«Кавказская Пленница» Часть 2: Страна Душ

Oct 29, 2016 19:00




Я парю высоко над верхушками деревьев. Я проношусь с ветром, огибая склоны, покрытые густой зеленью. Я серый кирпич в потрескавшейся кладке, заросшей мхом. Я рёв медведя в пустом застывшем лесу. Я блеск ржавых рельс в зелёном папоротнике. Я роса в распустившихся цветках посреди обшарпанных стен. Я последний снег, покрывалом расстелившийся по бесконечным горным хребтам. Я угольная пыль на гнилых деревянных скамейках. Я свет единственной лампочки в холодной серой комнате. Я смотрю пустыми глазницами окон. Сотнями пустых глазниц со всех сторон. Смотрю внутрь тебя, одинокий скиталец. Ты здесь, в стране души и сотни душ обращены к тебе.

Вторая часть блога про Абхазию посвящена обзору Акармары. Изначально она являлась микрорайоном Ткуарчала, находившимся выше по дороге в горном распадке. Ныне практически самостоятельный Посёлок Акармара расположен примерно в десяти километрах от самого города. Он, как и другие посёлки (Джантуха, Поляна - о них в следующем обзоре), строился ещё в советские времена специально для шахтёров и их семей. Со всей полагавшейся инфраструктурой: дорогами, детсадами, школами, больницами, аптеками, рынками и прочим. Позже, когда распался СССР и разразилась война между абхазами и грузинами (Отечественная война 1992-1993 годов), некогда кипучая жизнь в округе стала постепенно затухать, пока Акармара не лишилась почти всех своих жителей. Тем не менее несколько семейств в посёлке всё таки проживает. Добыча же угля возобновилась, но теперь на место коммунистов пришли турки. Они обосновались в карьере, в возвышенности гор. Компания «Тамcаш» ведёт разработку угля открытым способом. На данный момент уголь переправляют до ближайшего перевалочного узла по углепроводу и на автотранспорте до ближайшего железнодорожного узла. вывозится грузовиками из распадка в Ткуарчала, а затем отправляется на корабли в порту Очамчиры. Ранее каменный уголь добывался шахтным способом и переправлялся в Ткварчели с помощью канатной дороги в вагонетках. До наших дней вагонетки и канатная дорога не сохранились. Но сейчас не об этом.



1. Из Ткуарчала дорога ведёт в горный распадок. На выезде стоит здание бывшего кафе «Лашкиндар».



2. Внутри стены украшены рисунками на шахтерскую тематику. Изображён рабочий класс.



3. С автодороги на одном из крутых поворотом есть место, откуда все любуются видом на железнодорожный мост через реку Галидзгу. Мост, длиной в семьсот метров интересен тем, что имеет изогнутую форму. По некоторым данным таких мостов было построено всего два в мире.



4.



5. Выше в горах можно найти неприметные огороды, где свободно пасётся скотина в загонах.



6. Железная дорога проходит над автомобильной по крутым горным склонам. Для её постройки возводили мосты и прорубали тоннели. Строилось это всё немецкими военнопленными, после окончания Великой Отечественной Войны.



7.



8. Карьер по добыче строительного камня. По рассказам местных - отсюда камень увозили в Сочи во время подготовки к Олимпиаде 2014 года.



9.



10. Дробилка.



11.



12.



13.



14.



15.



16.



17.



18.



19. По пути встречалось множество горных ручьёв, родников и небольших водопадов.



20. Первый тоннель. Пока мы пересекали его затемнённую часть - обнаружили мёртвую корову. Судя по всему она ушла слишком далеко от своего привычного пастбища и была загнана волками внутрь тоннеля, где её постигла печальная участь.



21.



22.



23. Немцы строили на совесть. Всё укреплено конструкциями из рельсов. Видно их торчащие куски из бетона, остальное спилено.



24. Уже видно Акармару.



25. Здесь наш путь обрывается, в буквальном смысле. Далее должна была быть станция Акармара и небольшой вокзал. Она являлась конечной на ответвлении в от линии Псоу - Ингур. Пассажирское движение осуществлялось до станции только в течение двух лет, после чего было запрещено из-за сложных условий линии (высокая вероятность схода лавин). Горловина станции на протяжении 200 метров снесена оползнем до голой скалы. Железнодорожное полотно от Ткуарчала сохранилось лишь частично.



26. Акармара. Река, горы и бурная растительность. Пахнет горными выработками, этот запах я ни с чем не спутаю.



27.



28.



29.



30.



31. Заканчивается первый день. Близится закат.



32. Утром следующего дня мы отправились в Акармару уже по автодороге. Смотрели на мосты теперь снизу вверх.



33.



34. Ещё огороды. Здесь пока живут и торгуют люди. Индюк бодрствует с самого утра.



35.



36. Старая автобусная остановка. Два раза в неделю, в среду и в воскресенье, в поселки Джантуха, Акармара и Поляна приезжает автобус, который едет до Ткуарчала. Это единственная возможность попасть в административный центр, съездить к врачу или на рынок, отмечают жители отдаленных, заброшенных населенных пунктов.



37. Вид на водопад с моста в Акармару.



38.



39. От Ткуарчала до Акармары примерно десять километров. И вот мы здесь. Здесь Акармару принято называть - город-призрак и не удивительно. Акармара состоит из десятка четырёхэтажных жилых домов со всей необходимой для городского посёлка инфраструктурой - тут были гостиница, школы, больницы, ресторан, Дом Культуры, кинотеатр, пансионат, рынок. Ни по архитектуре, ни по расположению это место не похоже на простой шахтёрский посёлок в общепринятом представлении. Жителей в конце восьмидесятых годов 20-го века насчитывалось около пяти тысяч. Теперь здесь выживают несколько десятков человек и работает один ларёк у дороги, служащий также и местом обмена новостями.



40.



41.



42.



43.



44.



45. Маленькие и скромные домики - типичное жилище здешних жителей. Но есть тут и более крупные постройки.



46.



47. В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры.



48. Здание школы.



49. Административное здание с фонтаном.



50. Жилые дома.



51.



52.



53.



54.



55.



56.



57. Жителей здесь очень мало, их почти не видно. В основном это старики, которым некуда ехать. Молодежь в поисках работы уехала из этих мест уже давно.



58. Автомобильный мост. Уходить далеко в дикую местность не советуют. Боятся диких животных.



59.



60. Живность.



61.



62.



63. Ещё живность. Работает как сигнализация, реагирующая на всю остальную живность.



64. Всё это когда-нибудь обвалится. Будет хорошо, если в этот момент рядом не будет тех не многих, кто остался здесь на свой страх и риск.



65. Следы людского пребывания.



66. Рыночная площадь.



67. Закончу свой обзор фотографией дома на отшибе. Просто жилой дом. Несколько бродячих собак. Какая-то возня доносится из окна верхнего этажа. Очередная обречённая душа. Кажется дождь собирается. Дорога ведёт дальше в распадок.



Продолжение следует.

призрак, город, душа, акармара, абхазия, уголь

Previous post Next post
Up