Музей КБЖД

Apr 06, 2018 21:26




Кругобайкальскую железную дорогу можно по праву назвать главной рукотворной достопримечательностью на Байкале. Это уникальный памятник архитектуры и инженерного искусства, часть Транссиба и одно из красивейших мест Прибайкалья. Музей истории КБЖД располагается в восстановленном здании железнодорожного вокзала и занимает совсем небольшое помещение 30 на 10 метров. На такой маленькой пощади с большой любовью создана экспозиция истории строительства и эксплуатации Кругобайкальской железной дороги. Здесь представлены и фотографии инженеров-проектировщиков и строителей, рабочие чертежи, планы, макеты инженерных сооружений: мостов, тоннелей, подпорных стенок, причал паромной переправы, предметы труда и быта строителей дороги.

1. Порт Байкал - грузо-пассажирский порт, расположенный на озере Байкал у истока реки Ангары в посёлке Байкал. Вид с Камня Черского. Чтобы попасть сюда из Листвянки, в которую можно доехать из Иркутска по байкальскому тракту за час, нужно дождаться парома на переправе.



2. Но просто слоняться без дела по берегу Байкала не интересно, можно подняться на камень Черского. Проще всего это сделать на кресельномм подъёмником австрийской фирмы «Доппельмайер».



3. Обыкновенный Канюк - один из представителей местной птичьей фауны.



4. Гора, с которой видно порт названа в честь Яна (Ивана) Дементьевича Черского - ученого-географа, внесшего огромный вклад в изучение Сибири. Данную гору не следует путать с пиком Черского на Хамар-Дабане и с горой Черского на Байкальском хребте.



5. Яркая рыжая растительность папоротника.



6. Осенью паром ходит достаточно редко, поэтому приходится коротать время прогуливаясь по берегу и наблюдая за кораблями и редкими туристами.



7. А то глядишь и белка по дороге пробежит.



8.



9.



10.



11.



12. «Galsan» - круизный катамаран класса люкс.



13.



14.



15. Вот и долгожданный паром, который отвезёт меня на тот берег.



16.



17. Железнодорожный вокзал станции Байкал. Построен одновременно со строительством Байкальской паромной железнодорожной переправы в 1900-х годах. В Гражданскую войну здание было сильно повреждено при взрыве вагона со взрывчаткой в июле 1918 года. В 2000-х годах было реставрировано и реконструировано. При этом облик вокзала несколько изменился относительно первоначального вида, и того вида, в каком здание существовало большую честь XX века. В частности, декор наличников и некоторых других элементов был заменен на другой, скорее в сторону упрощения.



18. В конце 2005 - начале 2006 года на станции Байкал подготовлена новая экспозиция, посвященная истории Кругобайкальской железной дороги. Музей на вокзале станции Байкал является началом музеефикации тупикового Кругобайкальского участка и создания музейного комплекса КБЖД. Здесь посетителям представится возможность увидеть наиболее интересные и необычные железнодорожные участки, познакомиться с работой отдельных железнодорожных служб.



Аналогов Кругобайкалке нет в мире. Это - уникальный комплексный музей. Причем дорога и территория, прилегающая к ней, включают в себя не только многочисленные памятники инженерно-технического искусства (тоннели и галереи, мосты и виадуки, подпорные стенки), памятники архитектуры, но и разнообразные памятники природы - геологии, минералогии, зоологии, биологии. О количестве инженерных сооружений можно судить из следующих данных: тоннелей - 41 из них 39 тоннелей на историческом отрезке Кругобайкалки и еще один - восточнее Слюдянки, каменных галерей - 16 (сохранилось 15, сейчас используется 5), железобетонных галерей - 3, мостов и виадуков - 248, подпорных стенок - 268, памятников архитектуры - 172.

19.



Сложность работ по созданию этой дороги была колоссальной. Строительство велось с 1896 по 1900 год, были задействованы архитекторы и инженеры из России, Италии, Латвии, Польши и Албании. Решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 1982 года участок Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Култук объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану.

20.



Когда-то КБЖД была частью Транссибирской магистрали и проходила от Иркутска до станции Мысовая на восточном берегу Байкала. Путь пролегал вдоль левого берега Ангары до станции Байкал на ее истоке, а оттуда шел вокруг южного берега знаменитого озера до конечной станции байкальской части Транссиба. В то время ее называли «золотой пряжкой стального пояса России». Пряжкой - потому что она соединяла разорванную Байкалом часть Транссиба, а золотой - потому что в то время это была самая дорогая железная дорога в стране.

21.



До 50-х годов ХХ века КБЖД полноценно функционировала как участок Транссиба. Но после постройки ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр и дорога от Иркутска до Байкала "затонула". Транссиб проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым участком. 30 июня 1956 г. по ней прошел последний транзитный поезд. Кругобайкальская дорога перестала быть магистралью. Здесь были сняты вторые пути, упразднены некоторые станции. Теперь КБЖД - это часть железнодорожного пути, начинающегося в поселке Байкал на истоке Ангары, и заканчивающегося в южной оконечности озера - поселке Култук.

22.



Во время гражданской войны КБЖД стала местом активных боев. По одной из легенд, в районе берегового склона Кругобайкальской железной дороги на дне Байкала в результате крушения железнодорожного состава находится так называемое «Золото Колчака» - часть золотого запаса Российской империи.

23.



Отсчет километров на историческом участке Кругобайкалки ведется от Иркутска-Сортировочного. Станция Байкал при этом расположена на 72 км от этой точки отсчета. Ветку Иркутск - Байкал начали строить от современной станции Иркутск-Пассажирский, и следовательно, километраж исчисляют от него. После затопления участка Иркутск - Байкал, был сохранен исторический километраж. Таким образом, исторический отрезок расположен от 72 км (ст. Байкал) до 161 км (ст. Слюдянка-2).

24.



25.



26.



27. Форма железнодорожника, фуражка МПС 71-го года, ящик для инструментов второй половины XX века.



28. Керосиновые фонари середины XX века.



29. Утюги.



30. Макет виадука.



31. Макет железнодорожного моста через речку Половинную на 110-м километре КБЖД, Клиновый противоугон системы Шестопалова, середина XX века.



32. Макет металлического моста через реку Шабартуй на 130-м километре КБЖД.



33. Макет строительства тоннеля.



34.



35.



36. Макет моста через бухту Берёзовую, 100-й километр КБЖД.



37. Стул из управления Забайкальской железной дороги, доска для стирки белья, керосиновая плитка, керосиновые лампы и горелки, серп, мясорубка, кузнечные клещи, ступа и пестик и множество утюгов XX века.



38. Немецкие швейные машинки.



39.



40. Макет паровоза.



41. Феликс и телефонные аппараты.



42. Макет здания первого вокзала станции Байкал 1899 года, фонарь для освещения станции, Рулетка РП-20 1970 года, изоляторы для электрических линий.



43. Макет вагона ЦМВ.



44.



45. Телефон судовой для внутренней связи 1976 года, дар команды теплохода «Сретенск», фонарь сигнальный МСНП-125 1970 года, макет якоря парома-ледокола «Байкал» с якорной цепью, фонарь шлюпочный 1970 года, фонарь топовый тип ТС 1953 года.



46. Образцы горных пород с берега Байкала.



47. Макет паромной железнодорожной переправы 1902 года.



48.



49.



50. Макет временного жилья рабочего на строительстве КБЖД начала XX века.



51.



52.



53.



54.



55.



56. Информационная доска паровоза серии «Л» 1954 года.



57. После экскурсии было совсем немного времени исследовать окрестности, нужно было бежать обратно на паром. Но несколько интересных снимков сделать всё же удалось. Например обилие местных хищных кошек.



58.



59.



60. Мотоцикл - основной местный транспорт. Мотоциклов здесь не меньше чем котиков, а иногда их можно увидеть в тандеме.



61.



62.



63.



64.



65. Старый советский плиточный рисунок.



66.



67.



68.



69.



70.



71.



72.



73.



74.



75.



Спасибо за внимание!

tech, кбжд, музей, байкал, железная дорога

Previous post Next post
Up