Казалось, что это последний тёплый день осени, подходящий для того, чтобы мыслить стратегически. Нарисованный на карте круг должен частично повторить маршрут Баяндай - Еланцы, коснуться точки старта на Тажеранское направление, а главное - пройти мимо намеченного моста через Бугульдейку, дорога от которого ведёт через Куртун и Булунчук в Малое Голоустное, запланированное на будущий год.
Заезд в рамках РГВМ Косая степь - Петрова - Бугульдейка - Алагуй.
Аккурат к восходу солнца машина остановилась в Косой Степи. Уже по опыту знаю, что лучше я буду оборудовать велосипед в тёплой одежде и оставлю её в салоне, если решу, что не замёрзну в дороге. Когда я закончил - пальцы на руках отлично двигались и даже не были ледяными, воздух вокруг действительно быстро прогрелся. Первый участок - асфальтированный, с большими перепадами высот. Мы его уже ездили этой весной, тогда я был на Тундре, но в этот раз она стоит в квартире и дожидается следующего сезона. Её работа в этом году закончена, а моя - пока ещё продолжается. Пара подъёмов - и с тела уже сняты все утеплители, вплоть до перчаток. Восемь градусов тепла и двадцать километров до поворота в Петрова - входим во вкус. В соседней деревне заканчивается свежеуложенный асфальт, и мы продолжаем покорять большие горки уже по гравию.
Следующие двадцать семь километров в Бугульдейку через Таловку проезжаем за два с половиной часа. Дорога ведёт через хвойный и местами берёзовый лес, окружённый сопками. Иногда он сменяется полями с бронзового цвета травой и стадами лошадей, её топчущих. Мы с Лодырем бодро несёмся вперёд, Серёга после двенадцатичасового рабочего дня с непродолжительным перерывом на сон плетётся позади. Никакие гонки ему не нужны - только созерцание пустынной долины с редкими домами и размышления о вечном. Тормозим возле поворота на мраморный карьер, где два года назад нас в составе большой группы выгружали на место старта в
трёхдневные Тажераны. Затаскиваю на возвышенность велосипед, следом залетают ещё двое - один на кросаче, второй на квадрике.
Объехав карьер по кругу, усаживаемся между каменных глыб восполнять здоровье провиантом. Отдыхать тут можно, а работать - уже больше десяти лет нельзя: мы на особо охраняемой природной территории. Из всех
байкальских месторождений только здешний мрамор подходит для создания статуй, правда резать его некому. Видимо, так же подумал Жигжит Баясхаланов и сваял из цельного каменного блока голову быка на постаменте. Но что-то её нигде не видно. Серёга показывает на белую точку вниз по дороге, перекур окончен. «Буха-Нойон» - статуя весом в пять тонн и ростом в четыре метра - действительно стоит в месте с видом на Байкал, деревню и священную гору, которую местные называют Мишкиной.
Живой бык не такой большой, как этот, но тоже довольно грозный - по крайней мере, до тех пор, пока с ним не сблизишься: «Я вас забодаю!» - «Ну, ладно, я побежал - всем удачи!». Мы на последнем участке маршрута, движемся вдоль реки до поворота на Куртун. За мостом продолжается хорошая гравийка, а вот во что превратится эта дорога дальше - я выясню уже летом, перекур окончен. В долине реки Бугульдейка наш путь проходит через брошенное селение, в котором сохранились несколько разрушенных больших восьмигранных юрт. Являясь потомками племён, вышедших из Монголии в XI-XII веках и осевших на территории Прибайкалья, буряты активно осваивали эту холмистую местность.
Солнце уходило за горы, забирая своё тепло, температура воздуха опустилась до нуля. Я решил надеть перчатки, но в кармане оказалась только одна. Лодырь умчался вперёд, а Серёга ехал за мной и как будто ничего не видел. Пришлось вернуться и поискать, но тщетно: естественно, самый быстрый её и подобрал, самый уставший промолчал, а я поехал наворачивать круги, пока первый отдохнул, а второй не только отдохнул, но ещё и поел! Как справедливо заметил Серёга, - если мы едем круг и поначалу спускаемся, то логично, что мы когда-нибудь начнём подниматься снова. Так оно и оказалось - пошли подъёмы. Лучше всего это стало понятно, когда и мост, и дорогу за ним мы увидели позади с высокой сопки. Ну, и это последнее, что мы могли нормально разглядеть, - на долину опустились сумерки. Важно правильно оценить температуру тела в переходный период от перегрева к переохлаждению: стоило мне утеплиться - как снова появились силы ехать, а подъёмы как раз закончились.
Я не взял с собой нормальный фонарь, прихватил старый, зато заряженный. Он отлично проработал в рюкзаке, в котором сам же и включился, а когда понадобился в дороге - уже полностью сел. Серёга достал повербанк, и я примотал провод к фонарю резинкой от волос для плотного контакта во время тряски. В кромешной темноте мы ехали меньше часа, и всё это время я постукивал по фонарю, как только свет луча начинал моргать. Больше в тот вечер нам на глаза ничего интересного не попадалось. Только холод и тьма Прибайкалья - хоть покрышку неси, и пусть горит. А иначе - сгорю я.
Музыка:
Ulterior - Body Hammer 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52. Молния попадает в DeLorean Лодыря и он разгоняется до 88 миль в час назад в будущее, оставляя огненный след шин на дороге.