваем фотографию. Исчерпывающие отношения с прекрасным, не правда ли? Мне часто говорят, что у меня красивые фотографии. Я всегда стараюсь отвечать, что реальность - еще красивее, и это, конечно, не против правды, просто это малый процент правды. Дело не в то, что реальность красивее, реальность - реальнее. В ней, во-первых, есть то, мы уже немного научились фиксировать - звуки и то, что мы еще совсем не умеем фиксировать - запахи, тактильность, вкус. Но даже не в этом дело. Все эти компоненты - то, что окружает нас - не просто существует и создает абстрактную красоту. Все это преломляется - через наш опыт, через наши мысли и чувства, через наше состояние и настроение на тот момент, когда мы оказываемся наедине с тем, что позже сочтем прекрасным. И все это - мир вокруг тебя преломленный через мир внутри себя - все это невозможно унести. Для этого надо весь мир всегда носить с собой. Значит присваивание не подходит. Что же еще?
Одни раз в Норвегии мне удалось созерцание. Я бы определила это как спокойное, вдумчивое и медленное дыхание с открытыми глазами. Для этого нужно время, чтобы знать, что не бежишь и не опаздываешь, для этого нужны какие-то практики отстранения от будничного - чтобы, сидя на горе не думать о студенческих курсовых. Созерцание - это хороший способ обращения с прекрасным, но тяжелый. Тяжелый именно потому, что подспудно мы все равно всегда хотим утащить прекрасное с собой, не понимая, что прекрасное перестает быть прекрасным, когда теряет контекст, теряет свою ауру (да, мне вспоминается Вальтер Беньямин). Для созерцания нужна внутренняя глубина и сдержанность, так что ли: чтобы за тот, короткий период, который ты находишься рядом с прекрасным познать-почувствовать его как можно сильнее, но удержать от попыток присвоить и унести его. Я как-то пыталась запретить себе фотографировать, потому что ты либо смотришь на мир, либо его фотографируешь. Первое развивает умение видеть, второе - технические навыки фотографа, в которые, кстати, тоже входит "видеть", но другое, на мой взгляд.
В итоге, я так и не знаю, как быть. Прекрасное - это как что-то Другое: правила познания, которые существуют в нашем мире, с ним не работают.
ЗЫ Я удержусь и не помещу фотографию.