Двухдневный заезд Листвянка - Большая Речка - Нижний Кочергат - Большое Голоустное - ББТ - Листвянка в рамках РГВМ «Лесоворот». Чёрт знает сколько времени поливало в окрестностях Листвянки, но когда мы приехали - снова начало поливать. Воды в этот заезд было предостаточно: реки и броды, лужи и ручьи и... Байкал. Ну, либо же она просто падала с неба. Дорога с Большой Речки вела нас к кордону нацпарка, где проезд перекрывали большие ворота.
Карта маршрута.
Первой нас вышла встречать собака со щенками, а затем из дома показался дед. Пропуска были заблаговременно оформлены на оба дня, и я почему-то думал, что у нас всё схвачено. Но дед решил иначе. Записав наши данные и номера пропусков, он начал выяснять, куда мы направляемся, и когда услышал, что пропуск у нас только до Черемшанки и что нам надо дальше, - начались проблемы. Несмотря на окончание пожарного режима оказалось, что дорога дальше закрыта для проезда. Потому что там - не поверите - животные. Об этом мне сообщил по телефону сотрудник из Большереченского лесничества, которому позвонил дед по громкой связи. Далее нас начали пугать фотоловушками, штрафами и что за нами приедет спецназ на квадроцикле и медведи на велосипеде.
Ворота нам так или иначе открыли, чтобы мы могли проехать до Черемшанки и обратно. И мы поехали. И потерялись в лесу. И сопровождающую нас лайку тоже в лесу потеряли. А лес выглядел действительно диким: множество продуктов жизнедеятельности животных, разлившиеся реки, подтопленные грязные дороги. И вот мы уже и сами все в грязи, как животные. В районе опустевшего Алатая, где мы ожидали увидеть ещё один кордон, пропускаем поворот - и по классике наматываем лишний кусок дороги. Возвращаемся и форсируем реку Большая; заниматься прохождением бродов сегодня мы будем регулярно. Лодырь обратил внимание на лося у дороги, которого ошибочно принял за лошадь. А чуть позже на пути нам удалось заснять косулю! Или самку оленя… как называется самка оленя?
Главное правило этого маршрута, как уже успели заметить участники одного старого велоклуба, - держаться вдоль линии электропередач. Вообще, вся дорога строится вокруг просеки ЛЭП. Пейзаж меняется от склона со скальными обнажениями и рекой с противоположной стороны до дремучих лесных зарослей. Биоразнообразие флоры просто поражает: здесь огромное количество знакомых мне видов цветущих растений, перечислять которые просто не имеет смысла. Дорога грунтовая, раскатанная тяжёлым транспортом, много луж и подтопленных участков. Пару раз мы застревали в глинистой почве, которая забивала зазоры, блокируя колёса. С одной стороны, всё это напоминало мне соседнюю падь Крестовку, с другой стороны - вспоминался лес на пути к Хойто-Голу.
Доезжаем до второго кордона, слушаем, смотрим, ожидаем засады. Но дом пустой. Имеется кое-какое убранство: старые советские фонари, керосиновые лампы, на скамейке стоит телеприёмник «Юность 406Д». Продолжаем лесоворотить до границы нацпарка, снимаем с себя клещей, из раза в раз распыляя из баллона репеллент, потому что его постоянно смывает с кожи и одежды. Масло из цепи, кстати, тоже давно смыло, а взять его с собой мы, конечно же, не догадались. Добираемся до базы охотоведов ИрГАУ «Мольты», знакомств никаких не заводим - ведь за нами ведётся охота, - сворачиваем на дорогу, где уже проходит легковой транспорт, и набираем скорость до переправы через реку Кочергат. До посёлка рукой подать, но с этой стороны дорогу вообще никто не контролирует. Получается, что её «закрытость» крайне субъективна и проще её проехать в обратную сторону.
В Нижнем Кочергате довольно солидные дома и даже есть небольшой музей ретро техники. Мужики, стоявшие возле автобуса, одолжили нам немного машинного масла, чтобы не кряхтела цепь, и мы без труда добрались до трассы. В Большом Голоустном были до девяти вечера. Разместились скромно; помыли велосипеды из шланга, сполоснулись в летнем душе, высушили носки на обогревателе и легли спать.
На второй день мы вернулись в Листвянку через ББТ.
Классический маршрут, который я уже катал и с Голоустного, и с Больших Котов. Ничего нового об этой тропе, пожалуй, не расскажу. Дорога создана для того, чтобы идти и любоваться Байкалом. Но вместо этого ты отрабатываешь все камни и корни, чтобы не улететь с обрыва. Нужно действительно много контроля в управлении, если, конечно, ты не Лодырь на фэте. Перед последним долгим подъёмом советую умыться в реке и как следует отдохнуть - спуск с горы, как и всегда, обещает быть весёлым.
1. Байкальский тракт.
2.
3.
4.
5. Черемшанка.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. Калужница Болотная.
15.
16.
17.
18.
19.
20. Купальница Азиатская.
21. Истод Гибридный.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32. Любопытная самка оленя.
33.
34.
35.
36. Телевизор Юность 406Д.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44. Медведица-Кайя.
45. Сердечник Луговой.
46. Вечерница Сибирская, Пепельник Цельнолистный, Змеевик Большой.
47. Вероника Крылова, Княженика Обыкновенная, Ирис Низкий.
48. Клаусия Солнцепёчная, Бурачок Обратнояйцевидный, Мытник Краснеющий.
49. Левзея Одноцветковая, Купена Душистая, Живокость Крупноцветковая.
50.
51.
52. Нижний Кочергат.
53. Голоустненский тракт.
54. Большое Голоустное.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63. Скала Скрипер.
Музыка:
Seether - Weak 64.
65. Сибирская Касатка.
66.
67. Корабль в Больших Котах.
68.
69.