Весной 2019-го я отправился посмотреть на столицу Бурятии, в этом блоге будет много дореволюционной, советской и современной архитектуры, история знаковых мест, размышления на тему урбанистики и даже руфинг. Город выделяют восточные нотки в архитектуре: национальные орнаменты, украшающие торцы зданий, крыши, выполненные на азиатский манер. Среди достопримечательностей стоит отметить и буддийские храмы, именно Бурятия считается в России буддийским центром. Две вещи, которые мне не понравились в городе, - это небрежное отношение к советскому монументальному искусству и неоднозначная реконструкция многих советских построек ко дню города в 2011-м году.
1. Мы в Советском районе, на площади Советов. Главная площадь Улан-Удэ, ранее имевшая название Нагорной. В 1920 году здесь состоялся митинг жителей Верхнеудинска, парад частей Красной Армии и партизанских соединений, освободивших город от войск атамана Семенова и интервентов. В 1931 году на площади было построено самое большое здание города - Дом Советов. По периметру площади сосредоточены административные здания, в том числе здания Народного Хурала Республики Бурятия, администрации города Улан-Удэ, Управления Федеральной службы безопасности России по РБ, а также здания кинотеатра «Прогресс», геологоуправления, главпочтамта, гостелерадиокомпании «Бурятия», Бурятского академического театра оперы и балета, Бурятского государственного университета. В центре - памятник В.И. Ленину, его высота 7,7 метра - это самая большая голова Ленина в мире. На площади проводятся все общественно-политические, культурно-массовые мероприятия, концерты, шоу, строятся ледяные городки.
2. Здание Дома Советов - первое здание эпохи позднего конструктивизма в Бурятии. Строительство здания производилось по проекту ленинградского архитектора профессора А.А. Оля. Проект был отобран в результате конкурса, объявленного в 1927 году, строительство закончилось в 1933 году. Здание имеет два пристроя (1969 года - пристрой к зданию Совета Министров Бурятской АССР, архитектор А.Р. Вампилов, и 1974 года - пристрой здания городского комитета КПСС, архитекторы Кулеш С.М. и В.М.). По проекту архитектора П. Афанасьева фасад здания был дополнен барельефом с лозунгом, выполненным из накладных букв. Здание состоит на государственной охране как памятник архитектуры регионального значения.
3. Перед площадью организована автостоянка, всеобщая автомобилизация в центре городов не дает людям покоя. Эта, вроде бы, пешая зона заставлена автомобилями почти со всех сторон.
4. УФСБ России по Республике Бурятия.
5.
6. Народный Хурал Республики Бурятия. Здание занимает важное место в архитектурном облике главной площади города, являясь одним из наиболее существенных его элементов. По признанию Людвига Минерта, оно «остается одним из лучших зданий города до настоящего времени»: оно вошло в складывавшийся ансамбль площади Советов как одно из главных составных звеньев ее архитектуры. Располагаясь на главной улице, оно видно издали и, постепенно раскрываясь при подходе к площади, играет ответственную роль замыкающего элемента перспективы, - писал он в своей монографии «Архитектура Улан-Удэ».
7. Учебный корпус № 3 БГУ, факультет иностранных языков.
8.
9. Конец улицы Ленина, вид на Триумфальную арку «Царские ворота». Первоначально улица была названа по проходящему по ней Сибирскому тракту и носила название Трактовая. Проходила от Одигитриевского собора, возведенного в 1741 году, до Нагорной площади.
10. Греческая богиня правосудия Фемида на здании Верховного Суда Республики Бурятия.
11. Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова. Одно из самых красивых зданий Улан-Удэ, «визитная карточка» Республики Бурятия. Является памятником архитектуры федерального значения. История сооружения здания начинается с 1934 года, когда архитектором архитектурно-проектных мастерских Моссовета А.Н. Федоровым для столицы Бурят-Монгольской АССР был разработан проект Дворца социалистической культуры. Предполагалось сооружение «большого научно-культурного комбината», в составе концертного зала, театра, библиотеки, музея, научно-исследовательского института. Этот проект не был утвержден. Новый проект музыкально-драматического театра со зрительным залом на 750 мест был разработан Федоровым в 1936 году. Начатые в 1938 году строительные работы были приостановлены. Их предполагалось возобновить в 1940-1941 году, но этому помешала Великая Отечественная война. К концу 1945 года проект театра был переработан: увеличилась вместимость до 800 человек. Строительные работы велись с 1945 по 1951 годы. Первый праздничный концерт и торжественный вечер состоялся в театре 1 мая 1952 года, а с 7 ноября театр начал давать спектакли. После долгой реконструкции, в 2011 году оно стало похоже на новодел.
12. Скульптурная композиция «Красавица Ангара» была установлена перед театром в 2000 году. В композиции увековечены легенды бурятского театра - Петр Абашеев и Лариса Сахьянова.
13. Напротив театра находится Здание комитета «Забайкаллес» и Комитета радиовещания, постройка середины XX века. Сейчас в здании находится Министерство финансов Республики Бурятия. Здание занимает угловой участок между площадями Советов и Театральной. Является единым архитектурным ансамблем вместе с Домом радио. Проект разработан совместно с архитектором А.Р. Вампиловым (1955-1959). Западное крыло, которое относится к «Забайкаллесу», главным южным фасадом обращено на здание театра оперы и балета и формирует красную линию застройки Театральной площади. Комплекс зданий представляет значительный интерес в активной градоформирующей роли и создании ансамбля площади Советов. Принят на государственную охрану как памятник архитектуры.
14. Дом радио. Здание построено в стиле «сталинский ампир». Угловая башенка увенчана шпилем со звездой в венке из колосьев. Фронтоны башни украшают два циферблата, один из которых обращен в сторону площади Советов, а другой - к зданию театра. Долгое время часы не работали, и только в 2013 году механизм заменили на электронный. Северное крыло главным восточным фасадом обращено на площадь Советов, который формирует западный фронт застройки ансамбля площади и фиксирует красную линию улицы Ленина.
15. Здание с национальным колоритом - Генеральное консульство Монголии.
16. Национальная библиотека Республики Бурятия. Здесь хотелось бы отметить небрежное отношение к сграффито с изображением Максима Горького. Оно расположено на торце старого здания библиотеки, к которому решили пристроить новый корпус, совершенно безвкусно покрытый вентфасадом и никак не вписывающийся в окружающую его городскую среду. Этим корпусом перекрыли, возможно, половину композиции сграффито. Похожая ситуация была с мозаикой на здании гостиницы «Баргузин» - там ее просто завешали рекламными баннерами.
17. Аутентичные балконы соседнего жилого дома. Благодаря таким мелочам, как этот орнамент, город приобретает свою идентичность.
18. Учебный корпус № 1 БГУ, готовит кадры для всех органов образования, науки, управления, экономики, здравоохранения, социальной сферы и т.д. Перед входом установлен памятник Доржи Банзарову - это первый бурятский ученый, получивший высшее образование западного образца.
19. Улица Коммунистическая. Исторические названия - Северо-Южная, Лосевская, Юного Коммунара (с 14 октября 1923 года), им. И.В. Сталина (с 29 июля 1937 года). Система трамвайного движения в Улан-Удэ была открыта 16 декабря 1958 года. На данный момент в городе действует 4 маршрута и 1 трамвайное депо. Стоимость проезда с 26 сентября 2020 года составляет 18 рублей, интервал движения 3-7 минут. Ежедневно на линию выходят 40 вагонов. В 2016 году трамваем было осуществлено до 20% объема перевозок пассажиров.
20. Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Бурятия. Изначально - здание бывшего сельхозтехникума, где в годы Великой Отечественной войны размещался эвакогоспиталь № 1845.
21. На доме № 22 по улице Ербанова установлены буквы, из которых сложен лозунг. Выглядят они современно, не знаю, насколько давно это было сделано, но, возможно, это результат реставрации советского лозунга. Такие артефакты мы еще встретим в других частях города. Дверь в подъезд была открыта, как и люк чердака. Давайте залезем на крышу?
22. Действительно, буквы из жести выглядят современно и подсвечиваются в темное время суток. Довольно забавно осознавать, что я шел по центру города мимо администрации, суда и ФСБ, одетый, как шпион, без паспорта и снимал все подряд, а теперь я здесь - это как вообще вышло?
23. Вид на пересечение улиц Ербанова и Коммунистической, отсюда видно практически все, снятое мною ранее.
24. Театральная площадь им. Лхасарана Линховоина. Количество урн и фонарных столбов сейчас там просто зашкаливает. Справа под елями - пустующий пункт полиции.
25. В железнодорожном районе первым бросается в глаза десятиэтажный жилой дом по улице Революции 1905 года, 16. Современный, 2012 года постройки, выглядит необычно. Ладно, пойдемте дальше.
26. Гостиница «Бурятия». Одно из немногочисленных зданий в стиле советского модернизма. Большая панелька с национальными мотивами, ну где такое еще увидишь?
27. Сталинка на проспекте Победы, 10.
28. За путепроводом Коммунистическая превращается в оживленное шоссе и носит название Балтахинова. Названа она в честь командира бурятского партизанского отряда времен Гражданской войны. Улица появилась в 1830-е годы и изначально называлась Мокрослободской из-за прохождения ее по топкой местности, а также на ней, вероятно, находилась «мокрая слобода», т.е. жилая городская окраина рядом с водоемом. На протяжении многих лет городская администрация пыталась изменить ситуацию с подтоплением в этой низине: засыпали мягкий грунт, заново асфальтировали дорогу и выкачивали воду. На сегодняшний день ситуация на улице благополучная: дороги ровные, проложена ливневая канализация. В 1924 году улица была переименована в Монгольскую, свое современное название носит с апреля 1940 года.
29. Двухэтажный деревянный жилой дом начала XX века, ныне книжное издательство на Советской, 25. Является памятником архитектуры.
30. Памятник верхнеудинскому купцу Евсею Лукичу, современная скульптура 2014 года, установленная «Сбербанком» и являющаяся его рекламной интеграцией в городскую среду.
31. Во время путешествия по Сибири в 1891 году город Верхнеудинск, ставший впоследствии Улан-Удэ, посетил цесаревич Николай Александрович. В честь этого события здесь так же, как и в других городах, удостоенных чести принять у себя высокого гостя, была построена Триумфальная арка, которая тогда называлась «Царские врата». Украшали арку двуглавые орлы, которые были сброшены в феврале 1917 года. Сама арка простояла до 1936 года и затем была снесена. Ко дню города 12 июня 2006 года Триумфальную арку восстановили. Правда, по размерам новая арка больше предыдущей, в остальном это точная копия прежней Триумфальной арки. Надпись на ней гласит: «20-21 июня 1891 года» - дата приезда в Верхнеудинск цесаревича Николая Александровича». 27 июня 2006 года на лицевую сторону триумфальных ворот был установлен государственный герб России - двуглавый орел. Именно в этот день «Царские врата» города обрели законченный вид. Старая арка, выполненная по проекту Николая Паува, была деревянной на каменном фундаменте.
32. Так называемый Улан-Удэнский Арбат - участок улицы Ленина длиной в 360 метров от улицы Кирова до Советской улицы, являющийся пешеходной зоной. В 2004 году на участке перекрыли автомобильное движение и назвали его Арбатом по аналогии с пешеходной улицей в Москве. Здесь можно полюбоваться архитектурой старинных зданий, самым известным из которых является дом купца Н.Л. Капельмана, или, как его еще называют местные жители, «Дом с атлантами», чьи фасады украшают фигуры мощных атлетов; увидеть скульптуру «Жезл бога торговли Меркурия и рог изобилия» - символ процветания города, который, кстати, изображен на гербе Улан-Удэ; композицию «Две птицы», олицетворяющую любовь и бережное отношение к природе, и фонтан, над чашей которого переплетаются в форме круга две рыбки - символ бесконечности времени, навеянный буддийской философией. Здесь же находится памятник известному русскому писателю А.П. Чехову, произведения которого популярны и в нашей стране, и за рубежом. Кроме того, Антон Павлович любил гулять по улицам Верхнеудинска и очень тепло отзывался об этом сибирском городе. Здесь можно заглянуть в музей истории Улан-Удэ или художественный салон, ну, или посетить кафе и магазин, коих тут великое множество.
33. Бюст Василия Серова. Василий Матвеевич Серов (1878-1918) - учитель, депутат Государственной думы Российской империи II созыва, первый председатель Верхнеудинского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
34. Барельефы на этом здании напоминают о находившейся в здании в советские годы городской АТС.
35.
36. Здание АТС, построенное в 1952-1955 годах в стиле «сталинского ампира». Является образцом архитектуры периода 1950-х годов, в то время в национальных республиках поощрялось использование в проектах национальных мотивов. Здание АТС работы Л.К. Минерта как раз считается одним из лучших решений архитектора, где использованы результаты его исследований бурятской храмовой архитектуры. В 2015 году признано объектом культурного наследия.
37. Скульптура «Жезл бога торговли Меркурия и рог изобилия». Скульптура символизирует герб города, учрежденный в 1790 году. Автором выступил известный российский скульптор А.М. Миронов. Мраморный жезл выполнен в виде круглой колонны, вокруг которой обвиты две бронзовые змеи. У подножия колонны к ней приставлен рог изобилия, на острие рога находится шар, в отверстия которого по традиции кидают монеты, чтобы вновь вернуться в этот гостеприимный город.
38. Фонтан, который еще не запустили после холодов. На его фоне расположено здание Министерства культуры Республики Бурятия, выполненное в стиле советского модернизма. Оно почему-то соединено переходом с историческим домом купца Капельмана, сверху они выглядят как единый комплекс зданий, но символизируют дух совершенно разных эпох.
39.
40. Дом купца Нафтолия Капельмана. В начале первого десятилетия XX века купец Нафтолий Леонтьевич Капельман построил каменный двухэтажный дом «с атлантами». Здание было построено в кратчайшие сроки со 2 июня по 5 октября 1907 года. В доме размещался зубоврачебный кабинет Зубовской, нижний этаж сдавался в аренду под чайный магазин Син Тай Луня, кондитерский магазин «Модерн» и кофейню И.Е. Цыгальницкого. В сентябре 1812 года в этом здании зарегистрировано товарищество «Торгово-промышленная и комиссионная контора Н.Л. Капельман и Г.И. Виневич» для производства лесных материалов. В 1918-1920 годах в нем размещалась контора Прибайкальского союза сельского потребительского общества «Прибайкалсоюз». Здесь же действовала подпольная большевистская организация. В настоящее время в здании размещены нотариальная контора, управление Буркоопсоюза, магазины.
41.
42.
43.
44. Дитя Бурятии.
45. Фигура Чехова, отлитая из бронзы, установлена в честь 347-летия города.
46. Скульптурная композиция «Две птицы». Улица, как и многие в стране, страдает от отсутствия дизайн-кода и обилия наружной рекламы. Видите лавочки позади скульптуры? Они тоже с рекламой, поэтому, чтобы люди не закрывали ее - на них максимально неудобно сидеть.
47. Памятник павшим борцам за коммунизм на площади Революции 1905 года, в которую упирается Арбат. Архитектор - Н.А. Котов.
48. Универмаг «Центральный» - еще один пример сталинской архитектуры.
49. Ничего не понятно, но очень интересно!
50. Здание ЦИК Советов Сибири, в котором с июля по август 1918 года размещался Центральный исполнительный комитет Советов Сибири. В 1918-1920 годах в подвалах здания находился застенок белогвардейской контрразведки. Является памятником истории.
51. Усадьба Н. Меньшикова.
52. Ряды гостинодворские - старинный коммерческий центр на центральной исторической площади города. Первое деревянное здание Гостиного двора было построено в 1791 году. В 1804 году началось строительство каменных гостиных дворов по плану архитектора А.И. Лосева и продолжилось до 1868 года. Наиболее ценен южный фасад с аркадами и квадратными колоннами. Вокруг Гостиных рядов формировался общественный центр города, площадь получила название Гостинодворской. Здесь два раза в год проводились торговые ярмарки, которые были крупнейшими торговыми мероприятиями за Байкалом. Верхнеудинск в то время являлся одним из важнейших торговых центров Сибири. В настоящий момент Гостиный двор имеет статус памятника истории и архитектуры федерального значения.
53. По проекту, разработанному иркутским губернским архитектором А.И. Лосевым, большой квадратный в плане корпус с обширным внутренним двором должен был занять всю среднюю часть главной площади Верхнеудинска, его 116 ячеек торговых лавок были обращены как на внешний периметр, так и во двор. Снаружи здание окружала аркада, со стороны двора - навес на столбах. По оси симметрии каждого из фасадов располагались проезды во внутренний двор. На сегодняшний день в стенах этого исторического памятника находятся различные магазины, парикмахерская, ателье, детская стоматологическая поликлиника. Можно сказать, что традиции продолжаются и здание до сих пор используется по его первоначальному назначению.
54. Скульптурная композиция «Бэлэг», посвященная семье, появилась в городе в 2017 году.
55. Милая сердцу эстетика ебеней.
56. Свердлова, 10/1 - жилой деревянный дом и каменные ворота усадьбы богатого горожанина второй половины XIX века. Этот памятник архитектуры стоило бы привести в порядок. Дома здесь уникальные, пусть это и не очевидно для многих.
57. Как вы догадались, мы в старом деревянном центре, в так называемых екатерининских кварталах. Этот доходный многоквартирный дом - тоже памятник архитектуры. Здешним деревянным домам стоило бы посвятить отдельный блог, ну а пока мы двигаемся дальше.
58. Проспект Победы, 16. Это здание по сей день является одним из самых монументальных среди жилых домов советского периода. В 1950-е годы был разработан проект застройки проспекта Победы. Использование рельефа местности с открытым видом на город до сих пор считается одним из лучших архитектурных решений советского градостроительства. Оба здания в стиле «сталинского ампира» (недалеко находится здание МВД) составляют красивый архитектурный ансамбль и видны издалека благодаря открытой панораме проспекта Победы. Давайте поднимемся на крышу.
59. Меньше минуты по пожарной лестнице, и мы наверху. Очень уютная башенка.
60. Вид на Удинский мост, за рекой уже Октябрьский район. На переднем плане скульптура Гэсэр-хана.
61. Вид на парк «Мемориал Победы».
62. Вид на Государственный Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева. Построен в стиле «брутализм», после реконструкции 2011 года плоские крыши были дополнены восточными элементами, изменившими первоначальный облик здания.
63. Государственный Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева - старейший драматический театр Бурятии, в котором проходят спектакли на бурятском и русском языках. Театр драмы был учрежден решением коллегии Наркомпроса Бурят-Монгольской АССР в июле 1932 года на базе уже тогда действующего театра. В 1936 году в театре начали работать первые профессиональные бурятские режиссеры - выпускники ГИТИСа Гомбожап Цыдынжапов и Мария Шамбуева. Репертуар состоял из пьес первых бурятских драматургов. С 1959 года театр носит имя Хоца Намсараева, автора многочисленных пьес, тонкого знатока фольклора, осуществившего литературную обработку и опубликовавшего шедевры древнего народно-поэтического творчества. У входа в театр установлен буддийский молитвенный барабан «Хурдэ».
64. Здание, в котором функционирует театр сегодня, сдано в эксплуатацию в ноябре 1982 года. Архитектурный проект был разработан в Московской мастерской «Гипротеатр». Над экстерьером и внутренним убранством театра работало семь творческих бригад под руководством народного художника Бурятии и Российской Федерации Д.Д. Дугарова.
65. Фронтон здания украшен рельефом «Цветущая Бурятия» (авторы Д. Дугаров, Э. Аюшеев, Э. Цыденов; выполнен бригадой мастеров под руководством Г. Чагдурова). Центральные входные двери и все двери зрительного зала украшены резьбой с элементами бурятского орнамента, покрывающей глубоким узором всю их поверхность. Резьбу дверей продолжают решетки на стенах зала и фриз над зеркалом в вестибюле. Ажурный декор находит свое завершение в скульптурных композициях из семи масок, созданных скульптором Геннадием Васильевым по мотивам эпоса «Гэсэр».
66. Передний объем здания опирается на колонны, пространство под которыми частично остеклено. Такие «ноги», на которых стоит второй этаж, являются знаковым элементом брутализма.
67. Вентшахта театра тоже красива сама по себе, я не смог пройти мимо.
68. Торгово-развлекательный центр «EuroZone» доминантой нависает над пересечением Балтахинова и Куйбышева, здесь городская среда максимально деградирует, как в архитектурном плане, так и в плане благоустройства. Магистраль в центре города провоцирует водителей превышать скорость, а для пешеходов городская среда здесь максимально некомфортна. Чтобы преодолеть это пространство пешком, нужно не только проявить смекалку, но и быть сильным и здоровым человеком. Инвалиду или пенсионеру в этом месте будет тяжелее всего. Виной тому - эстакада с надземным переходом. Среда вынуждает людей переходить дорогу в неположенном месте, перепрыгивая через отбойники, которым в центре города вообще не место. В этом лабиринте еще нужно найти две остановки, чтобы уехать отсюда.
69. Свято-Троицкий храм. Строительство велось с 1798 по 1809 год на месте деревянной кладбищенской церкви. Северный придел Покрова Божией Матери был освящен в 1818 году, южный придел святителя и чудотворца Иннокентия Иркутского - в 1856 году. Начал строительство храма купец Василий Пахолков, завершил - купец Афанасий Налетов. Средства на постройку жертвовала как русская, так и бурятская часть населения города. В 1940 году храм был закрыт, в его здании расположился - не поверите - склад кинопроката. В 1949 году было снесено кладбище, и вскоре это место переоборудовали в городской сад, к зданию церкви пристроили танцплощадку. Здесь планировалось открыть музей архитектуры Улан-Удэ, было бы интересно на это посмотреть. Однако в 1988 году храм был передан Русской Православной Церкви и отреставрирован, в девяностых в нем начались богослужения.
70. Памятник сотрудникам МВД, погибшим при исполнении обязанностей.
71. МВД по Республике Бурятия. Четырехэтажное угловое здание построено в стиле «сталинского ампира». Является одним из красивейших зданий Улан-Удэ, входит в ансамбль зданий по проспекту Победы. Изначально спроектированное как здание общественного назначения для Министерства внутренних дел Республики Бурятия, оно и по сей день используется ведомством.
72. Танк Т-34-85 на проспекте Победы - советский средний танк периода Второй мировой войны. Установлен на постамент в ноябре 1967 года, в канун 50-летия Великого Октября. В годы войны на средства жителей республики построены танковые колонны «Социалистическая Бурят-Монголия» и «Молодой колхозник Бурят-Монголии».
73. Мемориал Победы. От площадки с танком вниз к подножию горы ведет сдвоенная каскадная лестница, упирающаяся в аллею, выполненную полукругом. В его центре расположен фонтан в виде звезды, - патриотичненько.
74. Шикарный образец этнических граффити под путепроводом, еще один был на Арбате.
75. Республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова.
76. Пара снимков моих любимых деревянных окон, я для них целый
аккаунт в инстаграме завел.
77.
78. Улица Соборная, возникла в конце XVII века, когда город был разделен на острог и посад. Находилась в посаде между деревянными церквями: Спасской и Богородице-Владимирской. Мощеная пешеходная дорога ведет к территории Свято-Одигитриевского кафедрального собора - это одно из первых каменных строений в Улан-Удэ, построенное в стиле сибирского барокко. Как и все религиозные сооружения, имеет богатую историю, которой я не буду вас утомлять.
79. Памятник жертвам политических репрессий. Скульптура изображает мать и ребенка, от них направлены копья, опутанные клубком колючей проволоки. Надпись на памятной доске: «Жертвам политических репрессий». Скульптор - В.Б. Бухаев.
80. Скульптура Гэсэр-хана, одна из множества современных, установленная в 2006 году. Высота скульптуры без постамента - около 6 метров, с копьем - почти 9. Гэсэр - в мифологии монгольских народов и народов Тибета, контактировавших с сяньбийцами: ниспосланный небом культурный герой - Сын Неба, небесный всадник, бог войны (покровитель воинов) и царь-избранник, очищающий землю от чудовищ - демонов-мангусов.
81. Городской Дворец детского (юношеского) творчества - многопрофильное учреждение, осуществляющее образовательный процесс по разным направлениям. Необычное здание в стиле «брутализм», построенное по проекту архитектора Владимира Бельгаева, имеет форму корабля. Очень интересная и символичная задумка. Открылся Дворец 27 декабря 1986 года.
82. Первоначально
мозаикой был украшен весь фасад, но после того, как она начала обсыпаться, ее заменили на новую. Прежний фасад был посвящен истории пионерской организации. Слева на нем были изображены пионеры во время похода, сидящие около костра. Выше - пионерский слет. На правой стороне был в символической форме обозначен знаменитый лагерь «Артек». У этой мозаики очень богатая история - ее привезли из Санкт-Петербурга самолетом. Это был очень редкий материал. Но, увы, со временем выяснилось, что он не подходит для здешних условий, «не любит» холод и влагу, а здание построено у реки.
83. В 2011 году Дворцу срочно выделили деньги на ремонт фасада. После ряда совещаний с участием представителей администрации города, администрации Октябрьского района, Комитета по образованию, Управления архитектуры во главе с главным художником города Алексеем Бахлуевым было принято решение убрать осыпающуюся мозаику. Это было сложное коллегиальное решение - внести изменения в первоначальный проект. Над панно для фасада художники работали в большом фойе в учебном корпусе. Это была тонкая, почти ювелирная работа. Художники приступали к работе в 5-6 утра и трудились до поздней ночи, чтобы закончить ко Дню города. За два дня до празднования панно было завершено и установлено на фасаде. Я, честно говоря, впервые сталкиваюсь с таким явлением, как современное мозаичное панно.
84.
85. Мемориальный крест в честь 325-летия основания Удинского острога.
86. К вечеру первого дня прогулки я направился в Железнодорожный район. Район, в котором сосредоточена большая часть промышленности города. Основные улицы здесь: Гагарина, Комсомольская, Октябрьская, Революции 1905 года, Лимонова, Ботаническая, а также проспекты Автомобилистов и 50-летия Октября.
87. Торговый центр «Сагаан Морин»: эти «египетские пирамиды» и башня включают в свой комплекс также гостиницу и кинотеатр. Современная архитектура - она такая, да. Но я сюда не на уродство пришел смотреть, а искать советские артефакты!
88. Советский артефакт №1.
89. Советский артефакт №2.
90. А вот это мозаичное панно, которое было доступно взору с проспекта 50-летия Октября, перекрыла стройка. Между зданиями, на торце одного из которых расположено панно, остался небольшой зазор, что опять же говорит о неумелом управлении градостроением. Пришлось договориться со строителями, чтобы занять удачное место и сделать снимок мозаики в лучах заката. Монументальная мозаика «Дружба народов» - работа заслуженного художника Бурятской АССР Бальжинима Доржиева, его сын Зорикто Доржиев - тоже художник. Панно появилось в начале 80-х годов. Приблизительные размеры полотна - 10 на 15 метров. В центре композиции два молодых человека - бурят и русский, судя по одежде, рабочие. Юноши улыбаются, уверенно шагают вперед - в светлое будущее. В сценах по краям композиции показаны успехи промышленности и сельского хозяйства Бурятской АССР, уникальная природа Байкала, раскрыта тема семьи и материнства. Подробнее об этой мозаике пишет автор в своем
блоге. Он подробно описал проблемы градостроения в этой местности и показал другие примеры советского монументального искусства, раскрывая замысел создателя этого и других панно.
91. Автором другого полотна на стене общежития ВСЖД на улице Революции 1905 года, 68 является заслуженный художник Республики Бурятия Л.А. Лабок.
92. Улан-Удэнский Центр культуры дирекции социальной сферы ВСЖД.
93. Все в лучших традициях советской эпохи: в сквере - памятник Ленину, на здании - мозаичные панно и чеканка.
94. Панно на здании Центра культуры, созданное в начале 80-х. Автор тот же - Л.А. Лабок.
95. На этом пока все, я устал, вы, думаю, - тоже. Продолжение в следующей части.