Urban Exporation: Невошедшее 2016-2017

Dec 01, 2020 21:26




В этот блог помимо промышленности попало немного техники, объекты добычи и научно-исследовательской деятельности, атмосферные и уникальные в своем роде места.

«Коркинский разрез»
Челябинская область 2016

Разрез «Коркинский» является одним из крупнейших разрезов Коркинского угольного месторождения. Входит в состав Челябинского буроугольного бассейна, расположенного в пределах Южного Урала. Разрез принадлежит Челябинской угольной компании, добывающей в нем уголь открытым способом. Он является самым глубоким в Евразии угольным разрезом. Длина ~ 5,5 км Ширина ~ 3,5 км Глубина - 510 метров. С конца 2012 года было принято решение о закрытии разреза. С 17 апреля 2017 года на 90 суток были приостановлены работы на восточном борту разреза из-за угрозы обвала и оползней. В том же году разрез был закрыт, спустя год после нашего визита. За время разработки карьера в течение 70 лет было извлечено около 250 млн. тонн угля и 1,5 млрд. тонн грунта, глубже разведаны запасы ещё около 100 млн. тонн угля, но его добыча считается нерентабельной. Для отдельного отчета я не набрал достаточного количества снимков, к тому же обработал я их тогда очень плохо и не пользовался некоторыми инструментами CameraRaw. Я по классике не взял тогда штатив и почти не снял ничего из транспортировочного ствола под землей и даже до дна разреза не спустился, потому что по стволу мы вышли из цеха на верхний горизонт, весело пробегая прямо за спиной охранника. Зато я встретил тут свое 26-летие.

1. Вместо славы и гордости за заслуги перед Родиной, данные места теперь хранят лишь их далекое эхо и сожаление в судьбах и лицах местного населения, что имеют честь называть себя гражданами Великой страны. Великой ли?



2. Система автодорог связала добычные горизонты разреза в короткое время достигнув точки водоотлива. Это стало фактом, казавшимся когда-то невозможным для местных горняков.



3. Следы на бортах разреза говорят нам об активном использовании в технологии как непрерывного (конвейерного), так и циклического транспорта, представленного железной дорогой.



4. Плавные переходы спусков с горизонта на горизонт являют собой историю, в том числе и с профессиональной точки зрения. Нигде в мире и по сей день не зафиксировано использование железнодорожного транспорта на глубине в 500 метров от отметки дневной поверхности. Обычно, эта отметка характерна для закрытого типа отработки месторождения. К тому же, низкая устойчивость бортов, характерная для пород, слагающих данное месторождение - бурых углей, ставила под вопрос безопасность использования парка подвижного состава. Парк насчитывал до 48 тяговых единиц разного типа.



5. Незадолго до закрытия разреза и последующей рекультивации, для ведения разработки, стали вводить автомобильный транспорт. Самосвалы грузоподъемностью до 30 тонн и емкостью кузовов до 20 кубических метров. Устаревшую технику и оборудование, требующее замены, было решено использовать до полной выработки ресурса - непосредственного этапа закрытия производства.



6. Система непрерывного транспорта. Два наклонных транспортных ствола и два людских ствола протянулись по южному борту, позволяя доставлять уголь со склада прямо на фабрику. Зольность концентрата после обогащения составляла 40%. Период самовозгорания длился от 10 дней, из-за этого требовалось непрерывное обновления склада.



7. И без того низкая производительность, даже при коэффициенте вскрыши в 1 тонну угля на 2 метра кубических породы, ухудшалась без обновления парка оборудования. Делая работу персонала далекой от экологических норм и требований к рабочим местам.



8. Вход в левый в людской ствол с горизонта. Правый оказался завален из-за нарушения технологий строительства и воровства в лихие девяностые. Ствол же особенно интересен фуникулером в виде двух людских вагонов на канатной тяге. Также данный объект активно используют местные горноспасатели.



9. Диспетчерская одной из железнодорожных станций.



10. Три экскаватора с ковшами емкостью 2,8-3,2 кубических метра, все что осталось от высокопроизводительной техники и былых побед в соцсоревнованиях. Разрез был некогда гордостью союза и служил выставкой технологий и достижений. Лишь здесь и в Кузбассе проходили опытную эксплуатацию экскаваторы механической лопаты типа ЭВГ, механические эскалаторы для персонала смен, а также гидравлические прямые лопаты.



11. Вход в ствол и головной убор инженерно-технического работника.



12. Обвалившийся вход в левый людской ствол.



13.



14.



15.



16. Барабан-натяжитель конвейера длинной 1 км встречает посетителей у входа с горизонта в транспортный ствол.



17.



18.



19. Когда-то отгрузка продукции шла с обоих сторон сразу четырьмя машинами. Разрез выдавал по 6 миллионов тонн угля в год. Во многом благодаря этому месту советский союз выдержал не легкие годы военных и последующих лет. Но ничто не вечно и новые технологии приходят на смену устаревшему оборудованию, а вместе с ними меняются и требования к качеству. Местные олигархи так и не захотели осваивать технологию брикетирования, будучи незаинтересованными ни в рабочих местах, ни в людях. В результате месторождение с запасами минимум в 18 миллионов тонн, ныне закрыто и являет собой полигон для отходов нового Томинского ГОКа, расположившегося неподалеку. Жалобы местных жителей на состояние экологии и ее последующее ухудшение - остались не услышаны властями.



Челябинский металлургический комбинат
Челябинск 2016

ЧМК выпускает чугун, стальной прокат, полуфабрикаты стального проката из углеродистой и специальной стали и коррозионно-стойкой стали. Это одно из немногих предприятий страны, которому дано право присваивать продукции собственный индекс - ЧС (челябинская сталь). Мой первый опыт посещения действующего металлургического производства. Карабаш и Коркино уже позади, нужен был какой-то новый эпичный объект. Мы остановились у Бендера и решили, что залезть на ЧМК в день металлурга - это то, что нужно. Кто бы знал, что через год в этот же праздник я посещу ЗСМК, о котором я уже подробно писал ранее. Как лезть я не имел ни малейшего понятия. Бендер открыл карту и на пальцах попытался объяснить, как лучше действовать. По удивительному стечению обстоятельств в городе в этот же день оказался Скимитар. Он ехал с Черного моря в Челябинск к родственникам через Элисту, Волгоград, Тольятти и собирался на Folk Summer Fest в Гусь-Хрустальный обратно, через Набережные Челны и Нижний Новгород. Такое удивительное совпадение объединило жителей Сибири и Кавказа на Урале. Никто ничего не понимал, но мы полезли. Почти всю ночь мы потратили на залаз и вылаз, а летняя ночь была короткой. Мы бродили по магистралям, перемещаясь по лабиринтам из труб и лестниц, пытаясь найти удачные ракурсы, что было не просто сделать с первого раза. Конструкции сильно вибрировали и дребезжали при каждом выбросе газа из домны. Я не смог настроить выдержку, чтобы избежать «шевеленки», да и с подобными условиями еще не сталкивался. Получилось всего шесть более или менее удачных кадров. Закончилось тем, что мы бегали врассыпную и снимали кто как может. Наконец, собравшись вместе, мы покинули ЧМК на рассвете. Скакали через несколько заборов мы просто шедеврально. Пьяные металлурги не заметили нас, а мы их. Зато мы прикоснулись к действующему предприятию. Крупнейшему предприятию Металлургического района Челябинска.

20. С одной из доменных печей вид на просторы огромного предприятия открывается просто фантастический. Еще бы, высота доменной печи может достигать свыше 90 метров. А в сочетании с плотностью производственных цепочек и размахом 4,5*4,5 км, комбинат не оставляет равнодушным даже видавшего виды городского исследователя.



21. Хитросплетения заводских эстакад, превращают каждую ночь в незабываемое приключение, а ночь так коротка.



22.



23. Безмолвное величие нерабочей 4-й доменной печи, представляет большой интерес для незваных гостей. Огни, вспышки марева и суета производства как бы подчеркивают его особый характер, подогревая интерес к открытиям в те недолгие часы, что улыбнулась удача.



24.



25.



Карьер Химико-металлургического завода
Красноярск 2016

Карьер 4-го цеха ОАО «ХМЗ», участок «Новый» Торгашинского месторождения известняков, где работают экскаваторы и бульдозеры и периодически производят подрыв горы. Здесь красивый вид на город, а позади живописный Торгашинский хребет. Гуляя по лесу, я заприметил нерабочую старую технику.

26.



27. Буровая установка на базе трелевочника.



28.



29.



30. Остатки механической лопаты ЭКГ-5А.



31.



32. А в лесу догнивает еще одно чудо советского автопрома.



33.



«Деградирни»
Московская область 2016

Лыткаринская водоохлаждающая система, где расположились 24 маленьких градирни. Принадлежали к Центральному институту авиационного моторостроения имени П.И. Баранова - основанному в 1930 году научно-исследовательскому институту, где проводятся исследования в областях газовой динамики, теплофизики, прочности. Вблизи Лыткарино находится одна из его испытательных площадок, все объекты института образуют одну большую промзону «Тураево».

34.



35.



36.



37.



38.



39.



Научный исследовательский центр военно-воздушных сил
Московская область 2016

Тот случай, когда от объекта одно только название может вызвать интерес, а по факту смотреть не на что. Военная часть занималась анализом полетов истребителей, испытаниями, исследованиями в области военно-воздушной инженерии. В части никогда не было срочников, на ней работали офицеры и научные сотрудники. Здесь мы устроили фотосессию Лене с ржавым МАЗом.

40.



41.



42.



43.



44.



Радиочастотные безэховые камеры
Москва 2016

Какое-то время в Москве была популярна доступная территория НПК «Научно-исследовательского института дальней радиосвязи». НИИДАР на Преображенке - один из старейших заводов в истории России, который занимался производством сложных радиотехнических систем и военной техники еще до начала Второй мировой войны. Предприятие активно развивалось в советское время, оно продолжает выпускать радиооборудование и сейчас, но уже на другой территории (в 2014 году производство переехало в Зеленоград). Что же касается бывших заводских помещений, то, как это часто бывает с индустриальными постройками периода СССР, НИИДАР стал постепенно пустеть, а освободившиеся помещения стали активно сдавать в аренду. Безэховые камеры были предназначены для измерения индустриальных помех, испытаний на электромагнитную совместимость, измерения параметров антенн, работ в области защиты информации. Сама камера специально не охранялась, но находилась в частично живом цехе. Брошенная часть цеха в общем была пуста, но заслуживала внимания благодаря мозаичному панно и «зеркальному» микроавтобусу.

45. На фото не видно, но на этом гребне очень и очень неудобно стоять.



46. Иван здесь в своем познании настолько преисполнился, что как будто бы уже сто триллионов миллиардов лет проживает на триллионах и триллионах таких же планет, понимаешь?



47. А из этого РАФа сделали диско-шар.



48.



49. Кроме того, на территории НИИ есть несколько бомбоубежищ, которые я не посетил. Но зато у меня есть целый кадр одной гнилушки с АЗЛК.



Кирпичный завод № 1
Омск 2017

Одном из старых Омских кирпичных заводов. Производство это простое, но достаточно интересное. Так выглядит один из заводских корпусов, построенный в 1952 году. Внутри корпуса между печами для обжига кирпича проложена сеть узкоколейных ЖД путей, по ним ездили электротранспортеры-трансбордеры, предназначенные для перемещения вагонеток с кирпичом между разными производственными участками.

50.



51.



52.



53.



54.



55.



56.



57. Между предыдущим и следующим заводами мы встречаем такого ржавого красавца.



58. Снегоочистители СДП и СДП-М предназначены для очистки железнодорожных путей от снега глубиной до 1 метра, используются главным образом на перегонах, могут применяться также и для очистки станционных путей.



59. Снегоочиститель - это специальный цельнометаллический четырехосный вагон, оборудованный по торцам плужными отвалами. Плужные отвалы установлены постоянно под углом 50° к оси пути для отбрасывания снега в правую сторону по ходу снегоочистителя. Плужные отвалы состоят из лобового щита 6 с механизмом подъема и боковых крыльев 7 и 8 с механизмами открытия. Левое боковое крыло каждого отвала (если смотреть из кузова снегоочистителя) называют «угловым» крылом, правое - боковым.



60. Построен в 1967 году на Верещагинском путеремонтно-механическом заводе.



Омский завод крупнопанельного домостроения
Омск 2017

Завод производил стройматериалы, кирпич, керамзит. Вероятно, использовался для постройки огромной военной части и шахтных пусковых установок для ракет Р-9, находящихся в нескольких километрах далее по бетонной дороге. На территории находятся частные предприятия, ходят рабочие. Завод разделен на две части, есть охрана, собаки. Но в выходные это все можно обойти и посмотреть, избегая встреч с людьми, так как забор есть не везде.

61.



62. Это устройство нагнетает энергию, она скапливается в нагнетателе, затем луч направляется на планету. Я не помню, что именно за фирма этим занимается, но руководит мужик по фамилии Вэйдер. Наверное, не русский.



63.



64.



65.



66.



67.



68.



69.



70.



71.



72.



Стенд для испытания жидкостных ракетных двигателей
Омская область 2017

Бывший комплекс по испытанию ракетных двигателей системы «Энергия-Буран». В 1960 году началось строительство первой очереди стендового комплекса для испытаний ракетных двигателей носителей класса «Восход-Восток». А уже в 1962 году состоялся ввод в эксплуатацию испытательного стенда. Однако в отсутствии госзаказов в 1972 году было принято решение о консервации испытательной базы и её перепрофилирование под производство изделий гражданского назначения, в том числе под производства продукции для автомобильной промышленности. С 1980 года началась реконструкция испытательного стенда под испытания самых мощных в мире ракетных двигателей РД-170/171, которые выносили на орбиту комплекс «Энергия-Буран». Предполагалось создание уникального и единственного в мире комплекса для вертикального испытания двигателей ракет тяжелого класса. В 1985 году одним из первых в составе нового испытательного комплекса был принят в эксплуатацию склад, который использовался под хранение нафтила (ракетного топлива). Сдача в эксплуатацию всего стендового комплекса произошла в 1990 году. Построенный комплекс в формате испытательного стенда использовался до 1994 года до полного прекращения испытаний. Здесь, на рассвете я отметил свой день рождения (лазая по объекту, как и год назад на Коркинском разрезе). Мне не хватило фотографий на полноценный отчет, а весь материал ушел в видеодневник о поездке, по Сибири, который я так и не закончил монтировать. Приехали на объект толпой, ночью, на ржавом жигуле с надписью «GO HARD» на боку, я до сих пор не понимаю, как мы смогли вернуться на нем обратно в город. Приходилось постоянно успокаивать группу, объясняя всем, что мы «не палимся». Было темно, поэтому вышло так мало кадров. Трава была такая высокая и мокрая от росы, что приходилось штаны выжимать. Не знаю, что там сейчас, но тогда соседний цех с оборудованием уже опустел, а второй стенд напоминал мертвый скелет.

73.



74.



75.



76.



77.



78.



79.



80. Жигуль, на котором мы ездили. Колесо у него спустило по приезду, а еще стекло задней двери держалось за счет воткнутой в дверь гнилой щетки.



81. Попутки до дома.



82. А это мы с Никитой мчимся в закат, впереди нас ждет много металлургии, но это уже совсем другая история.


тоннель, мельница, безэховая камера, коллектор, завод, urbex, карьер, испытательный стенд

Previous post Next post
Up